Тревожность и страхи школьников на экзаменационных испытаниях. Как справиться с проблемой?
Исследованию психических состояний тревожности человека в современной психологической науке отводится важное место. Изучению данной проблемы посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов.
Профилактическая и коррекционная работа по снижению тревожности, связанной с учебной деятельностью и образовательным пространством, должна проводиться прежде всего педагогами-психологами, учителями и родителями (законными представителями) и начинаться с первого дня нахождения обучающегося в школе.
Данная тема актуальна для обучающихся 9, 11-х классов, так как вскоре им предстоит сдавать выпускные экзамены, большинство старшеклассников стремятся набрать максимальный балл по ОГЭ и ЕГЭ, но одним из факторов, влияющих на достижение поставленной цели, является тревожность, поэтому важно знать способы снижения уровня тревожности как во время подготовки к экзаменам, так и во время самой сдачи.
Я, как педагог-психолог, совместно с ученицей 9-го класса, решила узнать, как обучающиеся МКОУ Венгеровской СОШ № 2 воспринимают ситуацию сдачи ГИА, зависит ли уровень тревожности от личностных особенностей.
Целью нашего исследования стало изучение влияния показателей уровня тревожности, напряжённости, общего состояния школьников на продуктивность процесса обучения. Для реализации поставленной цели были сформулированы задачи:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме тревожности и определить ведущие концепции, направления в изучении тревожности.
2. Раскрыть понятия «тревожность выпускника» перед сдачей итоговых выпускных экзаменов (ГИА / ЕГЭ).
3. Провести диагностическое исследование и проанализировать результаты.
4. Систематизировать рекомендации по психолого-педагогической помощи обучающимся, законным представителям и педагогам по преодолению тревожности и страхов.
Объектом нашего исследования являются обучающиеся 9, 11 классов МКОУ Венгеровской СОШ № 2, анализ напряжённости, тревожности в экстремальной ситуации экзамена, а также возможность соотнесенности показателя уровня тревожности с качеством учебы респондентов.
Предмет – влияние сдачи экзамена на тревожность обучающихся, их готовность к действиям в экстремальной ситуации экзамена.
Исходя из вышесказанного, нами была выдвинута гипотеза исследования: высокий уровень тревожности у старшеклассников в связи со сдачей ОГЭ / ЕГЭ оказывает негативное влияние на конечный результат.
Для решения поставленной цели и задачи использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
1. Теоретические: изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии, педагогике, социологии по исследуемой теме; анализ полученной информации, доказательство.
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование и опрос методом математической статистики обучающихся 9, 11 классов. Анализ изученного и собранного в результате проведенного опроса материала и его графическое обобщение в виде таблицы.
Данная работа имеет практическую и теоретическую значимость. Практическое значение работы состоит в том, что проведенные наблюдения и сделанные на основе собранного материала выводы могут заинтересовать родителей (законных представителей), педагогов, изучающих вопросы влияния показателей уровней тревожности на качество обучения и экзаменационную ситуацию.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты могут быть учтены педагогическим составом и обучающимися, что позволит предупредить подобные негативные явления путём своевременного выявления и проведением целенаправленной работы по её преодолению.
Работа проводилась в несколько этапов. Первым этапом работы было проведение теоретического анализа литературы. Рассматривалось, что такое эмоции, история их возникновения, характеристика тревожностей, основные отличия и как они влияют на учебную деятельность, на ОГЭ и ЕГЭ.
Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Это так называемые «чистые» эмоции.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Эмоциональное состояние личности обучающегося в ситуации сдачи ГИА практически не изучено. Наиболее часто экзаменационные переживания обучающихся выпускных классов связаны с неверием в себя и свои силы, что характерно для заниженной самооценки.
Следующим этапом исследовательской работы стало проведение эмпирического исследования. Базой исследования явились обучающиеся МКОУ Венгеровской СОШ № 2. Общее число испытуемых составило 55 обучающихся в возрасте 15-17 лет.
В ходе эксперимента использовались методики, которые представлены на слайде.
Первым этапом стало выявления ряда психоэмоциональных особенностей и состояний обучающегося по методике В.В. Бойко.
В 9 «а» классе большинству обучающихся (45,5 %) присущ средний уровень импульсивности. В 9 «б» и 11 классах выявлен низкий уровень у 58,8 %. У 12,7 % из общего числа опрошенных отмечен высокий уровень импульсивности, то есть обучающимся свойственна неуправляемая эмоциональная возбудимость.
С целью изучения уровня тревожности использовали методику «Опросник ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера, адаптированную Ю. Л. Ханиным.
Таким образом, из 11 обучающихся 9 «а» высокий уровень ситуативной тревожности имеют 4 респондента (36,4 %), 7 – средний (63,6 %). Для 5 обучающихся характерен высокий уровень личностной тревожности (45,5 %), 5 человек (45,5 %) средний и 1 респондент имеет низкий уровень.
Из 18 обучающихся 9 «б» высокий уровень ситуативной тревожности имеют 6 человек (33,4 %), 10 – средний (55,6 %), 2 человека низкий (11 %). Для 8 характерен высокий уровень личностной тревожности (44,4 %), 6 человек (33,4 %) средний уровень и 4 респондента имеют низкий уровень (22,2 %).
Из 26 обучающихся 11 класса высокий уровень ситуативной тревожности имеют 9 человек (34,6 %), 11 – средний (42,4 %), 6 – низкий (23 %). Для 7 обучающихся характерен высокий уровень личностной тревожности (27 %), 11 человек (42,4 %) средний и 8 имеют низкий уровень (30,6 %).
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности и низкие показатели требуют особого внимания.
Для диагностики стиля учебной деятельности использовали тестовый опросник Г.С. Прыгина. В 9 «а» (45,5 %) и 9 «б» (50 %) относятся к группе «зависимых», для данных обучающихся осуществление деятельности происходит главным образом на советах, подсказках, указаниях со стороны педагогов.
В 11 классе ведущую группу – 42,3 % обучающихся составляют «автономные». У них развит высокий самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению любой работы.
Четвертым этапом стало проведение анкеты «Эмоциональное состояние во время ОГЭ», которая представляла 12 вопросов.
Таким образом, из 55 обучающихся начинают испытывать нервно-психическое напряжение еще задолго до проверки знаний 7 респондентов. Не испытывают напряжения, спокойно относятся к проверке знаний – 23,6 %. Большую группу составляют обучающиеся, которые испытывают напряжение и волнение только накануне – 45,4 %.
Обучающихся, уверенных в себе, выносливых, спокойных, не склонных к нервозности, среди обучающихся 9, 11 классов выявлено 32 человека, что составляет 58,1 %.
Исходя из проведенного исследования, пришли к выводу, что в 9 «а» классе 45,5 % обучающихся думают, что их работоспособность во время экзамена значительно снизится, произойдет быстрая утомляемость. В 9 «б» (55,6 %) и 11 (63,4 %) классах респонденты предположили, что их работоспособность останется на прежнем уровне.
Наличие физического или физиологического дискомфорта у обучающихся присутствует в 38,2 %, это проявляется в виде тошноты, рвоты, дискомфорт в кишечно-желудочном тракте. Температурные ощущения отличаются от нормы у 31 % обучающихся, большие изменения выявлены в 9 «б» классе, проявляется это в наличии холодных рук, озноба, горячей головы, жара.
У обучающихся, уверенных в себе, выносливых, спокойных, не склонных к нервозности, отмечается значительно более низкий уровень тревожности до экзамена (81,9 %), чем у обучающихся, проявляющих задолго до экзаменов неуверенность в себе (12,5 %). Поэтому относительно низкий уровень тревожности можно считать одним из основных показателей психологической готовности к успешной сдаче экзамена.
24 респондента (50,6 %) определили свое будущее состояние на экзамене как «обычное» и около 56,4 % (31 обучающийся) посчитали его «повышенным» или «пониженным». Из этого можно сделать вывод, что с повышением уровня тревожности понижается качество учебы.
Следующим этапом стал сравнительный анализ показателей личностной и ситуационной тревожности с учебной деятельностью и эмоциональным состоянием во время проверки знаний.
У 19 обучающихся (34,5 %) с высоким уровнем ситуативной тревожности ведущим стилем учебной деятельности является «зависимый» (25,5 %) и у них повышенная импульсивность (12,7 %).
Из 55 обучающихся 20, что составляет 36,4 %, имеют высокий уровень личностной тревожности, обнаружили «зависимый» стиль учебной деятельности (25,4 %), однако у данной группы обучающихся присутствуют незначительные признаки импульсивности (16, 4 %).
Активная познавательная деятельность обучающихся не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация экзамена, когда нужно приложить усилия, всегда таит в себе неопределённость, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги.
Тревога становится конструктивной, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она на экзамене или в реальной жизни – это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска.
Завершающим этапом стало составление пособия «Методические рекомендации для обучающихся, их законных представителей и педагогов «Как справиться с тревожностью перед экзаменами».
Приложение. Презентация «Тревожность и страхи на экзаменационных испытаниях школьников. Как справиться с проблемой?»
Список литературы
1. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. / Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С. Мерлина). – Пермь, 1967, с.34-46.
2. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.
3. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., МГУ, 1977.
Количество просмотров: 4368 |
Добавить комментарий