Организация игровой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

 
 

Купцова Ольга Владимировна,

воспитатель МКДОУ № 389 г. Новосибирска

 

Организация игровой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

Издавна считалось, что именно в детстве ребенку необходимо играть. До появления интернета в каждом дворе дети играли, это было главным принципом существования. Игра объединяла больших и маленьких, учила ребят общаться, развивала духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Через игру усваивался общественный опыт и развивалось воображение.

Следует отметить, что зачастую дети не умеют играть и не знают во что играть даже в детском саду. С каждым годом количество не играющих детей возрастает. Для выяснения значимости игры в жизни детей, посещающих среднюю группу детского сада № 389, было проведено анкетирование родителей. Из 30 опрошенных, 20 отмечают, что их дети на выходных играют час или максимум два, а в остальное время смотрят телевизор, играют в планшет или посещают развлекательные/развивающие центры. Сюжеты для игры основаны на мультфильмах, а сами родители редко играют с детьми.

В связи с этим в данной статье предпринята попытка показать, насколько важно научить детей играть. Для реализации указанной цели автором на протяжении двух лет проводились игры во второй младшей/средней группе детского сада № 389; рассмотрены этапы игровой деятельности.

В пункте 2.6 ФГОС ДО прописано содержание и особенности игровой деятельности ребенка:

– в младенческом возрасте – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

– в раннем возрасте – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

– для детей дошкольного возраста (3-8 лет) – игровая деятельность включает сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками [1; 7].

Таким образом, согласно ФГОС ДО на основе игровой деятельности должно быть построено дальнейшее развитие ребенка от рождения и до 8 лет.

Что такое игра? Один из основоположников отечественной психологии Л.С. Выготский говорил, что «игра – спонтанное, эмоциональное, окрашенное действие, целью которого является сам процесс, получения радости и удовольствия» [3, с.150].

Помните эти «волшебные» слова детства – «понарошку» и «как будто», когда ребенок один или вместе со взрослым создает воображаемую ситуацию. «Как будто» у дочки день рождения и папа с мамой накрыли стол. К ним пришли гости. Вот это и есть игра.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения дочки»

В последнее время появляется все больше работ, в которых подчеркивается принципиальная разница между игрой как педагогической формой и игрой как свободной самостоятельной деятельностью ребенка (Е.Е. Кравцова М.Г., И. А. Модина). Многолетние исследования деятельности педагогов дошкольного образования (Т. П. Фомичевой, Т. С. Новиковой, Е. Е. Кравцовой) показывают, что значительное число воспитателей имеют проблемы с игровой деятельностью. Игра часто используется в качестве средства обучения и воспитания, а время на подлинную спонтанную игру сокращается, вплоть до полного исчезновения.

Одной из причин неумения современных детей играть является то, что взрослые не умеют да часто и не хотят их этому учить. Сейчас стало модно заниматься ранним развитием ребенка: учить его плавать с рождения; читать в 2 года; решать уравнения в 3. К сожалению, редко встречаются те родители, которые специально учат ребенка играть. Этим нельзя похвастаться, сделать предметом гордости. Данная проблема решается просто: дети научатся играть – хорошо; не научатся – ничего страшного. Приведём пример. В детском саду № 389 в летний период была сформирована группа из детей, с которыми играли в течение года и детей, которые играли сами. У играющих детей горка стала кораблём, куртка – водолазным костюмом, лавочка – островом. Песочницу закрывать нельзя, иначе можно «потушить» костер. Ребенок не скучает один: палки превращаются в удочки, а игрушечные человечки –начинают говорить разными голосами. Дети, которые играли сами по себе, с большим трудом строили и продолжали сюжет игры. В основном они являлись пассивными участниками игровой деятельности, подчиняясь правилам «играющих» детей.

Стоит отметить, что в настоящее время в детском образовательном дошкольном учреждении практически не остается времени на игру. Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность продолжается в течение всего времени пребывания детей в детском саду (п. 3.2.5.). Таким образом, можно рекомендовать воспитателю выносить материал для игры на улицу или выделять вторую половину дня хотя бы раз в неделю для игры.

С чего начинать учить ребенка играть и как проводилась игровая деятельность в указанной группе испытуемых. На первом этапе необходимо обучить ребенка многофункциональному восприятию предметов окружающей среды (коробочки, кубики, бутылки и т.п.): в игре они могут быть самыми разными вещами. В одной из игр пятилитровые бутылки были барабанами, подзорной трубой, затем в них насыпали макароны, привязали веревочку и вот уже едет машина и гудит. Трофим К. настолько не хотел расстаться с этой новой игрушкой, что забрал ее домой. Как оказалось позже, этому ребенку запрещали шуметь дома.

Предметная игра

Поэтому все игры в группе у него сводились к знакомству с предметом и его многофункциональному использованию.

Когда дети познакомятся с предметами (формой, цветами, текстурой) им будет легче играть, включив воображение. Важно, чтобы воспитатель проговаривал все действия, происходящие во время игры.

На втором этапе обучения игровой деятельности осуществлялась режиссерская игра, в которой ребенок обучался придумывать сюжет, соединяя отдельные предметы в одном рассказе. В данной игре использовались мелкие игрушки, их должно быть большое количество, чтобы не ограничивать фантазию детей, а наоборот, побуждать их к созданию новых сюжетов. Первые попытки поиграть заканчивались словами: «Здравствуйте!», «Как тебя зовут? До свидания!». Постепенно дети учатся соединять отдельные предметы по смыслу и самостоятельно придумывать сюжет игры.

Режиссерская игра

Внезапно в процессе игры в группе появляются кошечки и собачки, которые мяукают, зайчики и волки, которые вышли на охоту, на ковре плавают акулы. Это и есть подражательная игра, которая необходима ребенку для развития творчества и воображения, предоставляет возможность по-новому общаться со взрослыми. От непосредственного общения, привычных слов, уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к выдуманному им самим новому и оригинальному типу общения.

После того как ребенок научится самостоятельно придумывать сюжет и получит опыт ролевого поведения, возникает основа для сюжетно-ролевой игры. Как отмечает Е.Е. Кравцова: «ребёнок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. Именно поэтому ребенок начинает обыгрывать знакомые темы: магазин, больница, транспорт и многое другое. В этой игре можно увидеть и отношения между родителями и отношения родителей к ребенку» [5, с.35].

Обыгрывание реальных отношений и событий дает ребенку возможность открыть для себя волшебные слова детства «понарошку», «как будто», что очень важно для последующего развития игры. Важно, чтобы педагог, который учит ребенка, играл с ним каждый раз по-разному, чтобы избежать механического повторения действий другого.

В выше указанной группе была проведена игра «Больница». На прием к врачу пришла мама с дочкой, пациент с больным зубом. Дошкольник должен не просто играть, но и вести себя подобающим образом в зависимости от того, кто пришел к нему. Когда на прием к врачу приходит воспитатель, то тоже стараюсь менять характер и облик своего персонажа: то у меня очень болит живот, а теперь нога. Ребенок видит перед собой несколько образов и может выбирать.

Во время обучения детей игре рекомендуется убрать игрушки, которые могут их отвлечь, помешать общаться, став не средством игры, а ее целью. Например, при игре в парикмахерскую детям совсем не нужны настоящие инструменты: расческу с успехом заменит обычная линейка, а ножницами может стать карандаш. Дети, когда у них слишком много игрушек для игры, начинают ссориться, отнимать игрушки друг у друга. Лучше всего необходимый «инструмент» создать вместе с детьми из подручного материала.

Ближе к 5-7-летнему возрасту можно начинать играть в сюжетно-событийные игры, которые напоминают собой многосерийный фильм, где сюжет из первой игры тесно переплетается. Ребенок игру за игрой помогает попавшему в беду герою. Подобные игры несут не только познавательную информацию, «например: кто такие олени, как живут пчелы и что такое пасека или как добраться до гнезда орла», но также ребенку приходится удерживать последовательность событий в голове, следовать правилам.

В заключение хочется сказать, что комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть, ребенку необходимо понимать смысл действий партнера и быть понятным для других. Роль воспитателя заключается в том, чтобы вместе с детьми пройти все этапы формирования детской игры от самой простой до сложной. Научить воспитанников тому, что они еще не умеют.

Список литературы:

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№ 273-Ф3)

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2004. – 512 с.

4. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 144 с.

5. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.

Количество просмотров: 10228  

Комментарии

Спасибо за публикацию. Мне она показала недостаток моего общения с ребёнком. Мне действительно было проще включить мультик, так как я считала что мультики научат его общению и другим хорошим качествам. Я поняла, что ошибалась.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы