Использование пособий практической направленности при воспитании у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью

 
 

Никулина Марина Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 415 г. Новосибирска

 

Использование пособий практической направленности при воспитании у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью

В дошкольном образовании одной из главных задач является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них представлений о здоровом образе жизни. Физическое развитие является одной из образовательных областей, которая позволяет ребенку сформировать бережное отношения к своему здоровью и здоровью других людей через становление ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.). В дошкольном детстве у ребёнка формируется система «Я» – представление о себе самом, складывающееся на основе его взаимодействий с окружающим миром, и мы должны научить ребенка делать осознанный выбор между вредным и полезным, здоровьем и болезнью. Для реализации этой идеи нами были разработаны, изготовлены и включены в образовательную деятельность пособия, которые в соответствии с требованиями ФГОС ДО, дают возможность ребенку проявить самостоятельность и творчество, способствуют формированию познавательных интересов, расширяют кругозор, а также учат ребенка делать правильный выбор.

Пособие «Морфологическая таблица» – «Мы здоровье укрепляем» используется как информативная часть в формировании представлений детей о ЗОЖ. Применяется в образовательной деятельности в совместной и индивидуальной работе. Пособие состоит из таблицы, тематических картинок и фишек. Темы картинок: Блоки «Здоровое питание», «Я – человек», «Мы здоровье укрепляем», «В здоровом теле – здоровый дух».

На горизонтальной оси выкладываются по порядку картинки (по конкретной теме). Затем на вертикальную ось помещаем объекты, которые будем рассматривать. Сочетая элементы таблицы, нужная клеточка обозначается фишкой. Темы игр: «Подбери по цвету» (для детей 4-5 лет), «Витаминная корзинка» (для детей 5-7 лет), «Подбери нужный предмет» (для детей 4-7 лет), «Подбери одежду» (для детей 3-5 лет), «Подбери спортивный предмет» (для детей 4-7 лет), «На зарядку становись!», «Мои эмоции». При работе с пособием у детей возникает возможность практического применения своих знаний о своём организме, гигиене, режиме дня, питании.

Современные дети проводят большую часть времени за просмотром телепередач и видеоиграми. В связи с чем наблюдается снижение их физической активности. Чтобы повысить интерес детей к двигательной деятельности, развить их творческие способности, нами было разработано и изготовлено пособие «Круги Луллия. Придумай упражнение».

Дети на основе восприятия схематических изображений и картинок на фишках придумывают различные общеразвивающие упражнения. Используется оно при проведении утренней гимнастики, на занятиях физкультурой и различных спортивных мероприятиях. Пособие состоит из трех кругов разного диаметра, скреплённых между собой. На кругах расположены фишки и ограничитель. На фишках первого круга изображены исходные положения упражнения – основная стойка: сидя; лежа на спине; лежа на животе; стоя на четвереньках; сидя, скрестив ноги; сидя на пятках; стоя, ноги на ширине плеч. На втором круге изображены части тела, которые активно участвуют в этом упражнении: руки, ноги; голова и шея; туловище. На третьем круге схематично обозначается движение, которое должно присутствовать в упражнении: согнуть-разогнуть, поднять-опустить, вращение, отрыв от поверхности, применение предмета или спортивного снаряда. Ребенок или группа детей производит случайный выбор круговыми вращательными движениями в разные стороны всеми кругами данного пособия, выравнивает фишки с изображениями в ограничитель. В соответствии с выпавшими на фишках картинками придумывает упражнения. Данное пособие актуализирует знания детей об общеразвивающих упражнениях, развивает умение компилировать имеющуюся информацию в соответствии с выпавшими условиями. Кроме того, это очень увлекательно и интересно, у ребят появляется азарт. Каждому предоставляется право придумать своё упражнение, а наиболее интересное повторяют все играющие. Это способствует поддержке детской инициативы, развитию самостоятельности и, конечно же, двигательной активности. Такие игровые упражнения повышают настроение детей, при этом тренируют функции организма.

Сенсорный планшет «Тело человека» EDUCA TOUCH мы применяем в подготовительной группе. С его помощью дети в увлекательной игровой форме узнают о внешнем и внутреннем строении человека. Ребенок самостоятельно может получить интересующую его информацию по теме (режим изучения), совместно с другими организовать викторины в виде вопросов и ответов (есть такой режим). Игра развивает наблюдательность, мышление, память и речь, дает ребенку возможность самостоятельно познавать окружающий мир.

Все представленные пособия нацелены на практическую деятельность ребенка при формировании представления о здоровом образе жизни, позволяют самостоятельно делать правильный выбор. Мы надеемся, что выбор двигательной активности и здорового образа жизни станет осознанным выбором на всю дальнейшую жизнь наших воспитанников.

Количество просмотров: 1937  

Добавить комментарий

1. Научно-методическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в деятельности ММО учителей ОБЖ Новосибирской области
2. Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников
3. О первых результатах работы городского методического объединения ответственных за формирование культуры здорового питания
4. Влияние совместной творческой деятельности на стимуляцию речевой активности детей с общим недоразвитием речи
5. Преодоление нарушений, связанных с употреблением предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями зрения и речи в системе работы по формированию функционального базиса письма
6. Использование пособий практической направленности при воспитании у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью
7. Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС
8. Формирование регулирующей функции речи с применением визуальной поддержки у детей с ОВЗ
9. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни школьников
10. Использование нейропсихологических игр и упражнений в развитии пальцевого праксиса у детей дошкольного возраста с ОВЗ
1. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы