Влияние совместной творческой деятельности на стимуляцию речевой активности детей с общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребёнка. Ю. Ф. Гаркулина, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и другие исследователи отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи уровень общения снижен. Появляются такие особенности, как стеснительность, робость, замкнутость, что сказывается на речевой и личностной активности и, как следствие, ограничивается свободное общение. У детей с общим недоразвитием речи процесс общения ограничен как между собой, так и с окружающими взрослыми. У них вариативно выраженный уровень речевой активности, дети испытывают трудности вербально организовывать своё поведение со сверстниками, мало используют связные высказывания в процессе деятельности. Это говорит о том, что в процессе работы с такими детьми необходимо использовать разные направления и приёмы для стимуляции речевой активности, реализовывая их через систему психолого-педагогических воздействий.
Психологические предпосылки речевого развития:
1. «Ребёнок учится говорить не только благодаря развивающейся артикуляторно-акустической способности, но и благодаря целенаправленной способности повторению слов за взрослым», – считает М. Е. Хватцев.
2. К психологическим предпосылкам можно отнести: желание общаться с взрослым, совместная деятельность, неречевое и речевое подражание.
Стимуляция речевой активности, активизация речи – это логопедические воздействия, применяющиеся на ранних этапах коррекционной работы с детьми, у которых не сформированы психологические механизмы речи. Эта работа в процессе совместного взаимодействия педагога с ребёнком в ведущих для него видах деятельности: игровой, манипулятивной, изобразительно-графической, творческой. Формирование психологической базы речи: стимулирование совместной деятельности, потребности в контакте, развитие неречевого и речевого подражания.
Творческая деятельность дошкольников состоит из классических видов: рисование, лепка, конструирование и театрализация. Рисунки детей отображают то, каким ребенок видит действительность. При использовании воды в продуктивной деятельности у ребенка включается сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, что способствует непроизвольному и более глубокому усвоению информации. Лепка – это возможность воплотить задуманное в реальности, развитие мелкой моторики рук, возможность воспринимать объем и форму предметов. Конструирование – это самостоятельная творческая деятельность ребенка, в результате которой дошкольник создает новый предмет, продукт. В процессе всех видов творческой деятельности ребенок воспринимает инструкции, эмоционально реагирует на результаты деятельности, оценивает получившиеся работы. Эмоциональная выразительность максимальна в процессе театрализации, что способствует и речевой экспрессии, а это важная задача стимуляции речевой активности.
Игра-драматизация, в которой основой игрового действия является литературный сюжет. Режиссерские игры – придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребенок передает игрушкам. Игра-фантазирование построена на воображении, тесно связана с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане. Игры-проекты включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач. Такие игры используются у старших дошкольников, которым важен уже не только процесс, но и результат своей деятельности.
Творчество оказывает влияние и на развитие познавательных процессов ребенка, эстетического вкуса и формирование представлений об окружающем мире. В процессе проведения творческих занятий педагог занимает позицию наблюдателя, но активно проговаривает все действия ребенка, стимулируя его к деятельности, мотивируя и поддерживая активность. В творческой деятельности ребенок должен иметь возможность свободно самовыражаться и выбирать варианты реализации действий.
Список литературы:
1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1996. 143 с.
2. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. Избранные труды. М.: Лабиринт, 1998. 368 с.
3. Мастюкова Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. М.: Классика Стиль, 2003. 320 с.
4. Мохова М. В. Стимуляция речевого развития младших дошкольников с ТНР // Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (26–27 марта 2018 года) / под общ. ред. Л. А. Головчиц, А. В. Кротковой, Н. В. Микляевой. М.: Директ-Медиа, 2018. С. 232-235.
Количество просмотров: 2139 |
Добавить комментарий