«Про отцов и дедов помнить от века завещано»

 
 

Селеткова Ирина Давыдовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦРТДиЮ «Заельцовский» г. Новосибирска

 

«Про отцов и дедов помнить от века завещано»

Сейчас много говорят о необходимости патриотического воспитания. На занятиях по развитию речи и обучению грамоте вопрос патриотического воспитания проходит через большинство тем, таких как «Богатыри – первые защитники отечества», «Путешествуем в прошлое России», «Уроки гражданина», «Путешествие в страну символов России», праздник 23 февраля – «День Защитника Отечества», «Мамин день – 8 марта», «День Матери», «Семья», «Мой город Новосибирск» и многих других.

Патриотическое воспитание включает в себя множество целей:

1. Выработать у детей понятия, что гражданин – это житель страны, который уважает и соблюдает её законы, познакомить с символикой нашего государства, прививать интерес к своей Родине.

2. Знакомить с историческим прошлым и великими подвигами русского народа, с географическим, культурным, историческим, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона и страны.

3. Воспитывать стремление подражать героям нашей родины, любовь к Отчизне, к своей малой родине и множество других задач.

Но мне хочется поговорить о празднике 9 Мая. В этом году мы отмечаем знаменательную дату – 80 лет Великой Победы над фашистской Германией. Каждая годовщина Победы – день великого торжества и огромной скорби. Передо мной каждый раз стоит вопрос, как рассказать детям-дошкольникам о войне, о горестях, поражениях и победах? Как рассказать о безмерной храбрости советских воинов, о жестокости фашистов? О детях, работавших на заводах вместо отцов и дедов? Об ужасах концлагерей? О маленьком кусочке хлеба на целые сутки? Рассказать, конечно, можно. Но как объяснить, чтобы дети не только услышали и поняли, но и почувствовали всю тяжесть войны, боль народа, желание победить? Как донести информацию, чтобы дети научились не только слышать, но и сопереживать, сострадать, а не просто усваивать информацию? Конечно, для сегодняшних детей война – это где-то далеко и не очень понятно, хотя они знают много о войне, о своих прадедушках, которые воевали.

На помощь мне приходит художественная литература. Знакомлю детей с героическим эпосом. На примерах легенд, былин показываю красоту и мудрость, силу и смелость русского народа и народных героев.

Читаю детям произведение С. Я. Маршака «Голуби». В нём обо всём рассказано. В образах, близких и понятных маленькому читателю-слушателю, рассказано так, что задевает его чувства. Е.А. Благинина «Шинель». Повесть И. Токмаковой «Сосны шумят». Рассказ В. Железнякова «Девушка в военном» и т. д.

Выбираю произведения, описывающие реальную жизнь, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребёнка, доступные детскому пониманию, их не только читаем, но и обязательно беседуем, чтобы дети могли выразить своё отношение, уяснить значение новых слов и понятий.

Знакомлю ребят с памятниками великой войне, посвященными подвигу народа. Памятники, в которых выражены и скорбь о погибших, и гордость за их подвиг, и уверенность, что память о них никогда не уйдёт. Это и памятник-ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде, и памятник Пискарёвское мемориальное кладбище в Ленинграде (теперь в Петербурге). Конечно, и Монумент Славы в нашем городе, где увековечены имена воинов-сибиряков, погибших за Родину.

Рассказываю о героях-сибиряках, которые совершали подвиги в годы войны. Это Ольга Жилина, санинструктор, которая не жалея собственной жизни спасала жизни своих однополчан, вынося их раненых с поля боя, была награждена 4 боевыми орденами за отвагу и мужество.

Михаил Селезнёв, повторивший подвиг Александра Матросова 30 июня 1944 года у деревни Сичково, что находится в 12 километрах от Бобруйска. Трижды герой Советского Союза лётчик Александр Иванович Покрышкин и многие другие.

Слушаем песни о войне, смотрим диафильмы, мультипликационные фильмы и отрывки из документальных фильмов. Размышляем с ребятами над вопросами «С чего начинается для человека Родина?», «Кто мы, откуда?», «Где наши корни?», «Кто такой гражданин своей страны?», «Что необходимо делать, чтобы не было войны?»

Провожу беседы о празднике Победы, о родственниках, погибших в годы войны: рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов. Организуем выставки рисунков «Праздничный салют». Рассматриваем и обсуждаем картины о войне.

Одна из главных задач патриотического воспитания, которую решают педагоги и родители, показать ребятам-дошкольникам величие и самоотверженность людей, завоевавших Победу, передать эстафету памяти, потому что «Человек жив до тех пор, пока его помнят».

Количество просмотров: 699  

Добавить комментарий

1. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы