Преемственность в работе детского сада и школы – важное условие непрерывного образования

 
 

Кузьминых Светлана Алексеевна,

заведующий первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 
 
 

Рыжкова Светлана Николаевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 

Преемственность в работе детского сада и школы – важное условие непрерывного образования

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.

Л. С. Выготский

Дошкольное учреждение «Детский сад № 449» находится на Никитинском жилмассиве Октябрьского района. Это детский сад 1983 года постройки, с комбинированными группами для детей с тяжелыми нарушениями речи. Рядом с детским садом расположены две общеобразовательные школы № 2 и № 75. Более 80% выпускников нашего дошкольного учреждения идут обучаться именно в эти школы по месту жительства. Между образовательными организациями были заключены договоры о сотрудничестве.

Первым шагом в нашей работе стало изучение архивных данных выпускников нашего сада. Для этого был проведен анализ адаптации детей к начальному общему образованию за последние три года.

По результатам проведенного анализа специалистами ДОУ и школ были установлены причины ежегодного снижения количество детей, готовых к школьному обучению:

– увеличение количества детей, имеющих статус ОВЗ;

– увеличение детей с не выявленными диагнозами, имеющие нарушения социально-коммуникативного характера;

– увеличение количества соматически ослабленных детей.

Учителями начальных классов и узкими специалистами школ были обозначены проблемы социально-коммуникативного характера (несформированность коммуникативных навыков, незнание культурных правил поведения, правил безопасности, часто возникают конфликтные ситуации «на пустом месте», дети не умеют договариваться, не сформирована самостоятельность и навыки самообслуживания).

Результаты анкетирования родителей выпускников детского сада показали, что более 68% родителей старших и подготовительных групп говорят о приоритетности научить детей читать, писать и считать. 18% поставят на первое место оздоровление и физическое развитие детей. И только 14% отмечают важность развития самостоятельности, коммуникативных навыков.

Огромную тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному, социально-коммуникативному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к обучению.

Причинами несформированности у детей самостоятельности и навыков самообслуживания является повышенная родительская гиперопека. По результатам опроса родителей первоклассников было выявлено, что более 78% родителей сами собирают портфель первокласснику, 80% родителей узнают сами домашнее задание у педагога или других родителей, 90% – сопровождают детей и встречают их из школы. Лишь 21% – говорят, что у детей есть свои домашние обязанности.

Как утверждают школьные психологи, повышенная родительская гиперопека связана с их высокой тревожностью. Таким образом, задача дошкольных учреждений в работе с родителями заключается не только в повышении психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе, но и в снятие родительской тревожности.

Закончив аналитический этап, мы приступили к разработке системы работы в рамках непрерывного образования. В работе придерживались основного принципа. Принципа последовательности и планомерности, который говорит о необходимости начинать проводить работу по подготовке дошкольников с младшего дошкольного возраста, с целью формирования у них социально-коммуникативных навыков.

Целью системы работы является формирование готовности ребенка к школьному обучению, развитие социально адаптированной личности.

Работа в рамках преемственности условно была разделена на четыре блока:

– работа с детьми;

– работа с педагогами;

– взаимодействие с родителями;

– взаимодействие с социумом (учреждениями культуры и образования).

В целях актуализации проблемы адаптации детей к школьному обучению для педагогов дошкольного образования был проведен круглый стол «Адаптация первоклассников к обучению в школе» на базе нашего детского сада с приглашением школьного педагога-психолога. В связи с выявленными проблемами у детей, поступающих в первый класс, было принято решение провести конкурс среди всех возрастных групп на лучшее преобразование предметно-пространственной развивающей среды, направленное на развитие игровой деятельности, которая непосредственно влияет на формирование у детей инициативности, самостоятельности, коммуникативных навыков и т.д.

В результате проведенного конкурса в игровых комнатах старших и подготовительных групп был оформлен «Центр первоклассника», оснащенный всеми школьными принадлежностями, куклами в школьной форме и развивающими играми. В этом центре дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевую игру «Школа», постоянно усложняя и развивая сюжет, обыгрывая ситуации. Также они играют в дидактические игры по школьной тематике.

В приемных помещениях этих групп разместился информационный уголок для родителей «Скоро в школу». Созданы стенды оценки и самооценки, где дети могут проконтролировать свое поведение и поведение сверстника. Это развивает у них саморегуляцию своего поведения и своей деятельности. Также оформлены стенды «Наши добрые дела», где дети отмечаются за добрый поступок, помощь сверстнику или взрослому. В рамках социальной акции «Дарить добро» старшие дошкольники традиционно помогают одевать младших дошкольников на прогулку и готовят театрализованное представление для них.

Во всех возрастных группах наглядно оформлены и постоянно проговариваются правила поведения в группе (правила взаимоотношений со сверстниками, правила культурного и безопасного поведения). Созданные условия в рамках конкурса в ДОУ способствуют развитию умений договариваться, оценивать свои поступки, сочувствовать другу, помогать младшим и т.д. Эти умения и навыки являются основой успешной адаптации в школе.

Как и многие другие дошкольные организации, мы традиционно посещаем 1 сентября торжественную линейку и ходим на экскурсии в школу. Дети подготовительной группы ежегодно посещают урок в начальной школе, школьный музей, библиотеку. В апреле традиционно проходят соревнования между детьми подготовительной группы и первоклассниками на базе школы. Это дает возможность детям познакомиться с особенностями школьной жизни.

Помимо экскурсий в школу, были организованы неоднократные выезды в учреждения культуры на договорной основе (Музей Октябрьского района «Закаменка» и Библиотека им. Б. Богаткова). По плану проводились интерактивные занятия с работниками Музея на базе нашего учреждения. Взаимодействие с учреждениями культуры позволяют расширить кругозор детей и организовать их свободное школьное время.

В апреле к Дню детской книги проводятся мероприятия – изготовление книжек-малышек по любимым произведениям, организация тематических выставок, проведение литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина с приглашением родителей и учителей начальной школы, проводится социальная акция «Почитай мне мама», целью которой является привлечение внимание родителей к важности чтения художественных произведений детям дошкольного возраста.

Такие мероприятия позволяют воспитывать у детей любовь к чтению, повышают мотивацию к школьному обучению, формируют коммуникативные навыки.

Особое место в подготовке детей к школе занимает детско-взрослое тематическое проектирование. Где дети учатся самостоятельно находить информацию и представлять ее.

В марте был разработан и реализован детско-родительский проект в старшей и подготовительной группе «История родного Никитинского микрорайона». Данный проект стал лауреатом районной ярмарки детских тематических проектов. В процессе реализации данного проекта будущие первоклассники познакомились с историей родного детского сада, близ расположенных школ, учреждений дополнительного образования и культуры, создали карту микрорайона, простроили маршруты движения от дома до сада и от дома до школы. Совместно с родителями дети сочинили стихотворения о улицах микрорайона и организовали тематический литературный праздник. Результатами проекта стали формирование познавательной активности, поисково-исследовательской деятельности, а также проект способствовал формированию социальных навыков: Как дойти до школы, до дома? Как организовать внешкольное свободное время?

Реализация тематического проекта «Скоро в школу» в подготовительных группах включала в себя также ряд мероприятий: создание фотоальбома «Папа и мама тоже ходили в школу», создание книги из детских рисунков «Правила поведения в школе». Проведение физкультурного досуга «Школьная пора» и т.д. В рамках данного тематического проекта были разработаны рабочие тетради «Я – школьник», разделенная на несколько тем, направленных на формирование правил безопасности, коммуникативных и социальных навыков.

Ежегодно дети подготовительных групп посещают предшкольные курсы, целью которых является в первую очередь не обучение чтению, письму, математике, а оказание помощи детям осуществить плавный переход от дошкольного образования к начальному школьному образованию. Способствовать успешной адаптации детей и повышению у них мотивации к школьному обучению. Из 100% выпускников за два учебных года, посещали предшкольные курсы 83%.

Особой категорией выпускников нашего сада являются дети со статусом ОВЗ, дети с тяжелыми нарушениями речи. Они составляют ¼ часть от всех выпускников нашего сада. Такие дети нуждаются в комплексном сопровождении во время перехода от дошкольного образования к начальному общему образованию. Дети со статусом ОВЗ также посещают предшкольные курсы. Учителя-логопеды детского сада и школы ведут совместную работу с ними и с их родителями. Взаимодействие учителей-логопедов детского сада и школы позволяет осуществить сопровождение детей со статусом ОВЗ, оказать им помощь в успешной адаптации к школьному обучению.

Сотрудничество нашего учреждения и школ №2 и №75 оказывает также преемственность и в дополнительном образовании детей. На базе нашего дошкольного учреждения организована детская театрально-музыкальная студия «Теремок», которую посещают наши воспитанники, и при поступлении в школу № 2 они продолжают посещать данную студию уже на базе школы. Такую преемственность позволяет организовать педагог-хореограф, который работает как в нашем детском саду, так и в школе.

На базе школ организованы спортивные секции Джиу-джитсу, которые посещают дети дошкольного возраста и продолжают в школьном возрасте.

Описанная работа с детьми проводится традиционно в системе в течение двух лет. Особое место в этой системе занимает работа с педагогами, направленная на повышение компетентности, их обучение, создание условий для взаимодействия педагогов дошкольного образования и начального общего образования. С этими целями был проведен педагогический совет в детском саду, посвященный социально-коммуникативному развитию детей, в рамках которого педагоги поделились опытом работы в данном направлении.

В апреле было организовано посещение педагогами ДОУ родительского собрания, организованного в день открытых дверей на базе школы.

Также в апреле мы представили свой опыт работы на семинаре для руководителей ДОУ и педагогов школ Октябрьского района.

Значительную роль в преемственности ДОУ и СОШ играет сотрудничество с родителями. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов школы и детского сада, родителей, воспитанников и обучающихся должно быть развитие социально-психологических качеств дошкольника, которые служат основой для формирования навыков, необходимых для обучения в школе и являются предпосылками учебной деятельности.

Работа с родителями проводилась в различных формах. Это: рекомендации, размещенные на информационных стендах; консультации, памятки, общее родительское собрание и родительские собрания в группах с участием учителей; анкетирование родителей «Как Вы готовите ребенка к школе?», Дни открытых дверей в школе.

Наша работа по преемственности ведется два года и имеет положительные результаты. За проведенную работу в 2016-2017 учебном году выпускники по итогам адаптации к школьному обучению в начале учебного года 2017-2018 отслеживается положительная динамика.

В перспективе мы запланировали продолжать просветительскую работу с родителями (законными представителями) дошкольников. Помимо традиционных мероприятий еще и встречи родителей первоклассников и выпускников детского сада с целью обмена опытом, выявления условий перехода семьи в другой этап жизни, формирования новых родительских ролей и раскрытии умений, которые семья должна сформировать у ребенка к моменту поступления в школу.

Также запланированы совместные мероприятия с детьми детского сада и школы – это выставки, экскурсии, соревнования, праздники, совместная проектная деятельность.

Количество просмотров: 7887  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы