Использование современных технологий на уроках истории и литературы для обучающихся с проблемами слуха

 
 

Воложанинова Виктория Андреевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Горбунова Мария Александровна,

учитель истории

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Использование современных технологий на уроках истории и литературы для обучающихся с проблемами слуха

Современный педагогический процесс – явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Сегодня это не столько получение готовых знаний, сколько вовлечение обучающихся в процесс поиска, формирование умения ставить самостоятельные задачи, направленность рефлексии на собственную культуру личности.

Особенность предметов гуманитарного цикла заключается в том, что дисциплины предполагают в основном развитие абстрактного мышления. Но это включает в себя и отработку умения преодолевать жизненные проблемы и трудности в профессиональной деятельности, умело действовать в различных ситуациях современной действительности, приобщение обучающихся к национальной культуре русского народа, самопознание, становление личности как профессионала, части семьи, гражданина и человека.

Известно, что все психические процессы (мышление, память, эмоции) формируются у человека в результате деятельностного освоения им окружающего мира. В состав различных видов человеческого познания входит интеллектуальная деятельность. Следовательно, на занятиях создаются условия для эмоционального, нравственного развития обучающихся.

В условиях будущей трудовой деятельности необходима способность решать профессиональные производственные задачи, успешно взаимодействовать в коллективе, действовать в условиях неопределенности. Важным является умение организовать свою работу, окружить себя помощниками, единомышленниками, не теряться в сложных ситуациях, находить правильные решения, достигать экономичности труда, принимать смелые решения (рисковать, действовать при явной недостаточности средств и при этом достигать успеха). Необходимо уметь преодолевать естественную склонность к пассивности: думать по-новому, учиться новому, делать по-новому.

Сегодня обучающимся с нарушением слуха стало проще при помощи интернета найти сценарии, презентацию произведения, интерактивные карты событий, подготовить проект, реферат. Для подготовки к урокам и выполнения заданий мы используем информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в обучении детей с нарушением слуха – это возможность повысить качество образования в системе основного общего образования. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, условно-графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками, что является важным условием для восприятия материала неслышащими учащимися.

Программы общего и учебного назначения: Мicrosoft Word, Мicrosoft Excel, Microsoft PowerPoint, Мicrosoft Publisher, MyTest, TestEdu (Генератор html тестов) – могут с успехом использоваться учителем в педагогической деятельности. Спектр применения данных программ в учебно-воспитательном процессе достаточно велик. Они могут использоваться учителем как в процессе проведения учебных занятий (показ на экране при помощи мультимедийного проектора презентации с историческими картами, схемами, таблицами, интерактивными кроссвордами, выдержками из исторических источников, портретами исторических деятелей, учебными видеофильмами; проведение интерактивных игр; работа с интернет-ресурсами, электронными учебными материалами, диагностика уровня знаний учащихся с помощью компьютерного тестирования и т.д.), так и внеучебных.

ИКТ эффективно могут применяться учителем на всех типах урока и на всех его этапах, так как смена разных видов деятельности повышает внимание учащихся с проблемами слуха к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт ситуацию успеха.

С помощью ИКТ мы можем устанавливать связи между различными предметами для предоставления более подробной информации по изучаемой теме. Например, на уроках истории узнать, какие литературные произведения о событиях определенной эпохи какими авторами были написаны. На уроках литературы можно обратиться к источникам и проанализировать историческое событие, которое оказало влияние на написание произведения.

На основе собственного педагогического опыта и изучения опыта коллег на различных сайтах нами были выявлены преимущества использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и литературы. Итак, использование ИКТ на уроке истории и литературы позволяет:

– сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени (применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку времени);

– обновлять, углублять и систематизировать содержание школьных курсов, активизировать применение нетрадиционных методик обучения, повысить информационную насыщенность урока, сделать его более динамичным;

– повысить мотивацию учеников к обучению, занятию проектной деятельностью, эффективность самостоятельной работы;

– активизировать и стимулировать познавательный интерес к истории и литературе, расширить информационное поле, придать учебной работе творческо-поисковый и исследовательский характер;

– развивать познавательные способности учащихся, активизировать умственную деятельность;

– использовать разные формы учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории и литературы, а также во внеурочной деятельности, реализовывать межпредметные связи (индивидуальные, групповые и т.д.);

– обеспечить доступ к различным информационным ресурсам (справочным системам, электронным библиотекам и т.д.) и ускорить процесс получения и использования информации;

– формировать у обучающихся рефлексию (обучающая программа дает возможность учащемуся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее);

– повысить производительность труда учителя и учащихся на уроке;

– предоставить учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны.

При условии систематического использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и литературы в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения и воспитания подрастающего поколения. Однако обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать ИКТ в учебной и внеучебной работе, чтобы они приносили пользу, а не наносили вред психическому и физическому здоровью школьников.

Перспективы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и литературы разнообразны и безграничны и эффективное их применение в учебном процессе во многом зависит от компетентности учителя в области компьютерной грамотности и владения методикой проведения урока.

Главная задача использования ИКТ в обучении истории и литературы – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Список литературы:

1. Васильева Н.Ю. Информационные технологии в преподавании истории и обществознания. – URL: http://school32-nv.ru/?q=node/1580.

2. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону, 2010.

3. Загородникова О. М. Информационные технологии на уроках истории. – URL: http://festival.1september.ru/articles/602356/.

4. Ракова Е.Н., Лопская Р.Ю. Использование современных информационно-коммуникационных технологий: интерактивный пол в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. – URL: http://earlyhelp.ucoz.ru/forum/30-392-1.

5. В помощь учителю [Электронный ресурс]. – Электрон. данн. – http://som.fsio.ru/items.asp?id=10000034&archive.

6. Гражданско-патриотическое воспитание [Электронный ресурс]. – Электронн. данн. – http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm#statya4.

Количество просмотров: 3499  

Добавить комментарий

1. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы