Значение музыкально-дидактических игр на занятиях вокалом с детьми младшего школьного возраста

 
 

Горина Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова г. Новосибирска

 

Значение музыкально-дидактических игр на занятиях вокалом с детьми младшего школьного возраста

Труд педагога дополнительного образования всем своим содержанием устремлен в будущее. Трудно предугадать, кем станут наши дети… Но какими они должны быть – забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главным проблемами образования и развития детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая проявляется в том, чтобы ребенок сам мог применять свои умения в повседневной жизни.

Конечно же, виды самостоятельной деятельности в работе с младшими школьниками разнообразны. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности ребят являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения во время исполнения песни, игру на детских шумовых инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у ребят чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкальные игра обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию основных свойств музыкального звука.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства вокального звука. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни.

В процессе игры обучающиеся не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые для успешного развития во всех сферах социализации чувство товарищества, ответственности.

Занятия вокалом с детьми младшего школьного возраста строятся мной с учетом общих задач музыкально-эстетического развития детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом структура и содержание занятия должны быть вариативными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать вокальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Развитие специальных певческих навыков у ребят является одной из основных задач моей обучающей программы. А музыкально-дидактические игры, используемые в процессе занятия вокалом, помогают мне научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, а также в процессе игровых тренировочных вокальных упражнений увеличивать объем легких.

Для закрепления знакомых песен мы используем музыкальную игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву или припеву (вместе с этим, в игровой форме, приходит понимание этих песенных терминов), можно наиграть музыкальные фрагменты на разных музыкальных инструментах (аккордеоне, металлофоне, фортепиано), можно исполнить музыкальную фразу ребятами вокально, сольно или группой. Чтобы быстрее закрепить текст песни, на помощь приходит музыкально-дидактическая игра «Сломанный телевизор». Ведущий ребенок является «выключателем» громкости у телевизора, а дети играют роль телевизора, у которого ломается кнопка звука. Происходит это, когда ведущий условно выключает кнопку звук телевизора движением руки, а видео продолжается. Таким образом, активизируется артикуляционная работа малого певческого аппарата, повышается внимание на тексте песни, быстрее запоминается мелодия.

В музыкально-дидактической игре «Музыкальный магазин» продавцом является ребенок, который предлагает «покупателю» требуемую пластинку, голосом воспроизводит мелодию песни. От его исполнения зависит, возьмут ли у него данную пластинку или попросят другую, т. е. от ребенка требуется и чистота звучания, и правильная нюансировка звука, и соблюдение всех оттенков при исполнении. Таких музыкально-дидактических игр довольно много, и дети с удовольствием в них играют, развивая творческое отношение к музыкальным произведениям, разученным на занятиях.

Свое представление о той или иной песне дети передают еще и в живописи. Постепенно можно создать альбом рисунков, содержание которых составят изученные знакомые песни, музыкальные произведения. Время от времени у нас проходят анализ-представление рисунков, в которых дети изображают свою разнообразную музыкальную деятельность в школе, на улице, дома.

Немаловажную роль в развитии у обучающихся музыкального слуха, чувства ритма играют распевки, проводимые на занятиях вокалом до начала основной части занятия. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии звуки разной длины, учатся цепному дыханию. Попевки-скороговорки работают на развитие артикуляции.

Для развития ритмического чувства используются различные музыкальные инструменты. Начать можно с простейшей народной попевки-прибаутки «Андрей–воробей». В начале с детьми разучивается сама прибаутка, т.е. слова и мелодия. А затем, уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки. Различные попевки-прибаутки могут звучать в следующих дидактических играх «Определи по ритму», «Сколько нас поет?», «Сколько звуков?».

И если мы будем помнить, что игра – это основной вид деятельности детей младшего школьного возраста, то можно решить практически любую вокальную задачу, и даже, пробовать вводить двухголосье и трехголосье. Ведь все мы родом из детства! Играйте вместе!

Количество просмотров: 7716  

Добавить комментарий

1. Специфика организации учебных занятий в театральной студии для детей старшего школьного возраста
2. Театральная студия как инструмент формирования разносторонне развитой личности
3. К вопросу о возможностях театрализации как педагогической технологии
4. Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей
5. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на занятиях в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
6. Роль сказки в духовно-нравственном становлении растущей личности
7. Роль детской художественной литературы и театрализованных игр в формировании личности и речевом развитии ребёнка
8. Методические рекомендации по подготовке начинающего актёра к публичному выступлению «На сцене – дети!»
9. Значение музыкально-дидактических игр на занятиях вокалом с детьми младшего школьного возраста
10. Развитие артистических навыков у дошкольников путём прочтения русских народных сказок и воплощения их персонажей на сцене
11. «Под зонтиком добра». Системно-комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях дополнительного образования
1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы