Система работы хореографической студии «Юнона»

 
 

Сиротина Марина Ивановна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Система работы хореографической студии «Юнона»

Хореографическая студия «Юнона», художественным руководителем которой я являюсь, давно стала визитной карточкой и гордостью микрорайона «Гвардейский». Это сплочённая команда, в которой творческий успех коллектива воспринимается каждым, как свой собственный, а успех каждого – как успех коллектива. В 2017 году коллективу присвоено звание образцового.

Приобщение детей к большому миру хореографического искусства в моём коллективе начинается с внешнего вида. Дети чётко знают мои требования, и на занятия ходят в гимнастических купальниках и в балетной обуви с уложенной в пучок прической.

Отличительной особенностью моей деятельности являются:

1. Совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку учащихся в течение всего курса обучения.

Учебные планы всех танцевальных направлений скоординированы между собой и дают возможность более эффективно строить процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся, наиболее полно реализовывать их творческие возможности. Поэтому моя деятельность предусматривает следующие содержательные компоненты курса обучения:

– Классический экзерсис.

– Техника эстрадного и современного танца.

– Историко-бытовой танец.

– Народный танец.

– Ритмопластика.

– Партерная гимнастика.

– Постановка танцев.

– Репертуар.

– Танцевальная импровизация.

Содержательные компоненты учебного процесса варьируются в зависимости от задач определенного года обучения.

2. Наличие трех этапов обучения, которые включают в себя:

Первый этап – подготовительный. Длится от года до 2-х лет, в зависимости от физических и творческих особенностей ребенка. На этом этапе дети развиваются физически, совершенствуют двигательные навыки, развивают способности самовыражения посредством танца. Этому способствуют музыкальные игры и коррекционные психологические упражнения на сплочение коллектива.

Второй этап – основной. Это 3-5 год обучения. Решает задачи развития и формирования творческого потенциала учащихся, повышения техники исполнения танцев. На этом этапе по необходимости используются методы индивидуальных занятий, где ведётся работа с особо одаренными детьми. Уделяется внимание развитию самостоятельного творчества (танцевальная импровизация – составление танцевальных этюдов), подготовке репертуарных танцев для выступлений.

Третий этап – совершенствование исполнительского стиля – 6 и 7 год обучения. На этом этапе обучения основной упор делается на повышение профессионального мастерства, на пробуждение интереса к профессии, подготовке к поступлению в специальные учебные заведения.

3. Возможность включения в образовательный процесс учащихся на любом этапе, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Учащиеся, приходя в студию и не имея навыков, осваивают программу благодаря дифференцированному подходу и индивидуальным занятиям. Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танцевальных способностей и могут показать свое умение на различных мероприятиях, что вносит в процесс обучения мотивацию работы на результат. Для ребят, пришедших в середине учебного года, предлагается программа подготовительных упражнений 1-2 года обучения, а в танцевальных постановках они участвуют по мере усвоения программы.

Классический танец является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин, ему я уделяю большее время, он является определенным видом хореографической пластики. Повсеместно он признан одним из главных выразительных средств танца, и представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему движений, в которой нет ничего случайного или лишнего. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся: гибкость, танцевальный шаг, устойчивость, вращение, прыжок, свободное и пластическое владение руками, координация движений, выносливость и сила. Приобретается это при систематических и регулярных занятиях, при тщательном выполнении установленных правил и многократных повторениях движений. По этой причине своей основной задачей считаю привить любовь учащихся к классическому танцу, т.к. он очень сложен для изучения.

Каждое моё занятие имеет свою чёткую структуру, где всё идёт в определённом порядке.

  • (в начале и конце занятия), дети располагаются по всему классу для организованного приветствия. Поклон выполняется в соответствии с уровнем развития детей, с усложнением.

Разминка также проводится с учётом возрастных особенностей детей.

Разновидность ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе эстрадных или народных танцев. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему для последующей работы. Решение поставленных задач в основной части урока достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.

Партерная гимнастика предусматривает развитие отдельных групп мышц, способствует формированию правильной осанки, содействует профилактике плоскостопии, развитию чувства ритма, координации движений, а также развивает мышечную силу, ловкость, гибкость и выносливость. Очень часто с детьми младшего возраста я провожу партер в форме погружения в образ через детские стихи. Тогда традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевленные образы (животных, растений, явлений природы, предметов), что способствует их более легкому восприятию, а также развивает детское воображение и творчество, закладывает основы эмоционального исполнения. В то же время мышечные ощущения закрепляются с интересом и удовольствием, что способствует развитию физических данных детей (выворотность, гибкость, растяжка). Я подхожу к данным упражнениям творчески и стараюсь постоянно подбирать различные упражнения, понятные для детей с содержательным текстом, отражающим чёткие требования к гимнастическому партеру. В зависимости от года обучения и возраста учащихся, упражнения постепенно усложняются, способствуя дальнейшему развитию физических способностей.

Сценическая практика. Знакомство с номером я начинаю с прослушивания музыкального произведения, вместе с детьми разрабатываем образы, придумываем историю, осваиваем композиционные связки, которые в дальнейшем составляют цельный номер. На следующем этапе идёт отработка техники, запоминание последовательности движений, формирование навыков ориентировки в пространстве. Большое внимание я уделяю эмоциональному проживанию номера, что способствует искренней передачи танцевального образа.

В первый и второй год обучения изучается «Детский танец», направленный на развитие музыкально-ритмических навыков и выразительности движения. Основной задачей обучения является развитие эмоциональной выразительности исполнения и умения точно передавать стиль, манеру и сценический образ, а также воспитание чувства ответственности у детей.

На третьем году обучения, продолжая работать над задачами первого года, я начинаю включать в репертуар «Сюжетный танец». В каждом сюжетном танце есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Работа над такими постановками начинается с разъяснения основной идеи сюжетного танца, характеристики отдельных действующих лиц и соответствующей подготовки: в работе от детей я стараюсь добиваться яркого образного исполнения и передачи характера «героев танца».

На четвёртом году обучения я предлагаю учащимся более сложные постановки. Провожу большую работу над усвоениями стиля, характера и техники движений постановочных танцев. Уделяю большое внимание исполнительскому мастерству, выразительности, точного и синхронного исполнения движений.

В постановках для пятого года и следующих годов обучения я использую более сложный технический материал и в более быстром темпе. Композиции строю на характерном материале, требующем точного исполнения манеры. Учащиеся продолжают совершенствовать исполнительское мастерство и технику танцевальных движений (в т.ч. трюковые моменты).

Для дошкольного возраста мною разработаны разминки в стихотворной форме или разминки в виде сказки и музыкальной игры.

Работа с любым творческим коллективом должна носить социально-педагогический смысл, в котором органично сочетается художественно-исполнительский и воспитательный процесс. Решение этой задачи тесно связано с репертуаром, вокруг которого и строится вся работа. От качества художественного уровня во многом зависит эффективность занятий, творческий рост коллектива. Поэтому для меня репертуар коллектива имеет огромное значение как в воспитании эстетической личности, так и творческой. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Я считаю, чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований. При создании репертуара для своего коллектива я придерживаюсь определённых требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер невозможно. Эти требования можно свести к следующим:

– постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель;

– для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного;

– при решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом;

– учитывать учебно-тренировочные цели;

– помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию, содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев;

– создавать танцевальные произведения в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять – шесть человек (это позволяет работать с двумя составами), так как для меня важно занимать всех участников коллектива.

Мой коллектив имеет в своем арсенале постановки на основе детского, классического, народного и современного танцев. И является лауреатом городских, региональных, всероссийских и международных конкурсов. В золотой репертуар коллектива входят такие постановки, как «Малюсенький народ», «Поймай свою мечту», «Лягушачий променад», «С любовью о России», «Однажды на пригорочке», «Нянюшки», «Босиком за счастьем», «Мир без войны», «Просто идёт снег», «Ох, уж эти пчёлы», «Пойду ли выйду», «Слёзы войны» и многие другие.

Мне как руководителю очень важно хорошо знать каждого участника в своем коллективе, видеть и «прочитывать» его эмоциональное состояние, уровень заинтересованности и сосредоточенности, отношения к разучиваемой композиции. В своей работе с хореографическим коллективом я очень внимательно и уважительно отношусь ко всем учащимся, оценивая общую атмосферу репетиции и выбирая оптимальный вариант воздействия. Благодаря систематической и последовательной работе, постоянно растущей численности учащихся, мой коллектив имеет разнообразный репертуар, что способствует активному участию в концертной деятельности подразделения и Центра внешкольной работы, а также результативному участию в конкурсах и фестивалях разного уровня. В ходе занятий, подготовки и участия воспитанников моей хореографической студии в различных мероприятиях, конкурсах постоянно происходит оценка зрителей, членов жюри, родителей и конечно, педагога.

Встречаются и трудности в моей педагогической деятельности. В первую очередь трудность состоит в том, что требуется постоянная корректировка – в зависимости от уровня подготовки, как всей группы, так и отдельных учащихся. Но такая работа всегда направляет меня на творческий поиск. Моя профессия творческая. И так как жизнь диктует новые требования и подходы к процессу обучения, я, как педагог, никогда не должна останавливаться на достигнутом. В стремлении постоянно работать над повышением профессионального мастерства заключается моё искреннее желание успешно справляться с самыми сложными задачами по организации педагогической деятельности в хореографической студии «Юнона».

Количество просмотров: 6972  

Добавить комментарий

Target Image
1. Индивидуальный образовательный маршрут – эффективный метод формирования и развития универсальных учебных действий учащихся
2. Формирование универсальных учебных действий в дополнительном образовании (на примере коллектива эстрадного танца «Splash» ЦВР «Пашинский»)
3. Роль игры в формировании универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в студии раннего развития
4. Профессиональная мобильность педагога: исторические, личностные и правовые предпосылки
5. Театральная деятельность как средство формирования УУД
6. Реализация профориентационной деятельности в системе дополнительного образования
7. Особенности обучения игре на флейте обучающихся младшего школьного возраста
8. «На принципах кросскультурного патриотического воспитания» (из опыта работы местного отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» в Центральном административном округе)
9. Система работы хореографической студии «Юнона»
10. Неиссякаемая связь поколений
11. Формирование навыков экологической культуры детей младшего и среднего школьного возраста через интеллектуальную игру «Алфавит» на тему природы и окружающего мира
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы