Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде»

 
 

Аллянова Валентина Викторовна,

учитель истории и обществознания

МАОУ Лицей № 126 г. Новосибирска

 

Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде»

В грядущем 2024 году исполняется 80-летняя годовщина снятия блокады Ленинграда. 900 дней жители мужественно несли своё бремя: бомбежки, продовольственный кризис и последовавший за ним голод, смерть близких и родных людей. Несмотря на трудности, ленинградцы продолжали жить, бороться и создавать. Их подвиг и отвага навсегда останутся в памяти людей.

Классный час направлен на формирование следующих компетенций:

– формирование патриотизма и гордости за свою страну через приобщение учащихся к героическим истории России;

– повышение исторической грамотности учащихся через анализ военных действий советских войск, исторических источников: дневники, мемуары, аудио- и фотодокументы.

Двадцатый век очень богат на события, но самым запоминающимся и памятным событием является Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года фашистские войска без объявления войны напали на территорию Советского Союза. Благодаря героизму и мужеству советского народа, страна одержала победу в войне. Одной из памятных страниц военного времени является блокада Ленинграда.

При вторжении на территорию СССР немецким командованием был разработан план «Барбаросса». Согласно данному плану предполагалась молниеносная война. Фашистская армия делилась на три части: группа армий «Север», целью которой был захват Ленинграда, группа армий «Центр», целью которой являлся захват Москвы, и группа армий «Юг», целью которой являлся захват Киева. Но данному плану не было суждено осуществиться. С первых дней враг встречал ожесточённое сопротивление от советского народа. Благодаря этому план быстротечной войны провалился, и война перешла в затяжной характер.

Захвату Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел получить выход к Балтийскому морю и уничтожить Балтийский флот. Немцы старательно прорывались к городу и с июля из Ленинграда начнут эвакуировать жителей и предприятия.

На защиту города встанут практически все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в фронт и партизаны.

Но несмотря на сопротивление ленинградцев, враг окружил город и Ленинград попал в блокадное кольцо. Началась блокада, которая продлится долгих 900 дней. Как же жителям Ленинграда удалось пережить блокаду города и какой была жизнь в блокадном Ленинграде, вы узнаете сегодня.

В повседневность жителей города начали входить бомбежки. Враги подошли к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек улицы города. Чтобы предупредить горожан об опасности, на стенах домов размещали предупредительные надписи о возможном артобстреле.

Помимо предупреждений населения перед ленинградцами стояла еще одна задача – сохранить культурное наследие города. В начале войны были предприняты различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры, позволившие сократить число поврежденных памятников. Самые ценные городские монументы, такие как памятники Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, Ленину у Финляндского вокзала, знаменитые египетские сфинксы на Университетской набережной и многие другие, были укрыты несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами. Многотонный памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого, защищенный песчаной насыпью и накатом из бревен, выдержал прямое попадание в него фугасной бомбы.

Если памятник можно было снять с пьедестала, его закапывали под землю: знаменитые скульптуры Летнего сада, памятник Александру III, вздыбленные кони с Аничкова моста скульптора Петра Клодта были обернуты тканью и зарыты под землю до окончания войны.

Одновременно с этим намеренно незащищенными и открытыми для города были оставлены памятники выдающимся русским полководцам: Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли. Образы героев прошлого должны были вдохновлять ленинградцев на борьбу с врагом.

Архитектуру скрыть от глаз врага было гораздо сложнее. Многие здания Ленинграда, которые могли бы служить ориентирами при авианалетах, были тщательно замаскированы. Для этого использовались полотнища с изображенными на них ложными архитектурными элементами зданий и защитные сетки с нашитыми кусками ткани, раскрашенными под цвет растительности. Нередко для достижения большей убедительности в маскировочные сети вплетались настоящие ветви деревьев.

Блокированный 8 сентября 1941 г. немецкими и финскими войсками, Ленинград располагал весьма ограниченными запасами продовольствия. К тому же на довольствие из городских фондов продуктов питания с того дня были приняты войска Ленинградского фронта. Отсутствие железнодорожной связи со страной делало задачу снабжения продовольствием горожан и войск особенно острой и трудной.

На 21 июня на складах имелось муки, включая зерно, предназначенное для экспорта – на 52 дня, крупы – на 89, мяса – на 38, масла растительного – на 29 дней. На тех же складах в ограниченных количествах имелись мясные и рыбные консервы, яичный порошок, сахар, кондитерские изделия, различные пищевые жиры и некоторые другие продукты. Часть продовольствия находилась на реализации в магазинах, на торговых базах, на складах различных предприятий, в колхозах и совхозах пригородной зоны. Неприкосновенными запасами располагали интендантства армии и флота.

В первые дни войны отдельные категории граждан, имевшие деньги, стали усиленно скупать различные продукты, что привело к созданию очередей за хлебом, мукой, макаронами, мясными и рыбными консервами и другими продуктами, не требующими особых условий хранения. Чтобы удовлетворить спрос, под хлебобулочные был переоборудован 41 промтоварный магазин. Ряд молочных, рыбных, консервных и других специализированных магазинов был переоборудован в смешанные. Однако спрос на продукты питания продолжал возрастать.

С целью рационального и экономного расходования продовольственных и промышленных товаров СНК СССР 18 июля 1941 г. принял постановление «О введении карточной системы на некоторые продовольственные и промышленные товары в городах Москве, Ленинграде ив отдельных городах и пригородных районах Московской и Ленинградской областей».

Все жители города получили карточки на продовольственные и промышленные товары. Нормы снабжения ими были установлены по четырем группам: 1) рабочие и инженерно-технические работники; 2) служащие; 3) иждивенцы; 4) дети. Причем снабжение ИТР по нормам рабочих осуществлялось только в том случае, если они работали непосредственно на производстве. В остальных случаях им полагались карточки служащих.

Таблица № 1

Нормы продовольственного снабжения блокадников г. Ленинграда по карточной системе на 18 июля 1941 г. (грамм в месяц)

Группы снабжения

Наименование продукта

Хлеб

(в день)

Крупа

Мясо и мясопродукты

Жиры

Сахар и кондитерские изделия

Рыба

Рабочие и ИТР

800

2000

2200

800

1500

1000

Служащие

600

1500

1200

400

1200

800

Иждивенцы

400

1000

600

200

1000

500

Дети

400

1200

600

400

1200

500

Норма хлеба для рабочих горячих цехов составляла 1000 граммов в день. В предвоенном 1940 г. на душу населения в Ленинграде потреблялось (в граммах) мяса и мясопродуктов – 3300, жиров – 1020, сахара и кондитерских изделий – 3600. Введение на 27-й день войны нормируемого распределения продуктов не привело к значительной их экономии. Дело в том, что, наряду с продажей товаров по карточкам, с 19 июля, в соответствии с приказом наркомторга СССР от 16 июля 1941 г., была создана сеть коммерческих магазинов, где без карточек проводилась продажа нормируемых продовольственных товаров и хлеба по повышенным ценам. Поскольку нормы продовольственного снабжения не обеспечивали необходимого рациона питания, жители стали скупать жиры, сахар и особенно хлебные изделия в коммерческих магазинах. Длинные очереди выстраивались у фуражных магазинов. В них население скупало все, что там продавалось, особенно комбикорма, жмыхи льна и горчицы. В народе жмыхи называли дурандой. Ее размачивали, размельчали и потом пекли лепешки. В самое голодное время в нее добавляли сахар и таким образом делали конфеты. Сеть общественного питания производила продажу кухонной и буфетной продукции по нормальным ценам. Лишь отпуск вторых и мясных блюд осуществлялся с вырезкой талонов из продовольственных карточек в размере 50% израсходованного на них мяса и рыбы. Часть предприятий общественного питания – рестораны, гостиницы, некоторые столовые были переведены на реализацию продукции без вырезки талонов из продовольственных карточек, но с надбавкой 200 % стоимости сырья по действовавшим ценам. Через эту сеть продавалось от 8 до 12 процентов от общей реализации жиров, сахара, кондитерских изделий и мясопродуктов. Определенное количество продовольствия, причем наиболее ценного и калорийного (сахар, кондитерские изделия, мясные консервы, масло, крупы, макароны) было вывезено эвакуировавшимися в восточные районы страны, поскольку при выезде они получали хлеб на 10, а другие продукты - на 20 дней вперед. В июле-августе в Ленинград прибыло большое количество беженцев из Прибалтики, с Карельского перешейка и из оккупированных районов Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Это вызвало увеличение расхода продуктовых запасов города. Таким образом, расходы продовольствия возрастали, а их поступление сокращалось.

В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло около 1 млн. мирных жителей. Большинство из них от голода. Люди умирали и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.

Данные события остались запечатлены в дневнике ленинградца-блокадника Юры Рябинкина:

«1 сентября 1941 г.: «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль... Настанет голод... Ленинград окружен! Немецкий десант отрезал наш город от всего СССР.»

«Октябрь 1941 г.: «От голода так и скребет в животе... А ведь я сегодня все-таки пообедал... Сказывается отсутствие хлеба... Жить по такой норме я согласился бы на время, но чтобы не уменьшали норм, а ведь это обязательно будет... Зачитался романом Дюма «Графиня Монсоро» – увлекательная вещь.»

«Ноябрь1941 г. Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно... Я здесь живу в голоде, холоде... Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 г сливочного масла и 500 г колбасы из конины с соей... Хлеба дают теперь на человека 125 г. в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба».

Для решения проблемы продовольствия все скверы, улицы были превращены превращены в огороды. Семена моркови, свеклы, лука давали бесплатно. На Большом проспекте посажены лук и щавель. Сады, парки, скверы, стадионы, откосы рек и каналов превратились в многочисленные грядки, а жители Ленинграда – в новоявленных огородников. На фотографиях тех лет можно увидеть, что огород был разбит даже на Исаакиевской площади – там выращивали капусту! Владельцам подсобных хозяйств власти города оказывали поддержку  раздавали рассаду и помогали рационально ее использовать, предоставляли инвентарь и удобрения.

Постепенно проблему продовольствия удалось решить благодаря «Дороге жизни». Когда блокадное кольцо сомкнулось, осталась единственная возможность связи с блокадным Ленинградом – через Ладожское озеро, побережье которого во время Великой Отечественной войны продолжала контролировать советская армия. Это озеро было очень сложным для судоходства. Неожиданные шквальные порывы ветра часто налетали на суда. Поэтому побережье не было оборудовано ни причалами, ни пирсами.

Первые доставленные грузы сбрасывали прямо на дикий берег. Вместе с этим срочно проводили работы по углублению дна и обустройству гавани. На берегу выкапывали землянки и оборудовали склады. Под водой провели телефонные и телеграфные кабели. От берега к ближайшей линии железной дороги проложили узкоколейку.

С самого начала было ясно, что судоходный путь – мера временная. Вскоре должны были наступить холода. Поэтому загодя сотрудники Гидрологического института и автодорожный отдел Ленинградского фронта стали проектировать автомобильную дорогу, которая должна была быть проложена прямо по льду замёрзшего Ладожского озера. Дорога жизни постоянно ремонтировалась. Водолазы укрепляли её всеми возможными подручными средствами, ныряя под лёд и устанавливая там настилы и опоры. Это была далеко не просто широкая колея, проложенная по льду. Вдоль дороги устанавливали дорожные знаки. По пути следования грузовиков строили медицинские и обогревательные пункты. На протяжении маршрута находились склады и базы. Также оборудовались станции технической помощи, мастерские и пункты питания. По дороге проходила телефонная и телеграфная связь.

Несмотря на трудности продолжала развиваться культурная жизнь Ленинграда. Всем известна седьмая симфония композитора Шостаковича. Дмитрий Шостакович начал писать эту симфонию в Ленинграде в 1941 году. 34-летний профессор Ленинградской консерватории осаждал военкомат и требовал отправить его на фронт, но ему раз за разом ему отказывали. Как многие ленинградцы, Шостакович вступил в ополчение и дежурил на крышах, обезвреживая зажигательные бомбы.

Жил Шостакович прямо в консерватории. Все свободное от дежурств на крыше время он сочинял. Симфония – сложное музыкальное произведение, требующее от композитора высокой самоотдачи. «Сочиняю я с адской скоростью и не могу остановиться», – пишет Шостакович в те дни своему другу. «Я не мог поступить по-другому и не сочинить ее. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке», – скажет он позже.

В октябре 1941-го Шостаковича с семьей эвакуировали в Куйбышев (сейчас это Самара). 27 декабря 1941 года симфония была закончена. Премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. Чуть позже, с легкой руки поэтессы Анны Ахматовой, симфонию станут называть «Ленинградской».

Ссылка на отрывок седьмой симфонии https://yandex.ru/video/preview/125325478860232352

Также развивалась и литература. Голос Ольги Берггольц, звучащий из динамиков радио, стал одним из немногих лучиков света в жизни блокадного Ленинграда. Поэтесса призывала всех быть сильными, причем сама она тоже находилась в городе. Ее вместе с мужем должны были эвакуировать, но не успели: Николай зимой 1942-ого года умер от голода. Ольга решила остаться в Ленинграде.

Она держалась. Ее заслуги были очевидны, еще в 1942-ом году Ольге присудили награду «За оборону Ленинграда», но дополнительного питания ей, судя по всему, не давали – она выживала, как и все, и при этом не забывала поддерживать других словом.

Ссылка на стихотворение «Я говорю…» https://yandex.ru/video/preview/6786442509055290172

В страшные дни блокады одним из символов несгибаемости ленинградцев стал футбольный матч, проведенный 31 мая 1942 года. В товарищеском матче сошлись две команды – «Динамо» и «Спартак».

Спортивная жизнь города продолжилась. Так, в 1942 году провели 20 футбольных матче, а в 1943 еще 97.

27 января 1944 года блокада города была снята. Ленинградцы отстояли свой город, но очень большой ценой.

Количество просмотров: 2378  

Добавить комментарий

1. Применение методов ТРИЗ для развития творческой активности на занятиях внеурочной деятельности по программе «Лабиринт мастерства» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы