Использование пособий практической направленности при воспитании у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью

 
 

Никулина Марина Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 415 г. Новосибирска

 

Использование пособий практической направленности при воспитании у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью

В дошкольном образовании одной из главных задач является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них представлений о здоровом образе жизни. Физическое развитие является одной из образовательных областей, которая позволяет ребенку сформировать бережное отношения к своему здоровью и здоровью других людей через становление ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.). В дошкольном детстве у ребёнка формируется система «Я» – представление о себе самом, складывающееся на основе его взаимодействий с окружающим миром, и мы должны научить ребенка делать осознанный выбор между вредным и полезным, здоровьем и болезнью. Для реализации этой идеи нами были разработаны, изготовлены и включены в образовательную деятельность пособия, которые в соответствии с требованиями ФГОС ДО, дают возможность ребенку проявить самостоятельность и творчество, способствуют формированию познавательных интересов, расширяют кругозор, а также учат ребенка делать правильный выбор.

Пособие «Морфологическая таблица» – «Мы здоровье укрепляем» используется как информативная часть в формировании представлений детей о ЗОЖ. Применяется в образовательной деятельности в совместной и индивидуальной работе. Пособие состоит из таблицы, тематических картинок и фишек. Темы картинок: Блоки «Здоровое питание», «Я – человек», «Мы здоровье укрепляем», «В здоровом теле – здоровый дух».

На горизонтальной оси выкладываются по порядку картинки (по конкретной теме). Затем на вертикальную ось помещаем объекты, которые будем рассматривать. Сочетая элементы таблицы, нужная клеточка обозначается фишкой. Темы игр: «Подбери по цвету» (для детей 4-5 лет), «Витаминная корзинка» (для детей 5-7 лет), «Подбери нужный предмет» (для детей 4-7 лет), «Подбери одежду» (для детей 3-5 лет), «Подбери спортивный предмет» (для детей 4-7 лет), «На зарядку становись!», «Мои эмоции». При работе с пособием у детей возникает возможность практического применения своих знаний о своём организме, гигиене, режиме дня, питании.

Современные дети проводят большую часть времени за просмотром телепередач и видеоиграми. В связи с чем наблюдается снижение их физической активности. Чтобы повысить интерес детей к двигательной деятельности, развить их творческие способности, нами было разработано и изготовлено пособие «Круги Луллия. Придумай упражнение».

Дети на основе восприятия схематических изображений и картинок на фишках придумывают различные общеразвивающие упражнения. Используется оно при проведении утренней гимнастики, на занятиях физкультурой и различных спортивных мероприятиях. Пособие состоит из трех кругов разного диаметра, скреплённых между собой. На кругах расположены фишки и ограничитель. На фишках первого круга изображены исходные положения упражнения – основная стойка: сидя; лежа на спине; лежа на животе; стоя на четвереньках; сидя, скрестив ноги; сидя на пятках; стоя, ноги на ширине плеч. На втором круге изображены части тела, которые активно участвуют в этом упражнении: руки, ноги; голова и шея; туловище. На третьем круге схематично обозначается движение, которое должно присутствовать в упражнении: согнуть-разогнуть, поднять-опустить, вращение, отрыв от поверхности, применение предмета или спортивного снаряда. Ребенок или группа детей производит случайный выбор круговыми вращательными движениями в разные стороны всеми кругами данного пособия, выравнивает фишки с изображениями в ограничитель. В соответствии с выпавшими на фишках картинками придумывает упражнения. Данное пособие актуализирует знания детей об общеразвивающих упражнениях, развивает умение компилировать имеющуюся информацию в соответствии с выпавшими условиями. Кроме того, это очень увлекательно и интересно, у ребят появляется азарт. Каждому предоставляется право придумать своё упражнение, а наиболее интересное повторяют все играющие. Это способствует поддержке детской инициативы, развитию самостоятельности и, конечно же, двигательной активности. Такие игровые упражнения повышают настроение детей, при этом тренируют функции организма.

Сенсорный планшет «Тело человека» EDUCA TOUCH мы применяем в подготовительной группе. С его помощью дети в увлекательной игровой форме узнают о внешнем и внутреннем строении человека. Ребенок самостоятельно может получить интересующую его информацию по теме (режим изучения), совместно с другими организовать викторины в виде вопросов и ответов (есть такой режим). Игра развивает наблюдательность, мышление, память и речь, дает ребенку возможность самостоятельно познавать окружающий мир.

Все представленные пособия нацелены на практическую деятельность ребенка при формировании представления о здоровом образе жизни, позволяют самостоятельно делать правильный выбор. Мы надеемся, что выбор двигательной активности и здорового образа жизни станет осознанным выбором на всю дальнейшую жизнь наших воспитанников.

Количество просмотров: 2272  

Добавить комментарий

1. Научно-методическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в деятельности ММО учителей ОБЖ Новосибирской области
2. Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников
3. О первых результатах работы городского методического объединения ответственных за формирование культуры здорового питания
4. Влияние совместной творческой деятельности на стимуляцию речевой активности детей с общим недоразвитием речи
5. Преодоление нарушений, связанных с употреблением предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями зрения и речи в системе работы по формированию функционального базиса письма
6. Использование пособий практической направленности при воспитании у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью
7. Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС
8. Формирование регулирующей функции речи с применением визуальной поддержки у детей с ОВЗ
9. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни школьников
10. Использование нейропсихологических игр и упражнений в развитии пальцевого праксиса у детей дошкольного возраста с ОВЗ
1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы