Время взрослеть

 
 

Подзигун Ирина Валерьевна,

психолог центра психолого-педагогической помощи

семье и детям «Пространство позитива»

 

Время взрослеть

Появившись на свет, малыш начинает быстро меняться физически и интеллектуально. Однако и эмоциональное развитие, к которому относится познавание самого себя; понимание, почему возникают те или иные чувства, в том числе и у других людей, а также умение контролировать свое душевное состояние, тоже занимает далеко не последнее место. С ростом эта область жизни становится все разнообразнее и сложнее.

Любая мамочка без труда определит пусть даже на подсознательном уровне, когда ее кроха радуется или сердится, грустит или боится. Младенцы показывают свое эмоциональное состояние через поведение и физические реакции: учащенное дыхание, сердцебиение, улыбку или сморщенный лобик. Взрослея, понимая происходящее вокруг, меняя отношение к восприятию мира, дети учатся распознавать свои чувства, управлять ими. То, что раньше вызывало безмятежную улыбку – теперь раздражает, то, что заставляло плакать – безразлично. И наоборот.

И все же самая серьезная пора, разумеется, подростковое созревание. Период с 11 до 16 лет, учитывая, что у кого-то все может начаться еще раньше или закончиться несколько позже – ломка сложившихся стереотипов. Организм интенсивно трансформируется, бурно идет половое созревание. Гормональные и физиологические перестройки влекут за собой изменение эмоциональной сферы, что выражается в излишней нервозности, возбудимости, частой смене настроения. Подросток то и дело оказывается в противоречивых ситуациях, когда ему сложно контролировать свои переживания и действия, зачастую носящие спонтанный характер. По своим внешним притязаниям он уже взрослый, а по имеющимся внутренним возможностям – совсем ребенок.

На этом этапе у него сохраняется потребность в ласке, заботе, внимании, никуда не исчез интерес к играм и забавам, в то же время меняющееся самосознание привносит проявления обостренного чувства собственного достоинства, осознание половой идентификации. Несовершеннолетний сравнивает себя со взрослыми и приходит к выводу, что большой разницы нет. А раз так, то отстаивает свое право общаться на равных, ведь у него крепнет представление о себе как «не о ребенке».

Теперь он отрицает свою принадлежность к детям, хотя и полного ощущения того, что возмужание закончилось еще не наступило. Юности свойственна повышенная критичность. Если пару-тройку лет назад можно было быть снисходительным в своих суждениях, то сейчас переоценивается давно знакомое и привычное, по каждому пункту выносится собственное мнение: нередко прямолинейное, категоричное и бескомпромиссное. Хочется подражать тем, кто старше и опытнее. При этом не имеет значение в чем именно – важно действие, а не его осознание.

Подросток учится контролировать свое поведение, понимать обуревающие его эмоции и проектирует их в действительность на основе сложившихся моральных норм. Это сложный процесс, и потому крайне необходимо, чтобы в этот период рядом находился тот, кто сможет задать им правильный вектор: спортивный тренер, авторитетный учитель, кто-то из родителей или родственников, пусть даже просто хороший и мудрый сосед. Главное – чтобы такой человек нашелся, ведь он подскажет, что решать обрушившиеся проблемы логичнее, используя коммуникацию, а не бездумное копирование манер какого-нибудь дворового лидера.

Нельзя побуждать подростка прятать свои эмоции. Он молод, и потому пусть он проявляет их: и даже если достаточно бурно – не беда. Если родители будут запрещать это, выговаривая, что «так неправильно» или «что подумают соседи», то в дальнейшем рискуют получить скрытность, желание прятать любые проявления чувств в себя, сгорая от них изнутри. Можно и нужно помочь ребенку научиться останавливаться и осознано говорить о том, что сейчас происходит, не стесняясь быть услышанным.

Например, на его: «я злюсь, потому что ты обещал мне, что мы сходим в кафе и не выполнил обещания», спокойно проговорить ситуацию, избегая потока криков, обид и слез. Из получения любого, не обязательно положительного на первый взгляд опыта, рождается понимание очередного хорошего жизненного урока.

Для подростка значимо, когда у него спрашивают: «Как дела? Как в школе? Как с друзьями?». Чаще всего в ответ последует стандартное «нормально», а то и вовсе короткое «норм», но если удастся вывести его на разговор, попросив уточнений, следует быть готовым к тому, что кипящие эмоции могут просто захлестнуть и его, и слушателя.

Быстрая смена настроения, умственное развитие, физические и эмоциональные преобразования – это, прежде всего, вызов для родителей. Насколько верно они сумеют выстроить отношения в семье в этот сложный период, найти ключик к душе взрослеющей дочурки или парня, пользуясь связующими ниточками из детства, наладить хорошие отношения на основе понимания друг друга, настолько плавно пойдет процесс взросления, даря положительные эмоции обеим его сторонам.

Количество просмотров: 1858  

Добавить комментарий

1. Главное – любить свое дело ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Поговори со мною, мама! ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Такая у нас работа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Зависимы болью ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Эмоциональный интеллект ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Эмоциональное выгорание как инструмент развития личности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вторичное сиротство: причины и их преодоление ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Стать отцом ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Поколение, воспитанное мультиками ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
10. Опасные взрослые игры ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
11. Воспитание особенных детей ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Не хочу жить дома ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
13. Дайте детям шанс, и они сумеют удивить ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
14. Твой страшный секрет ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
15. Воспитание спортом ВЫПУСК №106, апрель 2023
16. Чего боится подросток ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом ВЫПУСК №106, апрель 2023
18. Что нужно знать про горе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Дидактическая игра – ключ к развитию дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Не хочу учиться… ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы