Организация консультативной помощи логопеда родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме online
Онлайн (англ. оnline, от англ. on line – «на линии», «на связи», «в сети», «в эфире») – понимается как «находящийся в состоянии подключения». Первоначально термин использовался по большей части в отношении телефонного оборудования, когда необходимо было указать режим связи. В настоящее время термин используется для обозначения статуса человека в сети (например, социальной). Кроме этого, термин распространяется не только на людей или некий профиль, который на данный момент находится в сети интернет и доступен для связи, но и на все остальное, что каким-то образом может быть связано с интернетом. Это онлайн-трансляция, онлайн-магазин, онлайн-конференция, онлайн-поддержка, онлайн-консультация и т.д.
Исходя из вышесказанного, термин «онлайн» можно трактовать как состояние, когда человек находится в сети Интернет и доступен для связи, «быть онлайн» значит быть доступным для общения/взаимодействия в сети Интернет.
В контексте распространения инклюзивного обучения в России консультирование родителей детей с особыми образовательными потребностями приобрело достаточную актуальность. Несомненно, успешность реализации инклюзивной практики зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), от готовности воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов и родителей к совместному взаимодействию. Именно для реализации эффективного учебно-воспитательного процесса в образовательной организации необходимо обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ. Одним из направлений такого сопровождения является консультативная помощь логопеда.
В последние годы online-консультирование в логопедической практике приобретает все большую популярность. Родители, не имеющие возможности получить квалифицированную помощь при личной встрече со специалистом, пытаются компенсировать этот недостаток с помощью сети Интернет. Данный формат взаимодействия наиболее востребован при проживании семьи в удаленном районе или в местности со сложной транспортной инфраструктурой, при невозможности оставить ребенка дома и посетить консультацию лично (например, в семье воспитывается ребенок – инвалид, требующий постоянного присутствия и ухода взрослого или ребенок раннего возраста, которого нет возможности оставить с другим взрослым). В то же время, опыт проведения оnline-консультирования показывает, что такой формат подходит и для тех родителей, чьи дети не охвачены логопедической помощью в образовательном учреждении или получают образование инклюзивно. В этом случае, при необходимости, логопед планирует серию консультаций, в рамках которых осуществляется информирование (разъяснение родителям особенностей речевого развития ребенка, возможных причин речевых трудностей) и обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком. Такой своеобразный «патронаж» семьи не исключает возможности включения ребенка с ОВЗ в консультативную работу.
Оnline-консультирование может быть организовано через различные альтернативные коммуникационные каналы. Одними из наиболее востребованных у специалистов для проведения конференций, семинаров, консультаций являются платформы ZOOM и Skype. Платформа ZOOM позволяет одновременно пригласить для проведения мероприятия до ста пользователей. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию/консультацию длительностью 40 минут. У специалиста, как организатора, есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Одним из плюсов платформы является демонстрация экрана специалиста. Более того, можно «делиться» не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. В настройках можно представить всем участникам возможность делиться экраном либо включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор. Наиболее актуально это в тот момент, когда специалист представляет практические пособия и иллюстрированный материал, осуществляет обзор полезных для родителей интернет-источников, нормативных правовых актов и другой информации, необходимой для организации сопровождения образовательного процесса ребенка. Кроме этого, родители имеют возможность осуществлять аудио- либо видеозапись консультации (например, для лучшего сохранения всей полученной информации). Программа Skype также позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки (до 50 абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Программа предоставляет возможность вместе с изображением с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы.
На базе ГБУ НСО «Областного центра диагностики и консультирования» логопедическое оnline-консультирование проводится с целью повышения уровня педагогической компетентности родителей по вопросам речевого детей, дает возможность получить квалифицированную помощь в соответствии с интересующими их вопросами, а также с целью информирования родителей об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с индивидуальными речевыми особенностями.
Консультирование проводится по следующим направлениям:
1. Возрастное речевое развитие детей.
2. Предупреждение и преодоление речевых нарушений.
3. Особенности речевых отклонений.
4. Особенности речевого развития и обучения детей с нарушениями речевого развития детей.
Дистанционный формат работы позволяет логопеду организовать консультацию в таких формах, как родительское собрание=групповая консультация, индивидуальная консультация и проведение практического оnline-занятия (например, мастер-класс на тему организации и проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях).
Для получения консультации родители обращаются в организацию с использованием электронных видов связи (электронная запись на сайте учреждения).
Предварительно логопед совместно с родителями проводит оценку технической составляющей и проверку связи. Это исключит возможные технические сбои при проведении консультации, что может сказаться на качестве проведенного мероприятия.
Для логопеда важно установить контакт с консультируемым, осуществить анализ запроса и в процессе консультации выработать совместный план действий – предложить несколько вариантов выхода из ситуации; наметить тактику. Кроме этого, специалисту необходимо убедиться, что родитель правильно понял его рекомендации. Для этого рекомендуется письменно зафиксировать варианты решения проблемы, чтобы семья/родитель имели на руках алгоритм действий в бумажном виде. Возможна одновременная отправка разработанного совместно плана действий по электронной почте (по согласованию с консультируемым).
После проведения консультирования, логопед предоставляет родителям информацию по вопросам развития и воспитания ребенка, которая может быть представлена в виде электронных методических пособий, видеороликов, электронных ссылок на мастер-классы, вебинары.
Таким образом, оnline-консультирование – отличная возможность для специалиста: расширить спектр своих профессиональных навыков, охватить консультационной помощью тех родителей, которые по объективным причинам не могут присутствовать на очной встрече, для родителей: получить своевременную квалифицированную помощь по вопросам речевого развития ребенка с ОВЗ.
Список литературы:
1. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб., 2000. 464 с.
2. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
3. Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 160 с.
Количество просмотров: 4454 |
Добавить комментарий