Конвергентная школьная редакция как медиаобразовательная площадка для развития у учащихся навыков soft skills (на примере пресс-центра «132%» Новосибирской классической гимназии № 17)
Soft skills: особенности формирования гибких навыков
Школьные конвергентные редакции (редакции, выпускающие разные виды информационных продуктов и ориентированные на работу универсальных журналистов) позволяют решать различные образовательные задачи. Журналистский вектор медиаобразования, конечно, является доминантным, так как редакции выступают в роли площадки для обучения юнкоров, которые приобретают первый профессиональный опыт.
При этом тридцатилетний опыт работы пресс-центра «132%» Новосибирской классической гимназии № 17 показывает, что немногие из активных его сотрудников впоследствии связывают свою жизнь с журналистикой. Это свидетельствует о том, что не профориентация является главной функцией школьных редакций. Они помогают учащимся развивать навыки, не связанные с конкретной профессией, но позволяющие эффективно участвовать в различных видах деятельности, так называемые soft skills (гибкие навыки).
Soft skills – это комплекс навыков или компетенций, которые включают в себя некоторые основные черты когнитивной и в целом интеллектуальной деятельности, эмоционального интеллекта, управления собственной деятельностью и продуктивного взаимодействия с другими людьми [Гизатуллина, Шатунова, 2019, с. 14].
До сих пор не разработана единая типология навыков soft skills. В основе всех классификаций лежат шесть основных групп:
1) основные / фундаментальные / академические навыки (грамотность, умение считать);
2) коммуникативные навыки (общение, межличностные отношения, работа в команде);
3) концептуальные / навыки мышления (сбор и обработка информации, решение проблем, планирование и организация, умение учиться и развивать навыки, творческое и системное мышление);
4) личные навыки (ответственность, находчивость, гибкость, способность управлять своим временем, чувство собственного достоинства);
5) навыки, связанные с деловым миром (инновационные навыки, инициативность);
6) социальные и гражданские навыки (знания и навыки в области гражданского права) [Беркович, Кофанова, Тихонова, 2018, с. 64].
Полный перечень категорий soft skills был сформирован в процессе международного исследования World Economic Forum в Future of Jobs report. [Рылова, 2019]. Эксперты выделили 35 гибких навыков, которые разделили на три ключевых группы:
1. Способности (когнитивные и физические).
2. Базовые навыки (процессные и контент-навыки).
3. Кросс-функциональные навыки (социальные, системные, технические, навыки решения сложных задач и управления ресурсами).
В современном мире гибкие навыки приобретают первостепенное значение, так как помогают человеку адаптироваться к быстро меняющимся реалиям и успешно реализовывать свой потенциал. Важно способствовать формированию этих навыков в процессе не только учебной, но и внеурочной деятельности школьников, в том числе и в работе школьных СМИ.
Медиапродукты пресс-центра: создаём и изучаем
Пресс-центр «132%» одновременно выпускает несколько информационных продуктов, основными являются три разновозрастных печатных издания («Колобок» – газета для начальной школы, «Шкозетка» – издание для учащихся среднего звена, «132%» – газета для старшеклассников и педагогов), краеведческо-публицистический альманах «Наш Новосибирск», информационные и документальные видеосюжеты.
В последние годы наблюдается активная конвергенция школьных медиа, которая выражается в создании продуктов, объединяющих текстовые, графические и видеоматериалы. Ярким примером служит газета «132%», в которой с 2019 года используются QR-коды со ссылками на сюжеты школьного телевидения, инфографика, объединяющая тексты и изображения (например, облака тегов), и другие мультимедийные элементы. Начиная с 2021 года, подобные инструменты появляются и в других школьных изданиях.
Очевидно, что выпуск таких информационных продуктов невозможен без создания команды, в которой каждый из юнкоров отвечает за определенный этап производства. При этом гимназисты учатся договариваться, слушать собеседника и доносить до него свою точку зрения, таким образом развивая коммуникативные навыки. Постановка общих целей, распределение между собой задач и обязанностей для их эффективного достижения, а затем анализ полученного результата позволяют юнкорам формировать навыки кооперации (сотрудничества). Работа с информацией, необходимость её анализа и оценки при создании журналистских материалов способствуют развитию критического мышления. Совместная деятельность направлена на поиск новых нестандартных решений, формирование новых идей и разработку уже существующих. Следовательно, можно говорить и о повышении уровня креативности учащихся, работающих в пресс-центре.
Особую роль в работе конвергентной редакции «132%» занимает научная деятельность юнкоров, которые рассматривают опыт работы пресс-центра гимназии и особенности концепции школьных изданий в качестве объекта научных исследований. Ценность этих работ заключается в том, что юнкоры описывают собственный опыт, развивая таким образом навыки анализа и самоанализа. Подобные исследования способствуют лучшему пониманию юнкорами принципов функционирования не только своих изданий и телевидения гимназии, но и массмедиа в целом. Как показывает практика, первый опыт написания научной работы становится базой для создания курсовых работ в рамках вузовского обучения. Защита научных проектов на конференциях помогает юными исследователям развить навыки публичного выступления.
Выходим за рамки
Деятельность юнкоров редакции «132%» не ограничена пространством гимназии №17. Пресс-центр активно сотрудничает с «ДетТВ» (детским телевидением Новосибирска), и наши ребята регулярно принимают участие в его прямых трансляциях с различных спортивных мероприятий. Работа в прямом эфире относится к категории повышенной сложности и требует от её участников умения взаимодействовать друг с другом. Поскольку съёмочная группа детского телевидения, как правило, состоит из учащихся разных школ, им приходится в короткий срок находить общий язык. Таким образом, работа в прямом эфире «ДетТВ» эффективно развивает навыки коммуникации и кооперации юнкоров. Немаловажен для такой деятельности и навык быстрого принятия решений, обладать им должны как операторы, так и режиссёры прямого эфира.
Сотрудники пресс-центра «132%» регулярно участвуют в городских профильных медиасменах, где юнкоры учатся не только работать с новыми технологиями и интерактивными инструментами, но и искать информационные поводы для материалов, писать сценарии, генерировать интересные идеи для съемок. Всё это способствует развитию креативности и критического мышления у школьников. Поскольку работа обычно проходит в группах, от юнкоров требуются также высокий уровень навыков кооперации и коммуникации.
В разностороннем развитии сотрудников пресс-центра играет важную роль участие в различных журналистских конкурсах (как городского, так и всероссийского уровня). Школой непрерывного практико-ориентированного обучения можно назвать «Марафон школьных СМИ», который на портале lgo.ru проводит РГУ им. А.Н. Косыгина.
Марафон проходит несколько месяцев (с середины ноября по конец апреля), в течение которых юнкоры публикуют на портале новостные материалы, видеосюжеты, пополняют портфолио своей редакции рисунками и фотографиями, отвечают на вопросы «горячих микрофонов». Каждые две недели объявляется «горячая тема», задания которой необходимо выполнить в ограниченный срок. Самодисциплина и самоорганизация являются востребованными навыками soft skills. Помимо новостной, в марафон охватывает экологическую и аналитическую журналистику; существуют отдельные конкурсные направления для фотографов, художников, дизайнеров. В рамках марафона активно реализуется организаторская деятельность: постоянно проходят акции, челленджи, флешмобы. Таким образом задаётся очень интенсивный темп работы, сбавить который не позволяет серьёзная конкуренция, ведь в журналистском «забеге» участвуют школьные редакции со всей России.
Требования к новостным материалам достаточно жёсткие, в первую очередь они должны быть актуальными и оперативно размещаться. Благодаря этому, а также установленным для большинства заданий временным рамкам юнкоры получают возможность развивать навыки эффективного тайм-менеджмента. Разнообразие творческих состязаний способствует развитию креативности, нестандартного мышления и кооперации, так как многие задания предназначены для командной работы.
Среди городских юнкоровских состязаний выделяется медиаполигон «Мультимедийный прорыв», проводимый кафедрой журналистики НГПУ в рамках городского конкурса детских и юношеских СМИ. Условия, в которых оказываются его участники, пожалуй, не менее экстремальны, чем на всероссийском Марафоне – всего за один день (примерно 7-8 часов) юнкоры должны пройти различные мастер-классы, найти информационные поводы, подготовить и презентовать как можно больше различных медиапродуктов. Такая работа является уникальной возможностью для развития профессиональных и социальных навыков. Ребята осваивают новые медиатехнологии, учатся работать в команде, взаимодействовать с разными людьми, приобретают навыки управления временем, совершенствуют умения, связанные с поиском информации и работой с разными форматами текста.
Во время «Мультимедийного прорыва – 2021», который проходил на базе ГПНТБ, участники команды «132%» продемонстрировали хорошие навыки самоорганизации и самоконтроля. Юнкоры сами распределяли задания, руководствуясь своими интересами и умениями, сами планировали деятельность, не нуждаясь в мотивации извне. Работа команды «132%» успешно продолжалась даже, когда её куратор находился на мастер-классе, организованном для педагогов сотрудниками библиотеки. В группе шло активное взаимодействие: юнкоры помогали друг другу советом и делом, обсуждали задания и находили оптимальные варианты их выполнения.
Декада прессы: тренажер «гибкости» для всех!
Огромное значение для развития навыков soft skills имеют не только журналистская, но и организаторская деятельность редакции, в том числе проведение массовых мероприятий на базе гимназии №17. Они позволяют развивать гибкие навыки не только у юнкоров, но и всех задействованных гимназистов. Ярким примером является ежегодная «Декада прессы и словесности».
На протяжении декады в гимназии проходят различные конкурсы, встречи и мастер-классы, так или иначе связанные с журналистикой, русским языком и литературой. Подготовительный этап декады включает обязательную разработку маршрутного листа, который содержит расписание всех мероприятий. Маршрутный лист ежегодно меняется: некоторые проекты остаются в нём на протяжении многих лет, некоторые исключаются и добавляются новые. Обязательное условие – в них должны найти возможность для самореализации учащиеся с разными интересами: любители рисовать, фотографировать, исследовать, читать художественную литературу и писать. В составлении маршрутного листа непосредственное участие принимают юнкоры, и в этом процессе очень важны их коммуникативные навыки и креативность.
Часть мероприятий «Декады прессы и словесности» ориентирована на общение в группах – это различные встречи, на которых могут присутствовать как несколько человек от класса, так и весь состав. Например, пресс-группы 5-х–11-х классов обязательно присутствуют на встречах с редакциями изданий гимназии («Шкозетка» и «132%»). Юнкоры, которые проводят эти встречи, развивают навыки презентации своей деятельности: они рассказывают об особенностях школьных газет, изменениях, которые происходят в их концепции, делятся с сотрудниками пресс-центров отдельных классов достижениями и проблемами, возникающими в ходе работы.
Задача остальных участников встречи – дать обратную связь: внести предложения по улучшению концепции изданий, выбрать лучшие материалы, опубликованные за год, и лучшего автора. В конце встречи учащиеся играют в викторину, основной контент которой связан с содержанием газет за прошедший календарный год. Все эти задания выполняются группами классных пресс-центров, участники которых таким образом развивают навыки коммуникации и командной работы.
Давняя традиция декады – общение с людьми, чья работа так или иначе связана со словом: журналистами, актёрами, писателями, научными работниками. В гимназии проходили пресс-конференции с участием таких новосибирских авторов, как В.В. Шамов, Н.А. Александров и других. На этих встречах присутствуют представители классных пресс-центров (с 5-го по 11-й классы). Каждый школьник имеет возможность задать гостю вопрос и создать журналистский материал по итогам пресс-конференции или мастер-класса. Подобные встречи дают возможность получить яркие впечатления и полезные советы от общения с интересными, хорошо владеющими словом людьми.
Навыки эффективной коммуникации развиваются в рамках командных конкурсов. Так, во время конкурса «Журналистское расследование» участники (2-3 человека от класса) изучают ретрогазеты из архивов музея гимназии. Задача исследователей – рассмотреть тематику, структуру, оформление и другие особенности издания. Все наблюдения оформляются в рамках эссе, что позволяет развивать аналитическое мышление, актуализировать способность обобщать и делать выводы.
Декада также включает большое количество творческих состязаний: конкурс журналистских и творческих работ художников и фотографов, конкурс фильмов. Во многих конкурсах можно принять как индивидуальное, так и командное участие. В качестве примера можно привести фотоконкурс «Литературные арабески», вошедший в программу Декады в 2021 году: учащиеся старших классов делали фотоиллюстрации к литературным произведениям. Победителем стала команда 9Г класса, оживившая персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
«Большая перемена» для гимназии
Самое массовое из мероприятий «Декады прессы» – акция «Великому и могучему – большая перемена». Длится эта перемена 40 минут, все это время проходит множество различных мини-конкурсов, игр и мастер-классов по русскому языку, литературе и журналистике. В проекте участвуют все классы среднего и старшего звена. В организации и проведении «Большой перемены» непосредственно задействованы юнкоры пресс-центра «132%».
Обычно «Большая перемена» проходит в холлах гимназии, но в связи с эпидемиологической обстановкой 2021 года её провели в учебных кабинетах в каждом классе отдельно. Это, конечно, не способствовало эффективной коммуникации между классными коллективами, зато внутри отдельных классов ребята учились работать в группах, каждая из которых выполняла определённое задание.
Мини-конкурсы были направлены на развитие как креативности и творческих способностей (экспресс-конкурс художников, сочинение од, буриме и синквейнов), так и аналитических навыков (журналистское расследование, викторины и др.).
Интересный формат удалось апробировать на площадках «Большой перемены» в 2020 году, когда медиаобразовательная деятельность пресс-центра распространилась за пределы гимназии №17. Это стало возможным благодаря медиаполигону, который был организован на базе нашего учебного заведения при участии кафедры журналистики НГПУ. Пресс-группы нескольких школ Новосибирска и Новосибирской области познакомились с работой пресс-центра «132%», с программой «Декады прессы», после чего приняли участие в «Большой перемене» вместе с нашими гимназистами.
Команды посещали мастер-классы, наблюдали за проведением конкурсов, собирали информацию, писали посты для соцсетей, осуществляли фото- и видеосъёмку. После этого в компьютерных классах участники медиаполигона выполняли различные творческие задания, например, писали заметки, создавали мемы, готовили подборку интересных фактов о нашей гимназии. Вся информация оперативно размещалась юнкорами редакции «132%» в официальной группе пресс-центра «ВКонтакте». Завершился медиаполигон презентацией готовых медиапродуктов в актовом зале гимназии.
Образовательная ценность мероприятия оказалась необычайно высокой. Некоторые из участников медиаполигона только начали формировать пресс-центы в своих учебных заведениях, многие ребята (в том числе и из команды нашей гимназии) имели лишь поверхностное представление о тенденциях развития массмедиа. Помимо ценных знаний, полученных на «Большой перемене», они приобрели и уникальный опыт (работа в команде, ориентирование в незнакомой обстановке, разные форматы коммуникации). Задания, которые выполняли все участники медиаполигона, требовали актуализации креативности, критического мышления, оперативного принятия решений и умения планировать и распределять время, чтобы завершить работу в установленный срок.
Юнкоры пресс-центра «132%», которые на медиаполигоне выськпали в роли тьюторов команд, также приобрели полезный опыт организации и командной работы. В этом им пригодились и лидерские качества, и коммуникативные навыки, ведь необходимо было не только быстро установить контакт со своей подопечной командой, но и помочь ребятам ориентироваться в событиях «Большой перемены», взаимодействовать с гимназистами и учителями.
Процесс конвергенции в редакции «132%» является непрерывным, быстрым и зачастую непредсказуемым. Он подразумевает коллаборацию не только разных журналистских специальностей и видов СМИ, но и объединение медиакоммуникации с другими видами деятельности. Именно такие условия способствуют эффективному развитию гибких навыков школьников и их дальнейшей реализации в любой профессии и выбранном векторе развития.
1. Беркович М.А., Кофанова Т.В., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. – Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление, 2018. – №4. – С. 64-68.
2. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. – 2019. – №5. – С.14-20.
3. Рылова А.Г. Soft skills – навыки XXI века: что больше всего ценят работодатели-драйверы в России и Пермском крае? Режим доступа: URL: https://perm.hse.ru/news/243254110.html (дата обращения: 18.04.2021).
Количество просмотров: 2903 |
Добавить комментарий