Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС

 
 

Бояркина Анна Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

дошкольного отделения «Ягодка»

МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска

 

Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС

Каждый ребёнок независимо от возраста должен знать, как вести себя в быту без риска пострадать. Познакомить его с правилами безопасного поведения должны и родители, и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Пренебрегать этой необходимостью нельзя, потому что эти знания и опыт ребенок рано или поздно использует в реальной жизни.

Ограничиться исключительно постоянным контролем и предостережениями невозможно. В определённом возрасте ребёнок будет оставаться один дома, начнёт самостоятельно гулять, и к этому моменту он уже должен знать, как ему вести себя в той или иной ситуации. Даже находясь дома, необдуманные решения могут привести к опасной ситуации. Взрослые могут быть уверены в том, что ребёнок всегда в безопасности только в том случае, если он не просто знает, как себя вести, но и в состоянии продемонстрировать эти навыки на практике, понимает, что безопасным поведение должно быть не только в условно опасных обстоятельствах, но и во время игр и в быту.

В ФГОС ДО в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения и может соблюдать правила безопасного поведения.

В процессе знакомства с основами безопасности и жизнедеятельности у ребёнка должно сформироваться представление и понимание:

– правил здорового образа жизни;

– того, как вести себя безопасно для себя и окружающих;

– безопасного взаимодействия с незнакомыми людьми;

– поведения на улице, в общественных местах, транспорте и дороге.

Мой опыт работы создан на основе Парциальной образовательной программы МАОУ СОШ № 217 ДО «Мир без опасности», методических пособий и собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками.

Перечень действий, направленных на знакомство с основами безопасности и жизнедеятельности и их изучение детьми дошкольного возраста можно разделить на несколько блоков:

«Поведение ребёнка дома».

«Поведение ребёнка и его здоровье».

«Отношение ребёнка к природе».

«Знакомство с правилами пожарной безопасности».

«Безопасное поведение в городе».

«Взаимодействие ребёнка и окружающих людей».

Такое разделение обусловлено современными психолого-педагогическими ориентирами.

Обучение детей, направленное на знакомство и усвоение правил безопасности, должно осуществляться в течение всего времени, что они проводят на территории дошкольного образовательного учреждения. Обязательна интеграция образовательного процесса в режим, это значит, что во время прогулки на свежем воздухе, игр, работы с дидактическим материалом, экспериментировании и других занятий можно и нужно рассказывать о правилах безопасного поведения и при возможности демонстрировать их.

Правильным решением для педагога станет использование информационных блоков, где дети могут узнать о пользе физических упражнений для здоровья, о том, как вести себя во время гололёда и других сезонных изменений погоды, научатся безопасно взаимодействовать с незнакомыми людьми или напротив избежать опасных контактов. Сюда же стоит отнести разговоры с детьми о том, как вести себя, оказавшись в лесу или парке, о взаимодействии с домашними животными. Эта информация, полученная зачастую в игровой форме, познакомит ребёнка с лекарственными, съедобными и ядовитыми растениями, научит их отличать друг от друга.

Особенно важны для ребёнка знания о безопасном поведении на дороге. Получить их только в устной форме недостаточно, оптимальным решением станет реализация познавательно-творческого проекта. Формами работы в рамках проекта могут быть:

– Знакомство с правилами дорожного движения в устной форме. Используя дидактический материал, педагог рассказывает основные понятия, которые необходимы для безопасного поведения на дороге.

– Викторина. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают на них. Вопросы можно задавать устно или использовать картинки в качестве демонстрации тех или иных сложных ситуаций.

– Сюжетно-ролевая игра, сюжет которой демонстрирует спорные ситуации на дороге. Дети должны самостоятельно попытаться найти безопасный выход из них.

Освоить полученную информацию поможет также детское творчество. Педагог может дать задание нарисовать рисунок, сделать поделку или аппликацию на тему безопасного поведения на дороге, в случае пожара или в других ситуациях, о которых было рассказано в группе.

 

Ещё один важный инструмент, необходимый для формирования представления о безопасном поведении – художественная литература. В процессе знакомства с произведением дети сопереживают героям и чувствуют себя героями истории. Это позволяет им предположить то, как они могли повести себя в аналогичной ситуации. Для закрепления правил поведения вблизи водоёма, в случае пожара или на дороге можно использовать произведения Н. Носова и А. Иванова. Истории очень нравятся детям, действующие персонажи похожи на детей, они искренне им сопереживают и стараются дать совет, как избежать негативных последствий ситуаций, описанных в произведениях, или полностью их предотвратить.

Развивающая предметно-пространственная среда поможет в полной мере освоить новую информацию. В центре безопасности в группе можно разместить: настольные игры о безопасном поведении на дороге, при пожаре и другие игры, в основе сюжета которых лежит какая-то опасная ситуация; информационный материал о растениях и грибах, художественную литературу, картинки и дидактические материалы, используемые на занятиях, посвящённых основам безопасности жизнедеятельности.

Но успех в освоении нового материала – это не только заслуга педагогов. Родители или законные представители ребёнка тоже должны принять участие в этом процессе. Они должны общаться с педагогом и быть в курсе того, с каким материалом ребёнок познакомился на занятии. Исходя из этой информации, родители смогут обсудить дальнейшее обучение с воспитателем, возможно, в программу потребуется внести некоторые коррективы с учётом возможностей и особенностей ребёнка. Также педагог поможет в формировании взаимоотношений между ребёнком и его родителями.

Основные задачи, которые может решить взаимодействие с родителями:

– родители знакомятся с программой основ безопасности жизнедеятельности для возрастной группы, к которой относится их ребёнок;

– родители должны стать активными участниками этого процесса, а для этого необходимо узнать, какая именно информация была получена на занятиях и что узнают дети в ближайшее время;

– родители, как и воспитатели, должны понимать, что несут ответственность за сохранение здоровья и безопасность, в том числе и за их эмоциональное состояние.

Так педагог дошкольного образовательного учреждения работает не только с детьми, но и с их родителями. Он разговаривает с родителями о том, как опасны игры с огнём, а главная причина таких шалостей – детское любопытство. Взрослые должны знать, что им делать в случае возникновения пожара, и понять, насколько опасно оставлять ребёнка в потенциально опасной обстановке надолго одного.

Педагогу необходима помощь родителей. Поэтому нередко родители дома вместе с детьми занимаются изготовлением тематического реквизита и наглядного материала. Домашним заданием может стать оформление стенда для размещения детских творческих работ на тему безопасности жизнедеятельности.

Известно, что знания и навыки, полученные ребёнком в раннем возрасте, остаются с ним на всю жизнь. Поэтому так важно начать знакомство с основами безопасности и жизнедеятельности в дошкольном возрасте. К моменту поступления в школу ребёнок должен быть готов к разным сложным ситуациям, не все они опасны, но могут стать таковыми, если вести себя неправильно. Совершенно точно каждый ребёнок будет переходить дорогу, ездить в лифте, гулять у себя во дворе или далеко от дома и знания правил безопасного поведения ему точно понадобятся.

Педагог должен не просто рассказать о том, как себя вести, чтобы не пострадать в различных опасных ситуациях. Ребёнок должен понять, насколько важно следовать этим правилам, запомнить их и научиться применять на практике.

Количество просмотров: 3270  

Добавить комментарий

1. Научно-методическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в деятельности ММО учителей ОБЖ Новосибирской области
2. Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников
3. О первых результатах работы городского методического объединения ответственных за формирование культуры здорового питания
4. Влияние совместной творческой деятельности на стимуляцию речевой активности детей с общим недоразвитием речи
5. Преодоление нарушений, связанных с употреблением предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями зрения и речи в системе работы по формированию функционального базиса письма
6. Использование пособий практической направленности при воспитании у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью
7. Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС
8. Формирование регулирующей функции речи с применением визуальной поддержки у детей с ОВЗ
9. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни школьников
10. Использование нейропсихологических игр и упражнений в развитии пальцевого праксиса у детей дошкольного возраста с ОВЗ
1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы