Могут ли помочь тесты определиться с профессией?
Необходимость определиться с тем, куда поступать после школы и какую профессию выбрать, чаще всего сваливается на школьников как снег на голову. И конечно же, подростки начинают сопротивляться, ведь им и так неплохо жилось, а тут такая ответственность. До сегодняшнего дня родители их полностью обеспечивали и требовали только прибраться в комнате, и вдруг это счастье близится к концу. А на подростка наседают с требованиями в конце концов определиться и решить, кем он хочет стать. Ответная реакция – сопротивление и агрессия.
Профориентация, если рассматривать ее как систему мероприятий, направленных на подготовку человека к выстраиванию карьеры, способна облегчить процесс профессионального самоопределения.
Мероприятия по определению своих интересов, своих возможностей сопровождают ребенка на каждом шагу. Это и рассказы родителей, и разговоры в семье, игры в школе, экскурсии, тесты, профпробы. Выстроенная система в образовательных учреждениях способна существенно расширить знания о творческих возможностях человека и развить такие качества личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности.
Специалисты, реализующие программы по профориентации в образовательном учреждении, выбирают 2 пути. Первый путь основан на расширении возможностей ребенка, а второй – это отсекание профессий, которые точно не подойдут подростку из-за ряда причин.
Начнем со второго пути. Чтобы отсечь то, что не нужно, существуют разные диагностики, направленные на помощь подросткам в профессиональном самоопределении. Но, во-первых, большинство диагностик, которые применяют специалисты: Евгения Климова, 1984 год, Холланд, 1963 год, Голмшток, 1968 год, были разработаны в прошлом веке. Профессии, которые представлены в них, морально устарели, а некоторых уже не существует в природе.
Во-вторых, необходимо помнить о неустойчивой психике подростков. Сережа сегодня любит отличницу Свету, а завтра он влюбился в троешницу Таню, потому что она его поддержала на контрольной. Сегодня Алина не ест только рыбу, а завтра она решила стать вегетарианцем. Ответы подростков могут быть основаны на сиюминутном отрезке времени, который не отражает истинных порывов и увлечений. Поэтому анализ теста будет построен на заведомо неверных данных.
В-третьих, ответы на вопросы могут быть не достоверны из-за сложной психологической обстановки дома, или, например, в школе работает строгий или некомпетентный учитель физики, и тогда все вопросы, связанные с точными науками, могут быть отрицательными. Но если случайно поменять внешние факторы? В школу придет другой учитель физики или подросток встретит интересного человека – профессионала в области атомной физики и тот на пальцах и в красках объяснит простые законы? Подросток может увлечься точными науками и его круг интересов совсем может измениться. Как в этом случае может помочь диагностика?
В-четвертых, любое тестирование эффективно только после многократного прохождения и анализа психологом, и то с большой долей погрешности вердикт будет не точен. А если еще и подросток с несформированным критическим мышлением, то вероятность того, что он и не будет рассматривать несколько направлений профессиональной деятельности, очень велика.
В-пятых, сейчас большинство профессий существуют на стыке. Нет уже чистого программирования, в большинстве компаний обязательное условие для программиста знание маркетинга или рекламного дела. Мало написать программу, ее надо представить обществу, клиентам. Для этого необходимы навыки из других профессиональных областей. И тогда сложнее выбрать направление развития карьеры.
Конечно, есть некоторый процент подростков, которые с детства знают, что станут, как мама или папа экономистом, адвокатом или артистом. И тогда сразу идет отсечение других профессий.
Бывают и просто целеустремленные дети, которые решили для себя, что станут хирургом или школьным учителем, направили все свои силы в эту область. Цель ясна, ребенок уверен в себе.
Как бы то ни было, таких детей гораздо меньше, чем тех, кто не знает, что хочет в жизни, какое дело найти и как себя реализовать. Именно о таких детях речь в другом пути развития.
Первый путь направлен на формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессии и деятельности на основе имеющихся способностей, приобретённых в процессе формирования и становления личности человека.
Принято считать, что вопросы выбора профессии интересуют только старшего подростка 14-16 лет, когда он задумывается о будущей профессии. И в этом направлении разработано много методических материалов, проектов, но все больше современных профориентологов считают, что основа для самоопределения должна закладываться задолго до подросткового возраста. Ведь стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста.
И чтобы в подростковом возрасте ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он имел понимание, что уже умеет и знает. Именно поэтому очень важно применять систему профессиональных проб, создавать максимально разнообразную палитру впечатлений, знаний о мире профессий, развивать надпрофессиональные навыки, расширять представления о различных профессиях, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог более осмысленно выбрать профессиональный путь и его развитие.
В основе профессиональных проб, которые могут выполнять обучающиеся, лежит идея моделирования профессиональной деятельности, в рамках которой выполняются задания различного уровня сложности, и создание законченного продукта труда. Профессиональные пробы позволяют ребятам лучше узнать себя, свои склонности и интересы, соизмерить их со своими возможностями и способностями.
Тесная связь с практикой, создание конкретного продукта и его публичная презентация, возможность применить полученные знания и навыки на пользу другим людям и самому себе, дает более действенный инструмент для достижения качественного результата профориентационной работы.
Количество просмотров: 564 |
Добавить комментарий