Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!»

 
 

Крылова Татьяна Дмитриевна,

учитель истории

МБОУ СОШ № 59 г. Новосибирска

 
 
 

Баранова Инна Юрьевна,

учитель химии

МБОУ СОШ № 59 г. Новосибирска

 

Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!»

Голос Родины, голос России

Были годы горя и утрат,

Был в кольце блокады Ленинград…

Голос Родины, голос России

Над землею гремел, как набат.

Я слышал твой голос, Родина,

Под обстрелом, в окопах, в огне:

«Не забывай о пройденном,

Помни о завтрашнем дне!»

Н. Добронравов

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Нестрашно и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери, или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.

Какие найти слова, чтобы поведать школьнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в детской душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. В наших домах и сердцах хранятся старые вещицы – молчаливые свидетели исторических событий. Есть хороший способ рассказать ребенку о войне – пройтись с ним по памятным местам: к памятникам, Братским могилам, местам сражений. Посетить музеи ВОв, где ребенок сможет не только услышать о войне, но и посмотреть старинные вещи, оружие, письма солдат. Фильмы о войне теперь большая редкость на экранах телевизоров, а встречи с ветеранами проходят раз в год – перед Днём Победы, да и эти встречи дети воспринимают просто как праздник, где обычно они выступают с концертом и дарят ветеранам цветы. Чтобы вся эта работа не проводилась впустую, необходимо точное планирование и согласование урочной и внеурочной деятельности. Сложность при составлении подобных совместных планов заключается в оценивании и подведении итогов. Для решения данной проблемы нами было разработано комплексное внеклассное мероприятие «И победили человек и город!», посвящённого 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда.

Цель мероприятия: сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.; продолжить формирование патриотизма, гражданственности и нравственности подрастающего поколения.

Достижение цели обеспечивается поэтапным решением задач:

1. Закрепить знания о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны в процессе урочной и внеурочной деятельности.

2. Систематизировать все имеющиеся знания о подвиге советского народа в годы войны 1941–1945 гг.

3. Проанализировать маршрутно-оценочные листы каждой команды для определения объёма и уровня сформированности гражданской позиции учеников.

Условия проведения внеклассного мероприятия- «И победили человек и город!» проводится как комплексное мероприятие, охватывающее знание обучающимися вопросов личной безопасности, задач, решаемых в рамках курса ОБЖ, мероприятий по ГО и ЧС и имеющихся знаний о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Форма проведения – экспедиция. График проведения и этапы пути сообщаются участникам заранее, чтобы у них была возможность подготовиться и разобраться в последовательности передвижений по этапам.

Возраст участников: 5–9 классы. Вопросы и задания могут отличаться в зависимости от возраста. Учащиеся 10–11 классов принимают участие в мероприятии в качестве кураторов классов, консультантов и помощников судей.

Место проведения мероприятия: проводится в помещении школы, для каждого этапа отводится отдельный кабинет.

Описание содержания этапов

Этапы:

1 этап – Фронтовое письмо.

2 этап – Песни Победы.

3 этап – Блокадный Ленинград.

4 этап – Школа юного разведчика.

5 этап – «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

6 этап – «За Родину!»

7 этап – «Я помню, я горжусь!»

8 этап – «Эх, путь – дорожка фронтовая…»

Количество этапов может варьироваться, в зависимости от количества классов-участников.

На каждом этапе находится судейская бригада – один учитель и два старшеклассника, в задачу которых входит оценка устных ответов, тестовых заданий и практических навыков обучающихся, а также оказание помощи младшим в случае возникновения тех или иных затруднений. Команда, получает маршрут (рисунок 1) и инструктаж (рисунок 2), прибывая на соответствующий этап. После ответов на вопросы (таблица 3) учащиеся предъявляют судьям маршрутный лист, которые заносят заработанное количество баллов при выполнении заданий в оценочный лист (для оценивания результатов – используются стикеры: «красный» — «хорошо»; «жёлтый» — «очень хорошо»; «зелёный» — «отлично»).

Рисунок 1. Маршрутный лист (образец)

Рисунок 2. Инструктаж для команды (образец)

Таблица

Загадки для этапов [6, 10, 12, 22].

№ этапа

Загадка

Ответ

1 этап – Фронтовое письмо

Без крыльев,

А летит,

Без языка,

А говорит.

Письмо

 

2 этап – Песни Победы

Вставим диск мы в граммофон,

Запоёт в мгновенье он.

Диск и дырка в серединке,

Он зовётся...

Грампластинкой

3 этап – Блокадный Ленинград

С огнём бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

Пожарные

4 этап – Школа юного разведчика

33.3.12.1

  1.  

Явка провалилась

5 этап – «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

Всё он в один миг решает,

Великий подвиг он совершает,

Он за честь стоит горой.

Кто он? Правильно…

Герой

6 этап – «За Родину!»

Нарисую я войну —

Дайте мне альбомный лист.

Вышла битва — ну и ну!

Я художник...

Баталист

7 этап – «Я помню, я горжусь!»

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было…

Войны

8 этап – «Эх, путь – дорожка фронтовая…»

Сидим, пока над нами ночь,

Как рассветёт — уходим прочь.

Кинотеатр

 

Этап 1. Фронтовое письмо [4, 24].

Для солдата письмо — это кусочек родного дома, с запахом Родины и ощущением маленького ничем не заменимого счастья. Невозможно представить, как ждали маленьких треугольников жены и матери солдат. Увы, не всегда такая весточка приносила хорошие новости. Но и тогда письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой и смахивая слезинку, так и норовившую размазать строчки...

Задание: напишите поздравление с Днём Победы и сложите письмо треугольником.

Этап 2. Песни Победы [9].

Песни военных лет.… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления и радость возвращения, картины будней солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, лётчиков и танкистов. И если сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны.

Задание: спойте одну или несколько песен из списка.

Песни военных лет:

В землянке,

В лесу прифронтовом,

Вставай, страна огромная,

Катюша,

Огонёк,

Песня фронтового шофёра,

Случайный вальс,

Смуглянка,

Тёмная ночь,

Эх, дороги.

Этап 3. Блокадный Ленинград [3, 13].

29 августа 1941 г. фашисты перерезали последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с центром страны. Город был взят в блокаду. Сигнал воздушной тревоги впервые прозвучал в ночь на 23 июня. Однако, главная ставка делалась не на снаряды и фугасные бомбы. Фашисты понимали, что никаких фугасок не хватит на то, чтобы сровнять с землёй такой огромный город. Пожары — вот на что они рассчитывали. На каждую сброшенную фугасную бомбу приходилось более тридцати «зажигалок».

Задание: назовите способы тушения пожаров, вызванных возгоранием горючих материалов.

Этап 4. Школа юного разведчика [8].

На войне разведчик, как никто другой, подвергается риску и опасностям. Участвуя в поисках, засадах, налётах, в разведке боем, действуя в глубоком неприятельском тылу, разведчик вынужден часами, сутками, а иногда и неделями выдерживать нервное и физическое напряжение. Ему приходится крадучись передвигаться, переползать и преодолевать препятствия и преграды, переносить холод, жару, голод, жажду, непогоду и отсутствие сна, приспосабливаться к лишениям и довольствоваться максимально короткими сроками отдыха.

Одной из основных задач физического воспитания и подготовки бойца-разведчика является выработка прочных навыков в применении различных приёмов и способов действий, в том числе преодоление различных естественных и искусственных препятствий.

Задание: вам нужно форсировать природные преграды: поляну, болото, ров.

В спортивном зале оборудуется место для преодоления поляны (ползком), болота (прыжки по кочкам) и рва (прыжок с использованием шеста и мата).

Этап 5. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

История предстаёт перед нами в лицах. Роль личности в истории – огромна. Поэтому важно помнить о своих прадедушках и дедушках, прабабушках и бабушках. Помощь в поиске информации о наших родственниках могут дать информационные базы: «Подвиг народа», ОБД «Мемориал», Книги Памяти. Необходимо, чтобы люди нашего поколения умели применять на практике исторические знания, которые связаны с традициями и культурой своей Родины.

Задание: попытайтесь найти информацию о своих родственниках-участниках Великой Отечественной войны с помощью указанных сайтов, оформите ответ в виде слайда.

Сайты:

http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome [20].

http://www.obd-memorial.ru/html/ [16].

http://www.sibmemorial.ru/searchp [14].

Этап 6. «За Родину!» [19].

Плакат – жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной войны – это больше, чем жанр, это летопись, предопределившая Великую Победу над фашизмом.

В годы войны политический плакат занял ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Нигде в мире в военные годы в жанре политического плаката не работал столь широкий круг самых крупных мастеров своего времени: Д. Моор, В. Дени, А. Дейнека, Кукрыниксы, Д. Шмаринов, Г. Верейский, С. Герасимов, Б. Иогансон и другие.

Задание: нарисуйте плакат на тему: «Мы за мир!» (можно использовать технику коллажа).

Этап 7. «Я помню, я горжусь»

Великая Отечественная война – это, пожалуй, крупнейшее событие XX столетия. Она смогла определить дальнейшую судьбу многих людей, самых разных национальностей и вероисповеданий. Вопросы, связанные с её предысторией, причинами, характером, периодизацией и итогами были и продолжают оставаться самыми актуальными на дискуссиях в политических и научных кругах.

Задание: ответьте на вопросы интерактивного теста по истории Великой Отечественной войны [1].

Тест: https://xn--80achcepozjj4ac6j.xn--p1ai/tests?type=dictation_tests&lang=1 [11].

Этап 8. «Эх, путь-дорожка фронтовая» [15].

Кино – наиболее массовый вид искусства тех лет – сыграло огромную роль в духовной жизни сражающегося народа. Докумен­тальные фильмы, кинорепортажи, кинохроника боевых и трудо­вых будней, созданные, в том числе, и непосредственно на фронте или в партизанских отрядах, поднимали стойкость и самоотвержен­ность советских воинов, патриотизм трудящихся тыла.

Во время войны было выпущено более 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 выпусков киножурнала «Новости дня», 24 фронтовых киновыпус­ка, около сотни документальных фильмов, сюжетами которых стали основные моменты борьбы Красной Армии с захватчиками, наи­более крупные сражения и героические будни трудящихся тыла. Отечественные операторы и режиссёры фиксировали важнейшие со­бытия, происходившие на фронте, снимали такие документальные ленты, как «Раз­гром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь», «Берлин» и др.

Задание: назовите кинофильмы популярные в годы войны, отрывки из которых вы просмотрели.

Список фильмов:

Тимур и его команда (1940),

Свинарка и пастух (1941),

Валерий Чкалов (1941),

Два бойца (1943),

Воздушный извозчик (1943),

Зоя (1944),

В 6 часов вечера после войны (1944),

Небесный тихоход (1945/2012).

Если нет возможности показать фильмы, можно дать описание сюжета и показать фотографию.

Финиш

Жюри подводит итоги конкурса, побе­дителям вручаются грамоты и призы. Плакаты размещаются на стенде. Лучшие письма передаются в Совет ветеранов для поздравления фронтовиков и детей войны. Слайды с информацией о предках учащихся собираются в единую презентацию, которую можно использовать на уроках истории или классном часе.

ИСТОЧНИКИ

1. 1941–1945. Хроника событий Великой Отечественной войны. — Режим доступа: http://sensusware.ru/sobit_1941.html.

2. 2-я международная образовательная научно-практическая on-line-конференция «Новая школа: мой маршрут». — Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/page/about.html.

3. cabal_ussr. «Город не горит...» Борьба с зажигательными авиабомбами в блокадном Ленинграде. — Режим доступа: http://warhistory.livejournal.com/2205363.html.

4. innuendo_689908. Письма с фронта. — Режим доступа: http://innuendo-689908.livejournal.com/6313.html.

5. Julie Tausend. How Students Use Technology Outside of the Classroom. Mobile devices and free Internet tools have changed the way students learn. — Режим доступа: http://www.edtechmagazine.com/higher/article/2013/08/how-students-use-technology-outside-classroom.

6. lubasha. Загадки. — Режим доступа: http://ejka.ru/blog/zagadki/2491.html.

7. Out-of-Classroom Learning. Practical information and guidance for schools and teachers. — Режим доступа: http://www.educationscotland.gov.uk/Images/RSPBoutside_of_classroom_lear....

8. Булочко К. Т. Физическая подготовка разведчика. — Режим доступа: http://vrazvedka.ru/main/learning/razvedka/bulochko-01.shtml.

9. Бурдина С. И. Значение песни во время Великой Отечественной войны. — Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/3875-2013-11-09-06-21-22.html.

10. Ваш чудесный ребёнок. Загадки. — Режим доступа: http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/zagadki-pro-risovanie.html.

11. Диктант Победы. — Режим доступа: https://xn--80achcepozjj4ac6j.xn--p1ai/tests?type=dictation_tests&lang=1.

12. Загадки для детей. Загадки. — Режим доступа: http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki_pro_pismo.html.

13. Морская библиотека. — Режим доступа: http://sea-library.ru/bezopasnost-plavanija/188-klassifikacija-pozharov.html?showall=1.

14. Новосибирская Книга Памяти. — Режим доступа: http://www.sibmemorial.ru/searchp.

15. О Великой Отечественной и не только… Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны. — Режим доступа: http://voynablog.ru/2013/03/05/literatura-i-iskusstvo-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny/.

16. ОБД Мемориал. — Режим доступа: http://www.obd-memorial.ru/html/.

17. Организация Объединённых Наций. Образование. — Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/education/.

18. Отечественные — Российские Фильмы. — Режим доступа: http://rossijskie-filmy.ru/load/rossijskie_otechestvennye_filmy_po_godu_vykhoda/1945/143.

19. Плакаты. — Режим доступа: http://charming-face.ru/blog/43768340969/Plakatyi-vremen-Velikoy-Otechestvennoy-Voynyi

20. Подвиг народа. — Режим доступа: http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome.

21. Секция: Профессиональное развитие педагогов и ИКТ. «Обучение вне стен классной комнаты (по итогам международного семинара Intel)». — Режим доступа https://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/capplication/view/970.

22. Учебно-методический кабинет. Загадки. — Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i- skorogovorki/zagadki-o-muzyke-dlja-detei.html.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938.

24. Чуков А., Чепурная Е., Пашетный С. Проект по информатике «Сохраните мои письма». Фронтовые письма в стихах. — Режим доступа: http://pisma867.narod.ru/story/story3.htm.

Количество просмотров: 1790  

Добавить комментарий

1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы