Интеграция как фактор развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

 
 

Мовсумова Татьяна Сергеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Интеграция как фактор развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Развитие человека осуществляется только в реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми. Что делает сегодня ребенок вместе со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Но накопление навыков произойдет наиболее эффективно, если общение ребёнка со взрослым выстроено на основе партнерского взаимодействия, если взрослый ориентируется на интересы ребенка, поддерживает его инициативу, оказывает ему поддержку, помогает обрести уверенность в своих возможностях.

Переосмысление роли ребенка как субъекта воспитательно-образовательного процесса обуславливает нетрадиционные подходы к решению образовательных задач. Одной из тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.

Поэтому перед нами, воспитателями группы, стоит задача – организовать целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Также, по мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение дает возможность реализовать творческие способности детей, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Реализовать интегрированный подход в воспитательно-образовательном процессе в контексте ФГОС ДО – значит воплощать в повседневную жизнь основное содержание путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых – игра.

Интеграции содержания образования способствует то, что в нашем саду образовательный процесс организуется на основе комплексно-тематического планирования. В процессе изучения каждой темы мы организуем для детей разные формы и виды деятельности. Дети играют, экспериментируют, рисуют, общаются, и, не замечая этого, обучаются. То, что ребенок не усвоил во время занятий, стараемся закрепить в разных видах деятельности.

Например, детям с трудом давались обобщающие понятия. Для этого мы стали с детьми играть в игру «Пароли», и теперь стало традицией в группе перед сном играть в эту игру, что способствует не только закреплению темы недели, но и накоплению словарного запаса.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы дети усвоили понятия времени суток. Играем в подвижную игру «Неделя», а еще вместе с ребятами рисовали, что делают дети утром, днем, вечером, ночью, и так у нас получилась дидактическая игра «Время суток», в которую дети с удовольствием играют.

Также мы часто после занятий по познавательному развитию просим детей выразить впечатления, полученные знания в рисунках. Организуем выставки детского творчества, затем все вместе рассматриваем, разговариваем, обсуждаем.

Большое внимание уделяем работе по социально-коммуникативному и речевому развитию детей. В прошлом году, когда дети нашей группы только поступили в детский сад, перед нами стояла задача сформировать детский коллектив. Для этого мы использовали коммуникативные игры, например: "Найди себе пару", "Передай движение по кругу", "Мы вместе", "Назови ласково", "Давайте дружить". Чтобы детям интересно было играть, включали движения, направленные на физическое развитие дошкольников.

Позже, наряду с задачами развития навыков взаимодействия, стали решать задачи речевого развития. Проводили такие игры, как: "Фотографии", "Расскажи о своем друге". В интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения — свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо.

Сначала дети играли в такие игры только вместе с нами, сейчас играют сами, выбирая партнеров для игр самостоятельно. А мы не вмешиваемся в процесс, находимся при этом в роли наблюдателей, выявляем, кому из детей необходима поддержка, кто затрудняется, выявляем их интересы. Данную информацию используем при планировании дальнейшей работы с детьми.

Организуя совместную работу с детьми, стараемся наполнить жизнь детей группы интересными делами, идеями. Планируем совместную деятельность с детьми на принципах сотворчества, сопереживания, включаемся в процесс не рядом, не над, а вместе с ними. Образовательные задачи решаем в ходе включения детей в разные виды деятельности, опираясь на значимые события для воспитанников, их личный опыт.

Например: придя в группу после выходных, Алина рассказала, что была в гостях у бабушки, там она видела очень много красивых цветов. Мы предложили всем детям нарисовать свои красивые цветы, а вечером рисунки подарить мамам и рассказать, какие цветы они нарисовали. Даша рассказала ребятам о том, как осенью вместе с мамой убирали урожай с огорода, и дети предложили нарисовать овощи и собрать их в нашу корзинку.

Такой подход приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний детьми, способствует эффективному усвоению детьми материала, так как дети сами активны в своем образовании, участвуют в деятельности без принуждения; дает возможность каждому ребенку ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.

Мы всегда наблюдаем за увлечениями детей. Так, мы выбирали тему проекта, исходя из того, что на сегодняшний день интересует ребят. Например, в прошлом году мы принесли в группу соленое тесто. Дети заинтересовались, можно ли из него лепить и как можно играть с поделками из теста. Таким образом, был реализован проект «Чудо-тесто».

В этом году Алина принесла в группу тряпичную куклу-оберег, и всем ребятам тоже захотелось иметь таких кукол. Так появилась идея проекта «Кукла-оберег своими руками», который реализован совместно с детьми и родителями. При такой организации дети с удовольствием включались в деятельность и участвовали в проекте.

Постоянно пополняем развивающую среду. Дети видят, что появляются новые игры, материалы для творчества и т.д. Наполняя развивающую среду, продумываем, что актуально для детей сегодня. Так, в центрах активности появляются новые игры, в уголке для творчества – новые материалы, что мотивирует детей включаться в разные виды деятельности самостоятельно.

Родители наших воспитанников – наши активные помощники. Они интересуются делами детей группы, успехами и затруднениями детей. С удовольствием посещают совместные мероприятия (посещаемость составляет почти 100 %). Они оказывают помощь в наполнении развивающей среды группы. Так, например, к теме недели «Безопасность» родители принесли в группу костюм пожарного и атрибуты для игр по данному направлению.

Когда дети заинтересовались театрализованной деятельностью, мама Саши связала замечательные шапочки героев сказок. В апреле, к неделе «Космос», родители сшили и принесли в группу костюм космонавта. Сначала все дети примерили костюм, затем у них возникло желание поиграть в сюжетно-ролевую игру «Полет в космос». Такая помощь со стороны родителей стимулирует детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками, участию в различных видах деятельности.

Подводя итог, хочется сказать, что наши дети научились самостоятельно выбирать игры и материалы по интересам, партнеров для совместной деятельности. Они дети научились взаимодействовать друг с другом и взрослыми, стали более самостоятельными, активными. Повысился и уровень речевого развития детей, о чем говорят отзывы коллег и родителей.

В следующем году наши дети станут старше, и мы уже сейчас с родителями планируем, что будем с детьми проводить конкурсы, викторины, организуем творческую мастерскую и другие интересные виды интегрированных форм взаимодействия педагогов и детей.

Планируем проводить работу в данном направлении в дальнейшем, так как такое взаимодействие развивает детей, а нам, педагогам, позволяет проявлять творчество, побуждает искать новые формы работы, чтобы наполнить жизнь детей интересными событиями и яркими впечатлениями, развивая все стороны личности дошкольников.

Список использованной литературы и других ресурсов

Используемая литература:

1. Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / Ю.В. Авдеева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 c.

2. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ – Мозаика-Синтез, Москва, 2012.

3. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2 ч. Ч. 2 / Н.С. Ежкова. – М.: Владос, 2012. - 49 c.

4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада – Мозаика-Синтез, Москва, 2010г.

Интернет-ресурсы:

5. https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13888/;

6. https://vuzlit.ru/556798/obschenie_sverstnikami_faktor_sotsialnogo_lichn...

Количество просмотров: 11493  

Добавить комментарий

1. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
2. Новый взгляд на родительские собрания нашего ДОУ
3. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста
4. Методы и формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников
5. Интеграция как фактор развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
6. Использование пособий на основе ТРИЗ-технологии в работе по повышению уровня речевого развития дошкольников
7. Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников
8. Использование интегрированного подхода в работе по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
9. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду
10. Квест-игра как современная форма образовательной деятельности в ДОУ
1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы