Рабочая программа спецкурса «За страницами учебника литературы. Мастерская прозы». 6 класс
Пояснительная записка
Цели:
1. Углубление общеобразовательных знаний, а также развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся.
2. Создание условий для осознанного и ответственного выбора обучающимися направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, для дифференциации и индивидуализации обучения.
II. Основные задачи:
– поэтапное достижение цели, обусловленное психолого-возрастными стадиями развития личности ученика и этапами развития мировой художественности;
– освоение учениками знаковой природы искусства и законов художественности, формирование умений ими оперировать;
– формирование, развитие и совершенствование жанрового мышления, культурологических и коммуникативных компетенций.
Программа составлена в соответствии с ФГОС и учётом требований, предъявляемых к современному литературному образованию.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса:
а) обоснование актуальности
курс позволяет воспитать грамотного читателя, развивать метапредметные компетенции.
б) особенности программы, ведущая научная идея, лежащая в основе предмета (курса) подходы, принципы, специфика предмета (курса), отличительные особенности относительно ФГОС; этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.
Курс «За страницами учебника литературы. Мастерская прозы» для 6 класса является продолжением курса для 5 класса «За страницами учебника литературы. Мастерская стиха». Курс составлен с учетом требований, предъявляемых к современной школе в ходе модернизации образования и позволяет решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Особенность технологии – чёткое определение этапов формирования культуры восприятия, связанных со стадиями развития личности и становления мировой художественности. Всего таких стадий пять.
На первой ступени (5-6 кл.) постигается знаковая природа искусства, ученик овладевает языком того или иного жанра и в соответствии со строгими правилами создаёт свои образцы жанров, т.е. осваивает закон конвенциональности, соответствующий этапу классицизма в развитии искусства. Авторитарное сознание школьников этого возраста, дух подражания и склонность к игре в значительной мере благоприятствуют этому. В конце первой стадии дети сами начинают чувствовать, что одного только соблюдения строгих канонов построения текстов недостаточно, чтобы сотворить художественное произведение. Происходит индивидуальная эстетическая революция, подобная эстетической революции в художественности в период сентиментализма. Эти задачи выполняются учениками на с/к 5-6 классов
в) краткое описание основных методов и технологий, способов и форм работы с учащимися.
– Занятия курса позволяют использовать активные формы организации деятельности обучаемых.
– Содержание курса расширяет и углубляет содержание базовых уроков литературы.
– Содержание курса и формы организации учебной деятельности должны помочь ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
– Содержание курса соответствует познавательным возможностям обучающихся, предоставляет ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований и развивает его учебную мотивацию.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс является частью общеинтеллектуального направления внеурочного плана работы с обучающимися, предназначен для учеников 6 класса, рассчитан на 35 часов (по 1часу в неделю).
4. Результаты обучения
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– потребность в самовыражении через слово;
Средством достижения этих результатов служат художественные тексты, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат художественные тексты и методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– создавать тексты различного жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать текст;
– выявлять характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность произведений;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– вступать в диалог с другими читателями.
На повышенном уровне:
– создавать собственный текст в рамках определенного жанра;
– осуществлять проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты
5. Содержание учебного предмета, курса
Презентация курса – 2 ч. «Все, что не стихи, то проза, все, что не проза, то стихи».
Тест остаточных знаний.
Прозаическая речь, жанр – 31 ч.
«Года шалунью рифму гонят, года к суровой прозе клонят…»
Визитная карточка книги. Автор, заглавие. Псевдоним.
В трех соснах прозы.
Три семени, из которых выросли деревья прозы.
Древнерусская литература, летопись.
«Повесть временных лет» – первая русская летопись. «Сказание о Кожемяке». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.
Видео урок http://interneturok.ru/ru
«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.
Видео урок http://interneturok.ru/ru
Сага. Сюжет и композиция.
Сюжетосложение.
Понятие притчи. Притчи Иисуса Христа. «Притча о блудном сыне». «Притча о добром самарянине». Видео урок http://interneturok.ru/ru
Аполог. «Кладовая солнца»
Анекдот.
Рассказ и новелла. А.П. Чехов «Пересолил».
В т.ч. практические занятия «Мастерская прозы» – 8 часов.
Итог – 2 ч.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ урока |
Тема занятия |
Количество часов |
виды деятельности |
1-2 |
Презентация курса. «Все, что не стихи, то проза, все, что не проза, то стихи». Тест остаточных знаний.
|
2 |
Вычленение ритмических единиц
|
3-4 |
«Года шалунью рифму гонят, года к суровой прозе клонят…» |
2 |
Определение жанровых канонов литературы |
5-6 |
Визитная карточка книги. Автор, заглавие. Псевдоним. |
2 |
Беседа. Знакомство с причинами, по которым выбираются псевдонимы. Создание и обоснование своего тахаллуса
|
7-10 |
В трех соснах прозы. Три семени, из которых выросли деревья прозы. |
4 |
конспектирование |
11-12 |
«Повесть временных лет» - первая русская летопись. «Сказание о Кожемяке». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя. Видео урок http://interneturok.ru/ru |
2 |
Практическая работа. Определение жанровых признаков сказаний |
13-14 |
«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя. Видео урок http://interneturok.ru/ru |
2 |
пересказ содержания с использованием разных видов пересказа |
15-16 |
Сага. Сюжет и композиция. |
2 |
конспектирование |
17-18 |
Мастерская прозы. Сюжетосложение. |
2 |
Практикум. Создание сюжета |
19-20. |
Понятие притчи. Притчи Иисуса Христа. «Притча о блудном сыне». «Притча о добром самарянине». Видео урок http://interneturok.ru/ru |
2 |
Практикум. Определение жанровых признаков притчи.
|
21-22 |
Мастерская прозы. Экспертиза притчи «Галка и голуби». |
2 |
Практикум. Экспертиза жанра |
23-24 |
Аполог. «Кладовая солнца» |
2 |
Самостоятельная работа. Применение знаний, полученных на уроке. |
25-26 |
Анекдот. |
2 |
Рассказывание.Применение жизненного опыта |
27-28 |
Мастерская прозы. Рассказывание анекдотов. |
2 |
Выстраивание монолога в соответствии с жанровыми признаками передаваемого текста. |
29 |
Рассказ и новелла. А.П. Чехов «Пересолил». |
1 |
Анализ художественного текста. |
30-31 |
Обобщение знаний по жанрам прозы |
2 |
|
32-33 |
Мастерская прозы. Составление викторины. |
2 |
Подбор и составление вопросов для викторины. |
34-35 |
Итог 2 часа. Олимпиада или викторина. |
2 |
Самостоятельная и групповая работа |
7. Условия эффективной реализации данной программы
Материально-техническая и методическая база кабинета, в котором реализуется данная учебная программа, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к условиям реализации ООП ООО. Кабинет оборудован компьютерной и периферийной техникой, интерактивной доской, имеет выход в сеть Интернет. Учебно-наглядное оборудование достаточно для реализации программы. Все обучающиеся обеспечены дидактическими материалами за счет бюджетных средств.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
Личностные: формирование и развитие эстетического вкуса, потребности в чтении, самовыражении через устную и письменную речь, чувства самоуважения и успешности в процессе творческой деятельности.
Метапредметные: умение определять цели и задачи деятельности, назначение определённых способов и приёмов работы с текстом, выбирать нужные критерии для анализа или трансформации конкретного жанра, выражать свои суждения и рассуждения в минисочинениях.
Формирование коммуникативных навыков.
Предметные:
Понимание учащимися структуры прозаических жанров, определённых программой курса, и их канонов, основных литературоведческих понятий: жанр, сюжет, эпизод, композиция. Умение определять жанр прозы, сюжет, композицию произведения, объяснять их назначение. Владение приёмами проведения жанровой экспертизы произведения. Способность излагать свои наблюдения над произведением в читательский дневник, строить связное высказывание.
Количество просмотров: 5457 |
Добавить комментарий