Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр
Одними из ключевых задач в работе современных воспитателей ДОУ являются сплочение коллектива детей, обеспечение благоприятных условий для развития доброжелательных отношений, налаживание доверительных детско-родительских отношений и эффективных отношений педагога с родителями дошкольников.
Безусловно, для того чтобы эти задачи реализовать, воспитателям необходимо уделять много времени и сил, выбирать самые продуктивные технологии, формы работы с детьми и родителями, современные методики. Здесь помогает индивидуальный подход. Когда воспитатель обращает внимание на основные социальные потребности детей, их интересы и особенности развития, он может отобрать самые подходящие педагогические инструменты для работы с коллективом группы и семьями воспитанников.
Довольно часто в дошкольных учреждениях возникает потребность в объединении двух групп. Здесь воспитателям нужно проявить особое усердие для реализации задачи сплочения детей. Обращая внимание на поведение дошкольников в новых реалиях, общие интересы и потребности ребят, было принято решение провести именно такой проект, который позволит создать для новообразованной группы максимально комфортные условия для установления в нём дружеских отношений. Конечно, задача по сплочению стояла не только между детьми, но и в родительском коллективе, т.к. взрослые тоже были не знакомы, им также была необходима помощь в объединении и укреплении доброжелательных отношений.
Проект получился комплексный. Он включает в себя игры на сплочение, викторины, совместную деятельность для детей. А также досуг и мероприятия, в которых участвуют не только дошкольники, но и их родители, совместные мастер-классы, субботник, многочисленные конкурсы и фотовыставки.
Положительная динамика была замечена не только в детско-родительских отношениях и сплочении коллектива детей, также укрепились отношения между воспитателями группы, так как подготовка к данным мероприятиям была обширной, требовала командной работы.
Цель проекта: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр.
Задачи проекта:
– обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия;
– обогащать эмоциональный опыт участников образовательного процесса;
– развивать способность детей распознавать эмоции окружающих и свои переживания;
– осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
– развивать способность детей понимать и учитывать интересы и чувства других;
– воспитывать умение у участников образовательного процесса работать в команде.
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта невозможно недооценить, ведь одной из главных ценностей в жизни любого человека является дружба. Дружба – это личные устойчивые отношения между людьми на основе симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности, понимания и доверия. Чтобы такие отношения возникли в коллективе детей, их родителей, между воспитателями объединённой группы, необходимо создать условия, где люди в процессе совместной деятельности, в неформальной обстановке, в моменты положительных эмоциональных всплесков находятся вместе, могут помочь друг другу, работать в команде, преодолевать вместе сложности и радоваться победам.
Сплочение детского коллектива является одним из важных направлений работы педагога с детьми дошкольного возраста. Особенно актуальным данное направление становится в старших и подготовительных группах дошкольного образовательного учреждения. Это объясняется необходимостью подготовки детей к школьному обучению.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также достичь высокого уровня различных видов коммуникации. Педагог может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Помочь научиться общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми.
«Взаимодействие с детьми»
1. Беседа «Зачем нужны друзья человеку?»
2. Ситуативный разговор «Скажи хорошее о друге».
3. Игра на сплочение «Найди цвет на друге».
4. Заучивание песни «Улыбка».
5. Сторителлинг «Жили – были две группы».
6. Игра на сплочение «Жмурки с другом».
7. Упражнение «Пирамидка любви».
8. Подвижная игра «Дракоша».
9. Совместная деятельность детей (рисование ладошками) «Каждый важен в нашей группе».
10. Заучивание речёвки «Друзья – дошколята».
11. Игра на сплочение «Клубок добрых нитей».
12. Викторина «О крепкой дружбе».
13. НОД «Дружба наша крепкая».
14. Ситуативный разговор «С кем ты дружишь в группе?»
15. Игра на сплочение «Нарисуй на спинке».
16. Просмотр совместных фотографий «Альбом нашей группы».
17. Игра «Рычи, лев, рычи, стучи, поезд, стучи».
18. Итоговый досуг с участием родителей «Как хорошо, что есть семья».
«Взаимодействия с родителями»
1. Анкетирование для родителей «Сотрудничество в ДОУ».
2. Мастер-класс для родителей с участием детей «Слайм своими руками».
3. Конкурс «Мир глазами детей».
4. Фотовыставка ко Дню отца «Вместе с папой мы играем».
5. Осенний субботник «Чистота у нас в саду».
6. Участие в экоакции по сбору макулатуры «Позаботимся о природе».
7. Фотовыставка ко Дню матери «Вместе с мамой мы готовим».
8. Городской конкурс «Мы за правильное питание».
9. Участие в досуге «Как хорошо, что есть семья».
10. Фотовыставка маршрут выходного дня «Город в новогодних огоньках» (с посещением украшенных к празднику улиц, парков и скверов).
Практическая значимость результатов
Данный проект смогут использовать в своей работе воспитатели государственных и частных дошкольных учреждений для формирования доброжелательных отношений в группах среди детей, родителей, для установки сотрудничества среди воспитателей.
Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста становятся значительно сложнее в сравнении с предыдущими возрастами. Приобретение опыта совместной практической деятельности в ходе реализации данного проекта, в процессе которого дети, родители и воспитатели усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействуют развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Педагогический коллектив группы таким образом формирует у детей и родителей организаторские умения, навыки справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива.
Конечно, для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует разнообразные виды деятельности, описанные в ядре данного проекта: игры на сплочение, речовки, подвижные игры, беседы, музыкальные композиции, совместную творческую деятельность, ситуативные разговоры и т.д.
В процессе совместной деятельности (и неформального общения) удачно сформировавшийся состав родителей, детей и воспитателей достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентаций и, как правило, с высоким уровнем эффективности. Во время совместных мероприятий члены коллектива хорошо узнают друг друга, учатся уважать и учитывать сильные и слабые стороны каждого.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
После реализации проекта было проведено дополнительное анкетирование родителей, которое выявило, что уровень эффективности взаимодействия семей с дошкольным учреждением выросло в разы, также мы выяснили, что родители видят в повседневной жизни, как сплотились дети. Результаты были впечатляющими, каждая семья выразила благодарность педагогическому коллективу группы и всего дошкольного учреждения за работу, проделанную на высоком уровне. Кроме того, они выявили желание активно участвовать в жизни дошкольного учреждения, принимать участие в досугах, мастер-классах, конкурсах, соревнованиях, мероприятиях и т.д.
В коллективе постепенно проявились затейники, умельцы, мыслители и т. д., получившие признание всей группы. Личностные способности членов коллектива в итоге становятся неформальным ресурсом, который может быть целенаправленно использован в различных ситуациях. Таким образом, коллектив начал существовать как единое целое.
Функционал участников проекта
Адекватное и гибкое функциональное распределение – это эффективный метод повышения сплочения коллектива детей, родителей и воспитателей. В данном случае коллектив характеризуется устойчивостью к негативному влиянию разнообразных внешних и внутренних факторов. Координаторами работы проекта являются воспитатели: они занимаются организационной частью всех активностей по проекту, агитируют родителей на участие в различных мероприятиях дошкольного учреждения, занимаются сплочением детей, организацией всей детской деятельности в условиях сада, разрабатывают маршруты взаимодействия с семьями воспитанников и дошкольниками вне стен ДОУ.
Распределение функций родителей и детей заключается в том, чтобы дать каждому члену коллектива почувствовать свою значимость и перспективу роста. Конечно, каждый в этом случае может внести индивидуальный вклад. Главный ресурс коллектива заключается и в том, что его члены могут помочь друг другу в сложной ситуации. Кроме того, существует возможность попробовать разнообразные функции.
Взаимодействие родителей и педагогов в ДОУ требует активного участия обеих сторон. Родители играют важную роль в поддержке и содействии образовательному процессу, а педагоги – в организации и проведении качественного обучения и воспитания.
Родители могут:
1. Поддерживать образовательные цели и задачи ДОУ.
2. Вовлекаться в образовательный процесс, участвуя в родительских собраниях и мероприятиях.
3. Следить за развитием и успехами ребенка, обсуждать их с педагогами.
4. Поддерживать домашнюю обстановку, способствующую обучению и развитию ребенка.
5. Сотрудничать с педагогами в решении проблем и трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания.
Педагоги могут:
1. Создавать доверительные отношения с родителями.
2. Обеспечивать информированность родителей о работе ДОУ и развитии их ребенка.
3. Предоставлять родителям возможность участия в принятии решений, касающихся образовательного процесса.
4. Поддерживать родителей в решении проблем и трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания.
5. Сотрудничать с родителями для достижения образовательных целей ребенка.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в ДОУ является важным фактором успешного развития и обучения детей, в сплочении их как единого коллектива. Оно позволяет создать благоприятную образовательную среду и обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.
Список использованных источников:
1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) / Л.В. Абрамова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
2. Бабынина Т.Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. ФГОС / Т.Ф. Бабынина. – М.: Сфера, 2019.
3. Дронь, А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель» / А.В. Дронь. – М.: Детство-Пресс, 2019.
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
Количество просмотров: 2946 |
Добавить комментарий