Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников
Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье –
важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Трудно не согласиться со словами Василия Александровича – умственное развитие ребёнка тесно связано с физическим: укрепляя тело, мы укрепляем разум.
Группа № 9 «Пчелки» три года по направлению деятельности является оздоровительной. Как изменение профиля отразилось на работе группы? Что это значит для нас (педагогов), детей и родителей? В своей статье я хочу поделиться опытом оздоровительной работы.
В нашу группу набирают детей из группы раннего возраста, где также уделяют большое значение оздоровительной работе. Дети приходят уже адаптированными к детскому саду, они знакомы со сверстниками и укладом жизни в детском саду. Но переход в новую группу (смена обстановки) и знакомство с новыми педагогами влияют на психоэмоциональное состояние детей. На этом этапе педагогам важно создать условия, которые помогут детям освоиться.
Педагоги оздоровительной группы реализуют программу и технологии по валеологическому образованию детей. Цель программы: формирование валеологической культуры дошкольников через разные виды деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В этом году мы разработали самый оптимальный вариант работы по данной программе, на наш взгляд, такой формат работы наиболее удачный.
Организованная оздоровительная работа складывается из нескольких компонентов:
– утренняя гимнастика (ежедневно);
– полоскание полости рта кипяченой водой после каждого приема пищи;
– непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию;
– подвижные игры на воздухе во время прогулок (ежедневно);
– самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями;
– игры малой подвижности в группе;
– закаливание после дневного сна;
– увеличенная длительность дневного сна;
– гимнастика после сна под стихотворное или музыкальное сопровождение;
– босохождение по ребристым дорожкам и смоченному в солевом растворе коврику;
– в течение непосредственно образовательной деятельности организованы физминутки, смена динамической позы и контроль осанки за столом.
В 16.00 начинается самая интересная деятельность для ребят – оздоровительный час. Дети очень любят оздоровительный час, так как он включает в себя различные игровые упражнения.
Оздоровительный час включает в себя:
– оздоровительные игры-упражнения;
– самомассаж и комментированный массаж биологически активных зон;
– пальчиковую гимнастику;
– дыхательную гимнастику;
– зрительную гимнастику;
– кинезиологические упражнения;
– упражнения «за столами»;
– ритмические упражнения;
– упражнения на расслабление.
Упражнения подбираются согласно тематике недели. Например, тема недели «Зимние забавы».
Массаж биологически активных зон: «Снеговик».
Раз – рука, два – рука (вытягивают вперёд одну руку, потом другую, имитируют лепку снежков).
Лепим мы снеговика (поглаживают шею).
Три – четыре, три – четыре,
Нарисуем рот пошире.
Пять – найдём морковь для носа, (кулачками растирают крылья носа)
Угольки найдём для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо, (приставляют ладони ко лбу «козырьком» и растирают лоб)
Пусть смеётся он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы плясать его попросим (поглаживают колени ладошками, наклоняясь).
Или, например, оздоровительная игра-упражнение «Ель, елка, елочка». Воспитатель предлагает детям пойти в лес. «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, потянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямые, руки разведены слегка в стороны – это ветки, ладонями вперед). «Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут по залу «Вот и сестрички ели – елки, они пониже, но также стройные, красивые». Воспитатель предлагает детям встать, как елки, принять правильные осанки, но в полуприседе. «Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот и они, совсем маленькие, но удаленькие – красивые и тоже стройные». Воспитатель просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка раздвинуты в стороны. Повтор 3-4 раза.
Все упражнения разучиваются постепенно, к концу месяца ребята наизусть знают словесное сопровождение и правильно отработанные упражнения, что, несомненно, влияет на развитие психических процессов – памяти и внимания.
Вся оздоровительная работа состоит из двух частей. Первая часть проводится в свободном пространстве группы; вторая – за столами. Поясню, как проводятся упражнения за столами.
Оздоровительная проводится по следующему алгоритму: ребята делятся на четыре группы, для этого использую технологию «Голос ребенка», дети сами выбирают себе значок в виде геометрической фигуры, который соответствует ориентиру на столе. Дети находят стол, за которым начнётся оздоровительный час для него. На каждом столе свои атрибуты: 1 стол – тренажеры для дыхательной гимнастики, 2 стол – мячик су-джок, 3 – палочки-скалочки, 4 – палочки-моталочки.
Длительность выполнения упражнений регулируют песочные часы –две минуты. Как только песочек закончился, ребята встают и переходят за другой стол, на другое упражнение, часы переворачиваются, и снова идет отсчет двух минут. Таких переходов получается четыре. Как только каждая подгруппа всё выполнила, ребята переходят на ритмическое упражнение. А в заключение оздоровительного часа проводится упражнение на расслабление: в это время ребята могут полежать на ковре, могут с закрытыми глазами помечтать. Длительность оздоровительного часа увеличивается от 8 минут (начало месяца) до 20 минут (конец месяца).
Анализируя свою работу, я пришла к заключению: дети нашей группы знают названия физкультурного оборудования, умеют им правильно пользоваться, знают различные пальчиковые игры, стихи для физминуток, могут научить сверстников и родителей выполнять различные упражнения; дети контролируют осанку и положение за столом; без напоминания ополаскивают полость рта после приёмов пищи.
При организации оздоровительного часа мы стремимся к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений, а это в свою очередь способствует созданию комфортной психологической обстановки для воспитанников в детском саду.
Количество просмотров: 1657 |
Добавить комментарий