Освоение русского языка через художественное произведение

 
 

Воронова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

Освоение русского языка через художественное произведение

Учебный предмет «Русский язык» предметной области «Филология», согласно ФГОС, должен обеспечить формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста. Таким образом, освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям.

Я считаю, что все тексты, представленные в начальной школе в учебнике «Литературное чтение», – это кладезь для формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Почти каждое произведение с урока литературного чтения я включаю в уроки русского языка – в этом прослеживается прочная и мощная, знакомая всем, межпредметная связь. Выполняя упражнения по знакомому произведению, учащиеся закрепляют в сознании содержание текста, останавливаются на деталях, проводят словарно-лексическую работу, наблюдают за построением синтаксических конструкций. Комбинированная система работы с каждым произведением – главный принцип построения уроков русского языка и литературы.

Урок русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Обобщение» совпадает с изучением фантастического рассказа Кира Булычёва «Кустики» из «Путешествий Алисы».

В начале урока русского языка после изучения рассказа предлагаю учащимся орфографическую минутку, в которой через фразы совершенствуется навык правописания безударной гласной, проверяемой ударением. Именно эта орфограмма считается главным пробелом при анализе допущенных ошибок в письменных проверочных работах. Орфографическую минутку можно произвести в разных вариантах.

Упражнение № 1: запиши фразы, подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук, проверяемый ударением, и подбери устно проверочное слово.

Облетел всю пустыню, выкопали кусты, удивился механик, заряжая камеру, борода развевалась, показались кустики,  схватились за швабру, потерял равновесие, поливала из лейки, гоняются за водой, вылезал из ящика, жалела его, побежал на мостик, перенесли на «Пегас», протянул Алисе, опасность не грозит, проскользнула под рукой, надвигается буря.

Дополнительные задания по теме урока:

– у глаголов прошедшего времени определить род;

– у глаголов настоящего времени определить лицо;

– по вариантам найти глаголы совершенного и несовершенного вида;

– определить, какие глаголы в прошедшем времени нельзя поставить в форму настоящего лица;

– найти глагол, который в неопределённой форме будет оканчиваться на – ти;

– найти возвратные глаголы;

– подчёркнутые глаголы поставить сначала в неопределённую форму и определить спряжение, а потом – во 2 лицо единственного числа будущего времени;

– разобрать по составу глаголы: показались, гоняются, побежал.

Задания по закреплению материала по темам, изученным в четвёртом классе:

– определить падеж существительных;

– найти существительное третьего склонения;

– найти имена существительные собственные и определить, в чём их сходство и отличие;

– сделать морфологический разбор местоимения;

– найти сложное существительное;

– найти существительное с двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением;

– объяснить правописание гласной «и» в суффиксах слов: мостик, кустик, ящик, компотик;

– найти слово, которое всегда изучается в теме, связанной с непроизносимыми согласными;

– «борода развевалась» – глагол с буквой «е»; привести пример словосочетания, в котором слово «развивается» будет с буквой «и»;

– найти слова, в которых все согласные звуки твёрдые, мягкие, звонкие, глухие;

– выделить приставки в глаголах;

– устно распространить фразы прилагательными;

– подчеркнуть и объяснить, какие фразы не являются словосочетанием.

Упражнение № 2: восстанови деформированный текст и запиши его.

1. Кустики вылезли из ящика и на уродливых корнях двигались на нас.

2. Зрелище было на самом деле ужасное.

3. Бутоны раскрывались, розовые цветы горели, словно зловещие глаза.

4. В дверном проёме оказались кустики.

Задания по тексту:

– сделать синтаксический разбор выделенного предложения;

– подобрать к каждому прилагательному синонимы;

– устно изменить текст, поставив глаголы в будущее время;

– найти и определить средства художественной выразительности;

– все глаголы поставить в неопределённую форму и записать;

– выписать слова, в которых количество звуков больше, чем букв;

– найти личное местоимение и определить лицо, число, падеж;

– подобрать к слову «зловещие» однокоренные слова и выделить корень;

– найти слово, которое всегда изучается в теме, связанной с непроизносимыми согласными;

– выписать все словосочетания из подчёркнутого предложения.

Упражнение № 3: заполнить кроссворд словами с безударными гласными, непроверяемыми ударением.

По горизонтали: 1) столько раз космокатер облетел пустыню 2) рыхлая осадочная горная порода 3) единица времени 4) пространство, которое окружает нашу планету 5) окно в борту корпуса корабля 6) звукоизлучатель 7) устройство для поражения цели 8) узкий и длинный проход внутри помещения. По вертикали: 1) приспособление для записи и воспроизведения звука 2) передвижение по какой-либо территории с целью её изучения 3) сваренный напиток из фруктов или ягод 4) подвижное скопление сыпучего песка 5) проявление беспокойства и волнения 6) профессия Зелёного 7) небольшой родственный зайцу зверек.

Ответы по горизонтали: 1) восемнадцать 2) песок 3) секунда 4) космос 5) иллюминатор 6) динамик 7) оружие 8) коридор. Ответы по вертикали: 1) магнитофон 2) путешествие 3) компот 4) бархан 5) тревога 6) механик 7) кролик.

Упражнение № 4: запиши связный текст по иллюстрации, придумай название.

Упражнение № 5 (конкурс между парами или группами): найти в рассказе слова, к которым можно придумать антонимы.

В глубокой – в мелкой, осторожно – решительно, дальше – ближе, стартовал – финишировал, кончился – начался, отдохнуть – поработать, наши – ваши, тихое – громкое, закричала – замолчала, подбежал – остановился, ужасное – прекрасное, уродливые – красивые, раскрылись – закрылись, горели – гасли, тревога – спокойствие, прикрыть – открыть, сильными – слабыми, хорошо – плохо, опасный – безобидный, упал – встал и т.д.

Упражнение № 6 (домашнее задание): выписать 15 глаголов – действий Алисы, папы – биолога, команды или кустиков; придумать 5 разных заданий к этим глаголам.

Заключение. Вот такие упражнения можно было придумать к рассказу, который ученики в процессе их выполнения прочитали несколько раз. Такое произведение, уверяю, дети запомнят надолго. На таких уроках формируются умения и навыки безошибочного, осознанного письма, решаются коммуникативные задачи через развитие устной и письменной речи, расширяется языковая эрудиция школьников и словарный запас, развивается логическое мышление, происходит коррекция недостатков познавательной деятельности, формируется устойчивая необходимость к самостоятельному изучению русского языка и глубокая потребность в чтении.

Количество просмотров: 8066  

Добавить комментарий

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Мастер-класс «Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Пособие «Досочки Сегена» в коррекционной работе логопеда ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Библиотечная игра по сказкам А. С. Пушкина ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Развлечение «Приметы осени» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Конспект логопедического досуга для детей старшей группы по теме «Зимушка-зима» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Знакомство с процессом изготовления стеклянной ёлочной игрушки в праздничном путешествии в зимний Красноярск на фабрику новогодних игрушек «Бирюсинка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Чистота – залог здоровья»: формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Конспект НОД «Путешествие в мир народных промыслов» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Конспект занятия для детей с ТНР средней группы «Настоящие друзья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Беседа с дошкольниками подготовительной группы о старинном русском промысле – прядении ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Приобщение детей и родителей к семейным традициям ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Комплекс пальчиковых гимнастик с использованием кинезиологических упражнений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы