О точной дате перенесения участка Московского тракта на Варюхино-Проскоково-Болотное-Ояш в первой четверти XIX века

 
 

Скороходов Сергей Николаевич,

научный сотрудник Института мониторинга

климатических и экологических систем СО РАН

 

О точной дате перенесения участка Московского тракта на Варюхино-Проскоково-Болотное-Ояш в первой четверти XIX века

Как отмечает юргинский краевед В.И. Косовец в своих публикациях (2012, 2015 гг.) изменение направления Московско-Сибирского тракта, проходящего по территории нынешних Юргинского (Кемеровская область) и Болотинского (Новосибирская область) районов произошло в первой четверти XIX века, однако точная дата неизвестна. Нет её и в книге Н.А. Миненко «По старому Московскому тракту» (1986 г.).

В фондах волостных правлений – Тутальского (61), Пачинского (66), отложенных в государственном Архиве Томской области (ГАТО), кроме всего прочего представлены документы и о почтовой и подводной гоньбе, о содержании почтовых станций, о дорожной и ямской повинности крестьян, а также и о перенесении почтовых станций с одного места в другое.

Так, по учреждению Московским почтамтом вновь Елгинского станца, по повелению Чауского земского управителя И.М. Богданова от 3 сентября 1810 г. почтовая станция из с. Зеледеева на Томско-Барнаульском тракте была перенесена в д. Елгину (ГАТО ф. 61, оп. 1, д. 33, лл. 67, 67 об.). Однако перевод станции в д. Елгину задел интересы и выгоды зеледеевских крестьян, и они составили свое прошение в Канцелярию Колывановоскресенского горного начальства, постановленное приговором общества Тутальской волости. 20 февраля 1811 года в Тутальском волостном правлении был получен указ Канцелярии горного начальства от 4 февраля за № 1020 с таким содержанием (орфография оригинала сохранена – С.С.): «В прошении Тутальской волости села Заледеева (так – С.С.) крестьяне Кирьян Дурев и Петр Мирсанов прописывают, что означенной Тутальской волости собравшееся общество, постановя приговор, доверили им на законном основании просить, где и как следует, о переводе от города Томска Варюхинскаго станца в село Заледеево. А из онаго учредить также станец в д. Троицкой и от оной до Елбакского станца. По повелению земскаго управителя Богданова от 3 сентября прошлого 1810 года, хотя и был переведен из села Заледеева станец в д. Елгину, но ест ли Московский прежний тракт отменится и учреждено будет по нынешнему их назначению (т.е. по предлагаемому маршруту – С.С.), то как оной Елгинский, равно Черновской и Елизаровской и полуямок Шелковниковской должны уже быть отменены. Следовательно, и будут производить почтовую и обывательскую повинность по трактам: к Тобольску – от Заледеевскаго к Троицкому, к г. Томску – до Калтайскаго, а по Барнаульскому – до самой Тутальской волости [см. карту]. И через то общество как в почтовых, так и обывательских лошадях иметь будет выгоду. Во-первых, отчислится имеющими в пользу общества от прежней повинности станцев – от Черновского – 230, Елизаровского – 227, Шелковниковского – 43 и Елгинского – 150 душ. Да почтовых Елгинского – 3 и Черновского – 13 пар (лошадей – С.С.), на сумму сих последних – 4 329 рублей. А за сим и в уменьшении прежнего тракту верст. При том же, в поправке мостов и гатей облегчение. А, наконец, и со стороны казенной за излишно платимыя 12 верст, по прежнему тракту выдаваемая ездокам в прогоны, зберегутся (в связи с тем, что предлагаемый зеледеевскими крестьянами путь короче на 12 верст – С.С.).

Фрагмент карты (масштаб 1 см – 10 км) с нанесенными на ней дорогами: участок Московского тракта, существовавшего до 1816 г. (голубым цветом), предлагаемый зеледеевскими крестьянами маршрут Московского тракта в 1810 г. (малиновым), перенесенный участок Московского тракта Ояш–Болотное–Проскоково–Варюхино в 1816 г. (зеленым).

По чему, представляя вышеозначенную данную им от общества Тутальской волости доверенность, просят показанную перемену станциев для разгону почтовых и обывательских лошадей учинить, и о том кому следует дать предписание.

Канцелярия ПРИКАЗАЛИ: С приложением помянутой представленной вышеозначенными крестьянами Дуреевым и Мирсановым данной им от общества Тутальской волости доверенности, земскому управителю Богданову послать Указ и велеть, по местному ево тамо начальству в удобности перевода вышепоказанных станциев из одноя в другое место, разсмотреть со всею точностиью, какая от того быть может казённая и общественная, и в чем именно, польза. И которой из вновь назначаемых противо прежних станциев ближае. И потом со всеми обстоятельствами и с мнением своим донести Канцелярии, о чем и оному волостному правлению дать знать Указом». Указ подписан советником Алексеевым, секретарем Шемелиным, коллежским регистратором Ивановым (ГАТО, ф.61, оп. 1 д.33 лл.109, 109 об.).

Таким образом, зеледеевскими крестьянами предлагался ещё в 1810 году вариант изменения направления Большого Московско-Сибирского тракта, как он затем с некоторыми поправками почти полностью совпал. Однако война с Наполеоном, длившаяся почти три года, и голодные неурожайные годы (1812–1814) отсрочили эти изменения.

В 1815 году почтовое ведомство и Канцелярия горного начальства, так как территория, где должна была произойти перемена направления Московского тракта, находилась в её ведении, вернулись к этому вопросу. С истечением 1815 года заканчивался трехлетний срок контрактам, заключенным разными людьми на содержание на станциях положенного количества курьерских и почтовых лошадей. Канцелярия горного начальства Указом от 31 мая 1815 г. предписала чаускому земскому управителю распубликовать «о вызове желающих к содержанию с будущего 1816 года впредь на 3 года курьерских и почтовых лошадей». При этом прилагалась «Роспись о почтовых станциях и о содержании на оных курьерских и почтовых лошадей», в которой приводились все станции в пределах всего заводского ведомства и число лошадей на каждой станции (ГАТО, ф.66, ф 1, лл. 202, 203). По тракту от Тобольска к Томску назывались станции в следующем порядке: Чауск – Орский бор – Дубровино – Ташаринская – Ояшинская – Болотная – Проскоково – Варюхина – Калтайская. На каждой из названных станций должно было содержаться по 6 курьерских и 20 почтовых лошадей – наибольшее число из всего списка, приведенных в росписи станций. Как видим, после станции Ояшинской направление Московского тракта изменялось, и станции старого направления – Елбацкий, Елизаровский и Черновский станцы в росписи на 1816 год не называются. Кроме того, в этой же росписи в списке станций от Барнаула к Варюхинскому станцу отсутствует и Елгинский станец.

В целях перераспределения крестьян на обслуживание новых станций и закрытия старых, а также составления нового расписания по отправлению крестьянами с будущего 1816 года подводной гоньбы, повелением от 23 июня 1815 г. Земский управитель Богданов всем волостным правлениям своего ведения разослал повеление, в котором предписал «собрать верные и подробные сведения, которые волости, какие именно исправляют общественные повинности; и есть ли оные исправлять наймом, «то во что каждая кочтовать имеет» (т.е., во что обойдутся издержки – С.С.) (ГАТО, ф. 66–1, л. 208). В рапорте, например, Пачинского волостного правления в учиненном описании о исправляемых повинностях от 30 июня 1815 г. (ГАТО. Ф.66–1, д. 11. лл.211 – 215) приводятся сведения, во что Пачинским и Тутальским крестьянам «кочтуется» обслуживание полуямка Пачинского, станцов Тутальского, Поперешинского и Елгинского в 1815 году, если все исправлять наймом на Барнаульско–Кузнецком тракте.

В ноябре 1815 года собравшиеся в Чауском остроге волостные начальники и сельские старшины сделали новое расчисление о числе душ, назначенных обществом ко отправлению подводной гоньбы с будущего 1816 года. В новом расписании по обслуживанию станций Пачинскими крестьянами от 17 ноября 1815 г. Елгинская станция не значится (ГАТО. Ф. 66­–1, д. 11, лл. 216, 217), а Елгинский станционный смотритель Иван Иванов был переведён в Тутальский станец. В своем сношении в Тутульское волостное правление от 20 января 1816г. (ГАТО, ф. 61–1, д. 43, лл. 74, 74 об) он пишет: «По уничтожению старого тракта, Елгинской станции, во оной и ныне имеется при бывшим почтовым доме хранящияся – шнуровая книга за печатью Тобольскаго Сибирскаго почтамта, припечатанная к столу, оной же инструкция военнаго министра, росписание, Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и маршлут (так – С.С.) верстной, печатныя. По уничтожению онаго посылал я почтоваго ямщика Давыдова с приказом к бывшему ямскому старосте Ивану Елгину. На что он сказал, я доставлю оное книгу и все принадлежащия к почтовому правила в Тутальское волостное правление, могу доставить с роспискою онаго. И ни которого я ничего не получал. В чём и прошу оное волостное правление, вытребовав онаго старосту с книгою, чтобы не отпечатав оную от стола, также другия документы, при оной книге хранящияся, оным волостным правлением вытребовать и мне доставить. А ест ли оное учинено не будет, то не премину г-ну земскому управителю рапортом, а также своему властному начальству донесть» (орфография оригинала сохранена – С.С.).

В связи с отменой с начала 1816 года, а также учреждением пикетов и по дороге разъездов, земский управитель И.М. Богданов от 5 мая 1816 года в своем повелении Тутальскому волостному правлению предписал: предназначенные для проведения в летнее время склонных к побегам преступников три четырёхсаженные канаты с кольцами на них, хранящиеся в Черновском станце, «отобрав их от бывшаго на оном станце старшины, отдать их с роспискою на Проскоковской станец старшине» (ГАТО, ф. 61, оп. 1, д.43, лл. 291, 291 об292).

В связи с уничтожением же Черновского станца, состоящего в ведомстве Варюнской волости, казаки-башкирцы Халин Чулин и Абдикарим Сарагулов переведены на Проскоковский станец. Однако, Варюхинский староста Петр Вершинин 14 января 1816 года сообщает в Тутальское волостное правление, что повелением управителя Варюхинскому волостному правлению упоминаемых казаков следует незамедлительно выслать к управителю в Чауский острог. Сарагулов был выслан 14 января, а Халин «был одержим болезнию» (ГАТО, ф. 61–1, д. 43, лл. 28, 29).

25 февраля 1816 г. Земский управитель Богданов разослал подведомственным волостным правлениям повеление с приложенной выпиской о подрядившихся к содержанию по станциям его ведомства почтовой подводной гоньбы, где предписывает: «За теми подрятчиками в отправлении ими в надлежащей исправности почтовой гоньбы, иметь неослабное наблюдение». В выписке значится, что на Ташаринском, Ояшинском, Варюхинском, Калтайском, Осиновском, в селе Тутальском подрядился содержать почтовую подводную гоньбу Варюхинской самой волости крестьянин Максим Бабарыкин, а в Проскоковском станце Томской губернии Телеуцкой волости ясашной Кусаим Кармышаков.

Таким образом, имея ввиду всё вышеизложенное, точная дата начала почтовой и прочей подводной гоньбы по новому измененному направлению Большого Московско-Сибирского тракта на перегонах от станции Ояш через станции Болотная и Проскокова до станции Варюхино является 1 января 1816 года.

В результате всех изменений в направлении Московско-Сибирского тракта, хотя для зеледеевских крестьян их инициатива оказалась бесполезной, т.е. получилось не то, на что рассчитывали, в целом Тутальское общество получило значительную выгоду. Во-первых, значительно увеличился через волость поток проходимых купеческих грузов, что потребовало большего количества обывательских подвод для перевозки этих кладей, а это дополнительный заработок. Во-вторых, для обслуживания и ремонта трактовой дороги, мостов и гатей крестьяне привлекались на более близком расстоянии от своих домов, чем при обслуживании старого тракта – Варюхино–Черновский–Елизаровский–Елбакский станцы–Ояш, где население было малочисленным, а количество мостов и гатей по тому направлению было много больше, чем по новому направлению.

Использованная литература

1. Косовец В.И. Заселение и освоение окрестностей Юрги и прилегающих территорий Среднего Притомья и Приобья. г. Юрга, 2012 г. – 164 с.

2. Косовец В.И. К вопросу о датах основания первых русских населенных пунктов на территории Новосибирской области. Электронная газета «Интерактивное образование», выпуск 57, февраль 2015 г. Юрга – 5 с.

3. Миненко Н.А. По старому Московскому тракту. – Новосибирск, 1986, 118 с.

Количество просмотров: 6377  

Добавить комментарий

Target Image
1. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы