Учитываем тренды: обновление образовательной программы с учётом современных технологий
Новое время – новые запросы
В современном обществе традиционная журналистика расширяет свои границы, меняется сам вектор развития. Всё чаще мы наблюдаем как классические редакции трансформируются в конвергентные редакции. Как следствие, востребованным становится специалист, обладающий кросс-функциональными компетенциями.
Кросс-функциональность – сочетание нескольких отдельных функций в одном целом. Например, кросс-функциональная команда, состоящая из специалистов из разных областей (отделов, департаментов, организаций, отраслей и т. д.). Кросс-функциональный эксперт – человек, обладающий одновременно знаниями и компетенциями в разных областях (например, медицине, ИТ и юриспруденции).
Так, если ещё пять лет назад, журналисту или блогеру было вполне достаточно обладать базовыми компетенциями в сфере видеопроизводства, то уже сейчас необходимо обладать целым набором soft- и hard-компетенций в сфере медиа.
А учитывая тенденции развития иммерсивных технологий, можно прийти к закономерному выводу, что через 5-10 лет успешность в медиасреде будет зависеть от способности и умения применять технологии виртуальной и дополненной реальности. А значит уже сейчас у подростков необходимо закладывать основу для эффективного применения сквозных цифровых технологий.
Актуальным становится формирование компетенций сразу в двух направлениях: социальном и техническом. Такой подход позволяет развить у подростков одновременно и функциональные, и глобальные компетенции.
Полноценная жизнедеятельность в условиях современного медиапространства предполагает владение такими компетенциями, как:
– использование широкого спектра мультимедийных решений;
– способность выбирать, применять продуктивные и в тоже время безопасные медиакоммуникативные технологии;
– способность эффективно обучаться и работать в условиях стремительного технологического прогресса.
Новые технологии – новое обучение
В этом свете особенно остро встаёт вопрос обновления содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей.
Предлагаю рассмотреть процесс обновления образовательных программ на примере медиашколы «Спутник» ЦВР «Галактика». Все 5 лет существования «Спутника» непрерывно идёт процесс трансформации образовательных программ. Ведь сейчас, в 2021-2022 году уже невозможно работать по программам пятилетней давности, они устаревают во многих аспектах. А в медиаобразовании это наиболее заметно: медиаполе очень подвижно и ежегодно появляются новые технологии, новые тенденции:
– печатная журналистика;
– тележурналистика;
– блогерство;
– дополненная реальность;
– виртуальная реальность;
– социальные сети.
В содержании образовательной программы эти направления не заменяются одно другим, а успешно конвергируются, взаимодополняя друг друга. Хочу обратить ваше внимание на то, что уже хорошо знакомая многим медиапедагогам конвергенция предстаёт перед нами в новом свете. Так же как конвергентная редакция более конкурентоспособна, так же и конвергентная образовательная программа более востребована у современных детей и родителей, а также соответствует запросу государства по формированию специалиста будущего.
При этом речь идёт не только про формирование широкого набора hard-компетенций медиаспециалиста, но и о формировании soft-компетенций. Тем более что в журналистике так называемые софты и харды идут рука об руку.
От одной образовательной программы к комплексу
Говоря про обновление образовательных программ, мы имеем в виду как содержание, так и форматы.
Например, в медиашколе «Спутник» одна модифицированная программа базового уровня за 5 лет расширилась до четырёх образовательных программ, три из которых авторские, в том числе одна углубленная:
– Техника и технология медиажурналистики (авторская, базовая).
– Основы медиажурналистики. Мастер-класс (авторская, углубленная).
– Виртуальная и дополненная реальность (авторская, базовая).
– Программирование виртуальной и дополненной среды (модифицированная).
В результате мы имеем уже целый комплекс программ различного формата. При этом изменилась направленность программы – с социально-гуманитарной на техническую. Что продиктовано увеличением технических и программных средств, необходимых современному медиаспециалисту.
Структура образовательной программы
Базовая программа по медиажурналистике имеет сложную структуру, которая обновлялась и менялась в течение 5 лет. Изменения касались курсов программы, вариативности по часам и возможности преподавания несколькими педагогами.
Было:
– 6 учебных курсов;
– вариативность на 6 и 4 часа в неделю;
– возможностью преподавать нескольким педагогам.
На сегодняшний день образовательная программа претерпела ещё ряд качественных изменений.
Стало:
– 3 курса с техническим уклоном;
– 5 компетентностных модулей;
– вариативность на 6 и 4 часа в неделю;
– возможностью преподавать нескольким педагогам;
– персонифицированный подход и модульность.
В основе образовательного процесса медиашколы «Спутник» лежат принципы персонифицированного подхода, которые реализуются через вариативность содержания образовательной программы, путём интеграции учебных курсов, что обеспечивает качественное освоение компетентностных модулей.
На выбор учащимся предлагаются 5 компетентностных модулей в соответствии с профессиями медиажурналистики:
– «Кросс-функциональный журналист»,
– «Оператор СМИ»,
– «Технолог современных СМИ»,
– «Блогер»,
– «Архитектор виртуальности».
Для каждого модуля формируется своя комбинация образовательных курсов программы. Давайте рассмотрим трансформацию образовательных программ на примере иммерсивных технологий.
За последние годы механизмы использования иммерсивных технологий значительно упростились, что делает эти технологии виртуальной и дополненной реальности более доступными. На современном этапе развития технического прогресса подростки уже в состоянии создавать собственную виртуальную среду. В образовательной программе «Техника и технология медиажурналистики» предусмотрен отдельный компетентностный модуль «Архитектор виртуальности», направленный на изучение иммерсивных технологий и специфику их использования в медиапродуктах. Модуль подходит для учащихся, которые активно интересуются инновационными технологиями и готовы к поиску новых, нестандартных решений и подходов в реализации медиапродукта.
Основной курс модуля – «Иммерсивные технологии в медиажурналистике», который учащиеся изучают в полном объеме. Обязательной является теоретическая часть курсов «Технология выпуска СМИ», «Технические средства медиажурналистики». Остальные учебные часы отводятся на проектную деятельность по основному курсу.
Для учащихся, желающих углубиться в изучении современных технологий, в Медиашколе «Спутник» разработаны и реализуются ещё две образовательные программы «Виртуальная и дополненная реальность» и «Программирование виртуальной и дополненной среды», которые реализуются в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». При явном техническом уклоне содержание этих образовательных программ носит конвергентный характер, что способствует формированию soft- и hard-компетенций в медиасфере.
Профориентационный компонент
В условиях учреждения дополнительного образования освоение азов медиажурналистики позволяет учащимся не только развить определенные компетенции, но и в достаточной степени определиться с выбором будущей профессиональной деятельности. Уже сейчас рынок труда Новосибирска и Новосибирской области испытывает потребность в кросс-функциональных специалистах в медиаиндустрии. В регионе активно развиваются заинтересованные в молодых инициативных, компетентных сотрудниках компании российского и международного уровня, в том числе напрямую связанные с применением иммерсивных технологий, например, молодая российская IT-компания VR CORP по разработке медиапроектов с виртуальной и дополненной реальностью, издательство «Город-Медиа-Софт», выпускающее журналы с дополненной реальностью.
В результате обучения по образовательной программе «Техника и технология медиажурналистики» у подростков формируются не только медиакомпетенции принципиально нового типа, но и региональная идентичность. Совокупность этих факторов позволит подросткам в будущем быть востребованными на рынке труда и успешно социализироваться в новых в условиях цифровой экономики.
Количество просмотров: 2164 |
Добавить комментарий