Роль системы патриотического воспитания образовательного учреждения в профилактике экстремистских и террористических проявлений среди несовершеннолетних

 
 

Игонин Михаил Юрьевич,

преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

МБОУ «Гимназия № 16 «Французская» г. Новосибирска

 

Роль системы патриотического воспитания образовательного учреждения в профилактике экстремистских и террористических проявлений среди несовершеннолетних

В последнее время терроризм и экстремизм перешли в разряд острейших глобальных проблем, способных подорвать устои даже самого стабильного и благополучного государства. Получили распространение различные проявления экстремизма и терроризма, которые провоцируют нестабильность в обществе, способствуют ослаблению государственности, порождают сепаратистские настроения и создают для экстремистов и террористов благоприятную возможность реализации своих целей и задач. Деятельность радикальных группировок, организаций и объединений, основанных на идеологии национальной, расовой и религиозной нетерпимости отражается на молодежи, которая в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки вовлекается в экстремистские формирования, не имея представления об истинной идеологической основе подобных объединений. Поэтому значительное место в системе образования должно уделяться решению проблемы профилактики экстремизма и терроризма в подростково-молодежной среде. Молодежь в силу возрастных особенностей является наиболее чувствительной к восприятию и трансляции экстремистских идей. Недостаточная социально-психологическая зрелость подростков, выраженный поиск себя, склонность к риску и проявлению различных форм социального протеста делают молодежь наиболее уязвимой частью общества в отношении проявлений экстремизма и терроризма.

По данным информационно-аналитического портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации только в Новосибирской области за 2018 год зарегистрировано 20 преступлений экстремистской направленности и 13 преступлений террористической направленности. На территории России за аналогичный период зарегистрировано 819 преступлений экстремистского характера, 1566 преступлений террористического характера. Выявлено 819 лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, и 972 человека, совершивших преступление террористического характера [8]. По словам председателя Национального антитеррористического комитета России Александра Бортникова, за 2018 год сотрудники специальных служб пресекли деятельность 37 экстремистских ячеек и ликвидировали 65 боевиков. Кроме того, правоохранительные органы не допустили на территорию Российской Федерации более 10 тысяч человек, подозреваемых в террористической деятельности. Задержано 36 главарей радикальных экстремистко-террористических групп, 236 членов бандформирований и 589 пособников террористов. Большое внимание уделяется мерам защиты информационного пространства от террористических угроз. В 2018 году Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций совместно с Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности и Генеральной прокуратурой Российской Федерации расширили внедрение автоматизированных систем мониторинга средств массовой коммуникации. Данные мероприятия позволили выявить более 47 тысяч интернет-ресурсов, которые содержали материалы, связанные с деятельностью международных террористических организаций [10].

Руководители террористических группировок предпринимают попытки сформировать на территории России законспирированные ячейки. Основной целевой аудиторией радикальных пропагандистов является молодёжь, в том числе несовершеннолетние.

Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача специализированных государственных структур, но и представителей гражданского общества. Особая роль в этом отводится профилактической работе в условиях образовательной среды. На наш взгляд, сегодня система профилактики идеологии экстремизма и терроризма в общеобразовательных учреждениях представляет собой набор мероприятий без должного научного обоснования, психолого-педагогического мониторинга и отсутствия единой системы работы в данном направлении. С другой стороны, государство повышает ответственность образовательной организации в воспитательной работе с обучающимися. В настоящее время на общеобразовательные организации возложена огромная ответственность за духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, а также социализацию обучающихся. В случае проявления тех или иных форм деструктивного поведения со стороны обучающихся, в первую очередь винят образовательное учреждение за «отсутствие эффективной профилактической работы».

Важное место в системе профилактических мероприятий по предупреждению экстремистских и террористических проявлений занимает патриотическое воспитание обучающихся, которое в условиях образовательного учреждения является важной составляющей системы формирования гармонично развитой личности, её активной гражданской позиции. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования (далее «Стандарт»), реализуемый в образовательном учреждении, направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, их духовно-нравственному развитию, воспитанию гармонично развитой личности. Ориентирование Стандарта на становление личностных характеристик выпускника (любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции, закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством) требует организации и реализации необходимой системы воспитательной работы с обучающимися, направленную на формирование их ясной гражданской позиции и воспитание патриотизма.

Ориентиром патриотического воспитания обучающихся в т.ч. является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493. В разделе II Государственной программы сказано, что целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

В этой связи, администрация и педагогический коллектив МБОУ «Гимназия № 16 «Французская» стремятся создать необходимые условия для осуществления воспитательной деятельности обучающихся и реализации программы патриотического воспитания настолько, насколько это возможно в условиях общеобразовательного учреждения, чтобы сформировать нравственный стержень у несовершеннолетних для дальнейшей эффективной жизнедеятельности на благо Родины.

Необходимо отметить, что условиями успешной реализации патриотического воспитания обучающихся являются:

– материально-технические условия (хорошая материальная база, наличие наглядных материалов, оборудования и инвентаря);

– психолого-педагогические условия (педагогическая целостность учебно-воспитательного процесса; достижение общей цели и решения конкретных задач; контроль, оценка и коррекция результатов);

– организационные условия (организация и проведение предупредительных, профилактических мероприятий, мероприятий патриотической направленности, а также управление процессом);

– кадровые условия (наличие подготовленных кадров, развитие профессиональной компетентности педагогов, повышение квалификации сотрудников образовательного учреждения);

– методические условия (эффективные педагогические технологии, формы и методы патриотического воспитания).

Патриотическое воспитание обучающихся является составной частью системы воспитательной работы образовательного учреждения. Большую часть своего времени дети проводят в школе, где сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь. Реализуемая в гимназии программа воспитательной работы «Моя гимназия – мой успех в жизни» призвана обеспечить оптимальные условия для практико-ориентированного освоения гимназистами базовых национальных ценностей в соответствии с содержанием «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности обучающихся гимназии осуществляется различными сферами деятельности обучающихся.

Система воспитательной работы гимназии состоит из следующих воспитательных комплексов (программ):

1. «ГРАЖДАНИН» (духовно-нравственное и патриотическое направление).

2. «ЗНАНИЕ – СИЛА» (общеинтеллектуальное направление).

3. «ЗДОРОВЫЙ ВЕК» (спортивно-оздоровительное направление).

4. «СОДРУЖЕСТВО» (социальное направление).

5. «ГАРМОНИЯ» (общекультурное направление).

Комплекс «ГРАЖДАНИН» (духовно-нравственное направление) – модуль, направленный на формирование гражданской позиции, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание патриотизма, экологического самосознания, общественно-значимого мировоззрения, позволяющих обеспечить гимназистам возможность социальных проб, выработать языковую, речевую и коммуникативную компетенции, расширить пространство для эффективного общения и, в процессе социализации, выработать устойчивую нравственную позицию.

Комплекс «СОДРУЖЕСТВО» (социальное направление) обеспечивает освоение гимназистами коммуникативных навыков через развитие сетевого взаимодействия гимназии с другими субъектами, заинтересованными в повышении качества образования – родителями, образовательными, научными, спортивными, культурными, государственными учреждениями и службами, с общественными организациями.

Комплекс «ЗНАНИЕ – СИЛА» (общеинтеллектуальное направление) – модуль по формированию и совершенствованию образовательных достижений обучающихся и профессиональных компетенций педагогов, реализации интеллектуально-предметного направления деятельности образовательного учреждения; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Комплекс «ЗДОРОВЫЙ ВЕК» (спортивно-оздоровительное направление) представляет собой деятельность по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья гимназистов и педагогов, реализации физкультурно-оздоровительного и спортивного направлений деятельности в режиме полного дня. Образовательное учреждение в третий раз стало участником регионального проекта Новосибирской области «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни».

Комплекс «ГАРМОНИЯ» (общекультурное направление) – модуль, содействующий воспитанию ценностного отношения к окружающему миру, формирующий представления об общекультурных (в том числе эстетических) идеалах и ценностях, способствующий развитию психо-эмоциональной сферы, кругозора и творческого потенциала личности гимназиста.

Разработанные направления деятельности позволяют выстроить систему патриотического воспитания обучающихся, в которой каждому находится интересное и привлекательное занятие, отвечающее его возрастным возможностям и особенностям. Так, например, для обучающихся младших классов организуются занятия в различных сферах внеурочной деятельности (основы духовно-нравственной культуры, занимательная математика, стрелковый клуб), спортивных секциях (Школа олимпийского тхэквондо, боевые искусства, волейбол, баскетбол). На базе образовательного учреждения сформирован военно-патриотический клуб «Горизонт», а также «Детское гимназическое движение «Крылья». МБОУ «Гимназия № 16 «Французская» является одной из опорных площадок общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в Новосибирской области и ведет активную работу по социализации и патриотическому воспитанию детей и подростков.

Патриотическое воспитание и вместе с тем формирование гражданской позиции обучающихся осуществляется через организацию и проведение мероприятий патриотической направленности, с конкретными целями и задачами их проведения. К ним относятся:

  • тематические классные часы;
  • деятельность гимназического музея «Нормандия-Неман»;
  • занятия в военно-патриотической клубе «Горизонт»;
  • проекты патриотической направленности;
  • «Уроки мужества»;
  • мероприятия, посвященные Дням воинской славы;
  • викторины по правовой тематике;
  • деятельность Российского движения школьников;
  • участие в смотрах-конкурсах;
  • участие в соревнованиях военно-патриотической направленности;
  • тематическое оформление гимназии.

Для эффективной работы по патриотическому воспитанию обучающихся важно, чтобы каждый педагог понимал, что независимо от того, какую деятельность он осуществляет в работе с детьми, он способен прямо или косвенно влиять не только на уровень знаний ребенка, но и на его воспитание, а вместе с тем и формирование гражданской позиции. Поэтому необходимо всегда полностью «отдаваться» своей деятельности с детьми и избегать проявления формализма.

В целях изучения передового российского опыта в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, а также его практического использования педагоги образовательного учреждения принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства.

Немаловажное значение для патриотического воспитания обучающихся и формирования их гражданской идентичности имеет оформление внутреннего пространства гимназии. Так, помимо стендов с изображением государственных символов Российской Федерации, имеются тематические стенды по истории Великой Отечественной войны и героическому прошлому страны, которые призваны активизировать и повысить интерес обучающихся к изучению истории Отечества, необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников страны. Тематические стенды по истории родного края помогают сформировать правильное представление о своей малой Родине. Наглядная информация по истории развития образовательного учреждения направлена на воспитание чувства патриотизма, гордости за учебное учреждение. Заслуживает внимания и наглядная информация, подготовленная методическими объединениями учителей-предметников, которая призвана повысить интерес детей к литературе, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным и естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства.

Результатами работы педагогического коллектива по патриотическому воспитанию обучающихся являются:

– успешное участие обучающихся и педагогов образовательного учреждения в районных, городских и всероссийских мероприятиях патриотической направленности, конкурсах, соревнованиях и проектах, в том числе по гражданско-патриотическому воспитанию;

– стабильный и чаще повышающийся уровень освоения знаний, умений и навыков в различных областях деятельности;

– снижение числа нарушителей внутреннего распорядка образовательного учреждения и за ее пределами;

– повышение интереса к изучению истории России;

– повышение количества занимающихся в спортивных секциях и кружках по интересам;

– профессиональное самоопределение выпускников, поступающие в престижные учебные заведения города Новосибирска и Российской Федерации.

Важное место в системе патриотического воспитания занимает сотрудничество с Центром героико-патриотического воспитания города Новосибирска «Пост № 1» Монумента Славы воинам-сибирякам, войсковой частью 55433 Министерства обороны и Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации (войсковые части 6749 и 3698), ветеранскими организациями.

Особое значение в патриотическом воспитании обучающихся играет гимназический музей «Нормандия – Неман», который на примере дружбы советских и французских летчиков в годы Великой Отечественной войны формирует у обучающихся гражданскую позицию и патриотическое сознание. В музее проводятся экскурсии, уроки истории, краеведения.

Одной из задач Программы патриотического воспитания является развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепления престижа службы в Вооруженных силах и правоохранительных органах Российской Федерации, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями. Эту задачу успешно решает созданный на базе образовательного учреждения военно-патриотический клуб «Горизонт». Воспитанники клуба занимаются различными видами деятельности: огневая, строевая, медицинская подготовка. Изучают приемы и методы самообороны, действия в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, выживание в условиях автономного существования в природной среде. Изучают историю развития Вооруженных сил Российской Федерации и их боевые традиции, судьбы героев Великой Отечественной войны и последующих локальных конфликтов.

Система патриотического воспитания образовательного учреждения постоянно совершенствуется, появляются новые формы и методы работы с детьми и подростками, которая не должна сводиться только к военно-патриотическому аспекту, чтобы исключить излишнюю милитаризацию и воинственность молодежи. В работе по профилактике экстремизма и терроризма необходимо реализовать истинное значение патриотизма – любовь к своей стране и своему народу, потребность заниматься самообразованием, самосовершенствованием для становления полезной обществу и государству личности.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]: от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018) – Режим доступа: [Консультант плюс]. – Загл. с экрана.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]: от 25.07.2002 № 114-ФЗ (последняя редакция). – Режим доступа: [Консультант плюс]. – Загл. с экрана.

3. Федеральный закон «О безопасности» [Электронный ресурс]: от 28.12.2010 № 390-ФЗ (последняя редакция). – Режим доступа: [Консультант плюс]. – Загл. с экрана.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). – Режим доступа: [Консультант плюс]. – Загл. с экрана.

5. Аршинова А.И. Сущность и специфические особенности экстремизма / А.И. Аршинова // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2010. – № 3.

6. Астахова Я.В. Подростковый экстремизм: социально-педагогический аспект / Я.В. Астахова, О.Н. Яиченко // Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия: мат. конфер. – Краснодар: 2010.

7. Бочарникова И. С. Оценка эффективности противодействия молодежному экстремизму: на примере анализа региональных программ / И. С. Бочарникова, О. Г. Зубова // Государственный советник. – 2013. – № 4.

8. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crimestat.ru/regions_chart_total (Дата обращения 20.01.2019).

9. Дамаскин О. В. Актуальные вопросы организации противодействия терроризму // Право и образование. – 2014.– № 4.

10. Парламентская газета. Издание Федерального собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]: – Режим доступа https://www.pnp.ru/social/glava-fsb-podvyol-itogi-borby-s-terrorizmom-v-2018-godu.html (дата обращения 10.01.2019). – Загл. с экрана.

Количество просмотров: 7375  

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы