Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда

 
 

Тюлькина Любовь Степановна,

учитель-логопед МБДОУ № 6 г. Новосибирска

 

Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда

В современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В результате этого, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться серьезными отклонениями в формировании полноценной личности ребенка. Как правило, такие дети отличаются неуверенностью в себе, агрессивностью, повышенной двигательной активностью, отвлекаемостью. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов и сторон речи – грамматической, фонетической, лексической. В дошкольном детстве необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития является полноценное владение родным языком. Именно поэтому чем раньше будет начато обучение родному языку, тем увереннее и свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В последние годы происходят существенные изменения в системе образования РФ, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Одним из путей решения данной проблемы является использование современных образовательных технологий для создания условий полноценного речевого развития дошкольников.

Театрализация – это методический приём, предполагающий введение в занятие театральных элементов, атрибутов, декораций.

Театрализованная деятельность близка и любима детям. Роль сказки определенно высока: она развивает речь ребёнка, положительно влияет на интеллектуальное, психическое, эмоциональное, эстетическое развитие; психические процессы, творческий потенциал. Главной целью театрализованной деятельности на занятиях является создание условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение дефектов речи, а также развитие связной речи. Театрализация способствует развитию всех сторон личности дошкольника. Прежде всего это развитие связной речи: диалогической, монологической, а также формирование психофизических способностей (мимика, пантомимика), психических процессов (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать). Театрализация, как вид игровой деятельности, способствует формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихотворного материала, сказок, рассказов, сценок; владению всеми доступными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, теневой и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, терминологии); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, костюмов.

Работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. У детей не возникает ощущения давления благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды. Педагог использует «сказочные» занятия и как будто просто рассказывает сказки, но на практике они прекрасно запоминаются, оказывая сильное позитивное воздействие, именно поэтому очень важно создать такие условия для педагогической и психологической работы, в которых эта способность усиливается, проявляется и помогает человеку преодолевать торможение в развитии его личности. Велика роль педагога в организации и проведении театрализованных игр. Его работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь, а гранями являются педагоги, воздействующие на него, и чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка – не цель, а средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих передо мной.

Конечно, вся эта кропотливая деятельность является работой только для взрослых, а для детей это прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом, что называется, «выходит из берегов» и становится самостоятельной деятельностью детей.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для коррекционно-развивающей деятельности, обогащать словарный запас ребенка, учить его выстраивать предложно-падежные конструкции и формировать грамматический строй речи.

Перечень источников

1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М.: Сфера, 2001.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: Сфера, 2003.

3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

4. Кудрявцева Н.Ю. Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. – Москва: Школьная Пресса, 2011.

5. Новиковская О.А. Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. – СПб.: Паритет, 2007.

6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: Детство-пресс, 2008 г.

7. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой. – СПб.: Детство-пресс, 2012.

Количество просмотров: 2848  

Добавить комментарий

1. Расширение граней партнерства с современной семьёй
2. Использование развивающей среды мини-музея в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
3. Кукла в жизни ребёнка в условиях ДОУ
4. Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребёнка
5. Приобщение к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
6. Мотивационная среда как основной компонент в организации исследовательской деятельности воспитанников
7. Система развития мелкой моторики у детей младшего возраста посредством песочного рисования
8. Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг»
9. Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста
10. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
11. Использование игровых макетов в развитии речи дошкольников
12. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
13. Продуктивное использование современных образовательных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
14. Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр
15. Исследуя, развиваюсь
16. Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
17. Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы
18. Развивающая предметно-пространственная среда как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей
19. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
20. Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы