ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ НОВОСИБИРСКОГО МЕТРО
40 лет назад подписан акт о приёмке
Планирование строительства метрополитена началось еще в 1954 г. при разработке генерального плана города и учета роста численности населения к 1980 г. С ростом населения возрастал и пассажиропоток, в связи с чем в схеме застройки города были зарезервированы территории для метрополитена.
Активное развитие города как крупного промышленного, научного и культурного центра привело к значительному росту населения. 9 июля 1962 г. родился миллионный житель. Плотные транспортные потоки на центральных магистралях не позволяли решить проблему массовых пассажирских перевозок с помощью городского наземного транспорта.
В 1968 г. Совет Министров РСФСР утвердил Генеральный план города, предусматривающий строительство в Новосибирске метрополитена. Председатель Совета Министров РСФСР Г. И. Воронов поддержал аргументы руководителей города и области о необходимости начала строительства метрополитена в Новосибирске. В письме в вышестоящий Совет Министров СССР Г. И. Воронов просил разрешить Новосибирскому горисполкому приступить к разработке технико-экономического обоснования строительства. 29 декабря 1972 г. совместным приказом Минжилкомхоза и Минавтотранса РСФСР была утверждена комплексная схема развития всех видов транспорта г. Новосибирска и Генсхема метрополитена, входящая в технико-экономическое обоснование. Ровно через год после утверждения комплексной схемы 29 декабря 1973 г. вышло постановление Совета Министров РСФСР о разработке технико-экономического обоснования строительства первой очереди метрополитена в г. Новосибирске.
Рисунок 1. Обращение секретаря Новосибирского Обкома КПССФ. Горячева и председателя Новосибирского облисполкома А. Зверева к заместителю Совета Министров СССР Н. К. Байбакову о разрешении разработки технико-экономического обоснования строительства метрополитена в г. Новосибирске, 25 марта 1968. Ф. 327. Оп. 1. Д. 1060. Л.Л. 26–27
В марте 1975 г. Совет Министров СССР включил Новосибирск в перечень городов, которым разрешено проектирование и строительство метрополитена. В конце 1977 г. Метрогипротранс закончил разработку технического проекта.
На заседании Новосибирского горисполкома 14 апреля 1976 г. были утверждены названия станций первой очереди метрополитена по 3-м проектируемым вариантам прохождения трассы [Ф. 33. Оп. 1, Д. 3189. Л. 299, 300].
Рисунок 2. Решение Новосибирского горисполкома от 14.04.1976 г. № 170 об утверждении названий станций первой очереди метрополитена в Новосибирске. Ф. 33. Оп. 1. Д. 3189. Л.Л. 299–300
Строительство I очереди метрополитена в г. Новосибирске было утверждено распоряжением Совета Министров СССР от 28.11.1978 г. № 2545р. По проекту предусматривалось построить в первую очередь двухпутную, протяженностью 11,3 км, Ленинскую линию с 9 станциями («Площадь Калинина» – «Гагаринская» – «Красный проспект» – «Площадь им. Ленина» – «Октябрьская» – «Речной вокзал» – «Спортивная» – «Студенческая» – «Площадь Маркса») и однопутный перегон длиной 1,8 км Кировской линии с двумя станциями: «Сибирская» и «Вокзальная». К первой очереди были отнесены также метромост через р. Обь, инженерный корпус, база стройиндустрии и вагонное депо. [Ф. 722. Оп. 1. Д. 53. Л. 1].
Этот участок Ленинской линии должен был быть построен по направлению основных пассажирских потоков из центральной части города, где сосредоточены крупные учреждения, научно-исследовательские, проектно-изыскательные, зрелищные, торговые и лечебные предприятия, в левобережную часть города с пересечением р. Обь. Трасса пускового комплекса проложена по направлению основных магистралей города – Красному проспекту, Октябрьской магистрали, улицы Восход и проспекту Маркса. Линия связала бы три района города, а также левобережную с правобережной частью города [Ф. 722. Оп. 1. Д. 61. Л. 7, 9].
Рисунок 3. Решение Новосибирского горисполкома от 11.01.1978 г. № 1 о согласовании технического проекта первой очереди метрополитена в г. Новосибирске. Ф. 33. Оп. 1. Д. 3392. Л.Л. 14–16
Основным разработчиком технического проекта выступил институт «Бакметропроект», по отдельным частям проекта участвовали институты: «Метрогипротранс», «Гипротрансмост», «Ленгипротрансмост», а также Новосибирские организации: трест «ЗапсибтТИСИЗ», институты «Новосибгражданпроект», «Новосибирский Промстройпроект», «Гипросвязь-4», «Сибгипротранс», «ГипроНИИ», «СибЗНИИЭП» [Ф. 33. Оп. 1. Д. 3392. Л. 15].
Для осуществления строительства метро приказом министра транспортного строительства СССР от 20 ноября 1979 г. №123-ОР в Новосибирске организован тоннельный отряд № 29 Главтоннельметростроя [Ф. 33. Оп. 1. Д. 3553. Л. 226].
Трасса I очереди строящегося метрополитена была запроектирована мелкого заложения на глубине от 11м до 212 м по главным магистралям города: Красному проспекту, Октябрьской магистрали, ул. Челюскинцев, пр. К. Маркса и др. [Ф. 722. Оп. 1. Д. 32. Л. 33].
Одним из самых сложных технических вопросов был проход метро через пойму и русло реки. Рассматривались разные пути решения: пересечение Оби под руслом в гранитах с проходкой тоннелей горным способом; по метромосту, сооруженному выше Октябрьского коммунального моста, и по дну с отсыпкой последовательно островов с изменением русла Оби. Решено было соединить станции «Речной вокзал» и «Студенчекую» метромостом, длиной 2,1 км, проходящим над рекою Обь. Проект метромоста выполнялся специалистами Ленгипротрансмоста [Ф. 722. Оп. 1. Д. 24. Л. 29]. Согласно проекту, металлическое пролетное строение метромоста коробчатого сечения неразрезное, перекрываемое русловую часть реки. Опоры из монолитного железобетона. Правая и левобережные эстакады выполнены из сборных железобетонных пролетных строений. Проезд поездов метрополитена осуществляется внутри коробки стального пролетного строения по эстакадам внутри металлических галерей, несущие конструкции которых выполнены из стальных рам, ограждающие конструкции из металлического профилированного настила с остеклением [Ф. 722. Оп. 1. Д. 61. Л. 13].
Рисунок 4. Строительство метромоста, [1983–1985 гг.]. Фото: Г.В. Жаннин-Перро
Над оформлением будущих станций работали именитые архитекторы. Кроме того, для достижения выразительности архитектурно-художественного образа станций метрополитена, Новосибирским горисполкомом был объявлен открытый конкурс на проектные предложения по архитектурно-художественному решению станций I-ой очереди метрополитена. Сроки конкурса устанавливались с 1 марта по 31 мая 1980 гг. Перед участниками конкурса ставится задача найти образное архитектурно-художественное решение станций на основе заданных конструкций, с учетом эффективного использования отделочных материалов и широких возможностей синтеза искусств. Уровень предлагаемых решений должен был отвечать современным требованиям и быть способным сделать станции Новосибирского метрополитена достопримечательностью г. Новосибирска и Сибири. Тематическое содержание должно было определяться исходя из существующих уже названий. Так, в оформлении станции «Сибирской» должно было отражаться красота и богатство нашего края, история его освоения, его будущее в условиях возрастающей роли Сибири в народном хозяйстве страны [Ф. 33. Оп. 1. Д. 3485.
Рисунок 5. Фрагмент приложения «программа и условия конкурса на проектные предложения по архитектурно-художественному решению подземных станций I-й очереди строительства метрополитена в г. Новосибирске. Ф. 33. Оп. 1. Д. 3485. Л.Л. 273–276
Строительство велось высокими темпами, к 1 января 1983 г. на стройке заканчивалось сооружение строительной части ст. «Октябрьской» и велись подготовительные работы к отделке станции. Из 12220 п.м. перегонных тоннелей в однопутном исчислении пройдено 5170 п.м. Был закончен перегон «Октябрьская» – «Площадь им. Ленина». В стадии завершения перегон «Площадь им. Ленина» – «Красный проспект». Велись работы на перегонах «Октябрьская» – «Речной вокзал», «Спортивная» – «Студенческая» и на ветке к электродепо метрополитена. На мосту метро было закончено сооружение всех опор моста через р. Обь и левобережной эстакады. Велась подготовка к монтажу металлоконструкций пролетного строения моста и пролетных строений эстакадной части. Продолжалось сооружение станций «Студенческая», «Площадь им. Ленина», «Вокзальная», «Красный проспект». Были начаты работы по ст. «Речной вокзал». На второй квартал 1983 г. были запланированы отделочные работы платформенного участка м. «Студенческая», и в этом же году планировалось закончить основную строительную часть ст. «Площадь им. Ленина» [Ф. 722. Оп. 1. Д. 33. Л. 1].
Рисунок 6. Огороженная строительная площадка на площади Ленина, [1981–1985 гг.]. Фото: К. Г. Ощепкова
К 1983 г. было сформировано управление строительством – «Новосибирскметрострой» – в составе двух тоннельных отрядов, управления механизации и управления производственно-технологической комплектации [Ф. 722. Оп. 1. Д. 3. Л. 2].
Первый электропоезд еще несдавшегося метрополитена прошел 6 декабря 1985 г. между станциями «Октябрьская» – «Площадь Ленина» – «Красный проспект». Его пассажирами стали делегаты городской партийной конференции. А дальше началась обкатка электропоездов в рабочем режиме.
28 декабря 1985 г. государственная приемочная комиссия, назначенная Министерством путей сообщения указаниями от 17 июля 1985 г. № В-22322 и от 6 декабря 1985 г. № Т-37240, подписала «Акт Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди метрополитена (участок Ленинской линии) от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая» с электродепо и инженерным комплексом». За период строительства с мая 1979 г. по декабрь 1985 г. на линии пускового комплекса было построено пять станций мелкого заложения, общей протяженностью 8,5 км. Плановое и высотное положение трассы определялось условиями городской застройки, инженерно-геологическими и рельефными условиями, а также существующими и перспективными городскими подземными сооружениями [Ф. 722. Оп. 1. Д. 61. Л. 7, 9].
В вестибюлях сдавшихся станций разместились служебные помещения для персонала, обслуживающего их: кабинет начальника станции, комната охраны, комната кассира и подсчета монет, комната уборщиц, кубовая, комната приема пищи, медпункт, мастерские и кладовые различного назначения, а также помещения при машинных залах эскалаторов. В вестибюлях станций в уровне платформы размещались: комната дежурного по станции, дикторская, гардеробы, санузлы, душевые, кладовые и другие помещения для эксплуатационных подразделений служб метрополитена [Ф. 722. Оп. 1. Д. 61. Л. 12].
Архитектурная отделка станций выполнялась с применением плит мрамора и гранита различных месторождений: Грузии, Карелии, Николаевской, Ленинградской, Челябинской областей, Узбекистана, Урала, Алтая, Красноярского края, Саян и Дальнего Востока. При отделке подшивных потолков вестибюлей применялись также алюминиевые профили [Ф. 722. Оп. 1. Д. 61. Л. 12].
Архитектурно-художественное оформление станций посвящено:
– «Красный проспект» – ее цветовое решение подчеркивает образ главной улицы города – Красного проспекта, символизирует связь революционного прошлого с настоящим города;
– Площадь Ленина» – красный гранит пола, черный цвет стен, белый свод придают строгость, торжественность интерьеру и отражают образ площади Ленина – главной площади города;
– «Октябрьская» – цветовое решение стен и пола, колонн, выполнены в виде стилизованного факела, отражают тему революции, тему Великого Октября;
– «Речной вокзал» – оформление станции отражает тему Великой Сибирской реки, красоту и неповторимость ее городов;
– «Студенческая» – символизирует чистоту советской молодежи, стремление к знаниям, уверенность в будущем нашей страны [722. Оп. 1. Д. 61. Л. 13, 14].
Максимальная нагрузка на перегоне между станциями «Площадь Ленина» – «Октябрьская» в час пик была рассчитана в 29,8 тыс. чел. в одном направлении. Для перевозки пассажиров предусматривалась организация движения в первый период 30 пар четырехвагонных поездов в час пик. Время сообщения от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая» составило 9 минут [Ф. 722. Оп. 1. Д. 61. Л. 14].
7 января 1986 года метрополитен официально открыл свои двери для пассажиров.
На очереди было строительство второго пускового комплекса первой очереди от ст. «Вокзальной» до ст. «Сибирской». Строительно-монтажные работы продолжались с января 1986 г. по декабрь 1987 г.
Пусковой комплекс метрополитена состоял из однопутного участка Дзержинской линии длиной 1,79 км. Участок примыкал к действующему первому пусковому комплексу Ленинской линии у станции «Красный проспект» при помощи однопутной служебной ветки, которая присоединялась к правому главному пути [Ф. 722. Оп. 1. Д. 78. Л. 6]. По главному правому пути перегона между станциями «Сибирская» и «Площадь Гарина-Михайловского» предусматривалось челночное движение пятивагонного поезда. Среднее время сообщения между станциями – 1,9 мин. Полное время оборота – 6 минут.
Архитектурными особенностями станции «Площадь Гарина Михайловского» являлся потолок с куполами, в которых размещены индивидуальные светильники. Путевые стены облицованы бледно-розовым Газганским мрамором. Круглые колонны облицованы светлым мрамором месторождения «Коелга». Пол платформы выполнен из шлифованного серого гранита. Путевые стены украшаются художественными панно [Ф. 722. Оп. 1. Д. 78. Л. 9].
20 января 1988 г. Министерством путей сообщения был подписан Акт государственной приемочной комиссии от 31 декабря 1987 г. «О приемке в постоянную эксплуатацию законченного строительством второго пускового комплекса первой очереди метрополитена в г. Новосибирске (участок Дзержинской линии) от ст. «Вокзальная» (площадь Гарина Михайловского) до ст. «Сибирская» [Ф. 722. Оп. 1. Д. 78. Л. 1].
В последующие несколько лет сооружались третий и четвертый пусковой комплекс первой очереди: «Студенческая» – «Площадь Маркса», «Гагаринская» – «Заельцовская». Все три станции планировалось сдать в 1990 г., но проблемы финансового характера сильно тормозили работы.
26 июля 1991 г. в эксплуатацию была ведена станция «Площадь Маркса», включающая в себя саму станцию, оборотный съезд и тупик. Станция запроектирована одностворчатой из монолитного железобетона с островной платформой длиной 102 м и шириной 10 м, ее длина составила 0,95 км. В архитектурном оформлении применялся гранит.
Еще две станции – «Гагаринская» и «Заельцовская» – стали доступны горожанам 2 апреля 1992 г. Завершение строительства первой очереди позволило метрополитену стать важнейшим звеном городской транспортной системы. Объем перевозок все эти годы динамично рос. В первый год работы метрополитеном воспользовалось 42 млн. пассажиров, а в 1993-м – уже 117,5 млн., что составило более 15 % всего объема внутригородских перевозок.
Проект второй очереди метрополитена на участке ст. Сибирская – ст. Фрунзенская – ст. Березовая роща – ст. Гусинобродская и второго пути на участке ст. Гарина-Михайловского – ст. Сибирская разработан проектным институтом «Новосибметропроект» на основании распоряжения Совета Министров СССР от 04.07.86 № 1379-р «О проектировании линий и участков метрополитена в гг. Киеве, Новосибирске и Омске», протяженностью 4, 82 км [Ф. 33. Оп. 1. Д. 4448. Л. 54].
Реализация заложенных в проекте решений позволила бы значительно улучшить пассажироперевозки в г. Новосибирске, соединив центральную часть города с отдаленными многочисленными жилыми массивами: «Гусинобродским», «Волочаевским» и интенсивно застраивающимся «Восточным» жилым массивом, улучшить работу наземного пассажирского транспорта, сократить выбросы в атмосферу отработанных газов транспорта [Ф. 33. Оп. 1. Д. 4448. Л. 55].
Согласно проекту, осуществить строительство второй очереди метрополитена планировалось за 1989–1995 гг. Подготовительные работы и строительство началось в срок. К столетию города в 1993 г. предполагалось закончить строительство первого пускового комплекса протяженностью 2,25 км от станции «Сибирская» до станции «Березовая роща», но на их сдачу повлияли события в стране, повлекшие сильный недостаток в финансировании.
Следующая станция – «Маршала Покрышкина» – была сдана в эксплуатацию лишь 28 декабря 2000 г. Вместе с ней в эксплуатацию был запущен правый перегонный 1,58 километровый тоннель до станции «Площадь Гарина-Михайловского». Движение поездов по Дзержинской линии было организовано челночным способом.
Финансовые трудности продолжали тормозить сдачу запланированных станций. Первоначальная дата открытия станции «Березовая роща» отодвинулась с 2004 г. на 25 июня 2005 г. В конце 2006 года новосибирские метростроители закончили проходку левого тоннеля между станциями «Березовая роща» и «Маршала Покрышкина».
К возведению третий станции Дзержинской ветки – «Золотая Нива» –вернулись в 2007 г. 7 октября 2010 года на торжественном митинге по случаю открытия очередной станции метро губернатор Новосибирской области Василий Юрченко перерезал символическую красную ленточку. Однако 26 октября 2010 г. по решению суда она была снова закрыта на достройку и повторно открыта 9 февраля 2011 года.
На сегодня Новосибирское метро занимает значимое место в системе городского общественного транспорта. Длина двух действующих линий составляет 15,9 км, по которым курсируют 26 составов (104 вагона).
Источники:
МКУ «Горархив». Ф. 33. Оп. 1. Д. 3189.
МКУ «Горархив». Ф. 722. Оп. 1. Д. 53.
МКУ «Горархив». Ф. 33. Оп. 1. Д. 3392.
МКУ «Горархив». Ф. 33. Оп. 1. Д. 3553.
МКУ «Горархив». Ф. 722. Оп. 1. Д. 32.
МКУ «Горархив». Ф. 33. Оп. 1. Д. 2604.
МКУ «Горархив». Ф. 722. Оп. 1. Д. 24.
МКУ «Горархив». Ф. 722. Оп. 1. Д. 61.
МКУ «Горархив». Ф. 33. Оп. 1. Д. 3485.
МКУ «Горархив». Ф. 722. Оп. 1. Д. 53.
МКУ «Горархив». Ф. 722. Оп. 1. Д. 78
МКУ «Горархив». Ф. 722. Оп. 1. Д. 107.
МКУ «Горархив». Ф. 722. Оп. 1. Д. 114.
МКУ «Горархив». Ф. 722. Оп. 1. Д. 99.
МКУ «Горархив». Ф. 774. Оп. 1. Д. 774.
МКУ «Горархив». Ф. 774. Оп. 1. Д. 1274.
МКУ «Горархив». Ф. 774. Оп. 1. Д. 1482.
МКУ «Горархив». Ф. 774. Оп. 1. Д.1706.
МКУ «Горархив». Ф. 774. Оп. 1. Д. 1989.
МКУ «Горархив». Ф. 774. Оп. 1. Д. 2341.
МКУ «Горархив». Ф. 774. Оп. 1. Д. 2630.
Литература:
- История Новосибирского метрополитена // Мир метро: сайт. – URL: https://www.mirmetro.net/novosibirsk/history (дата обращения 17.07.2024).
- Муравьёв П. А. В Новосибирск пришло метро. – Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1986. – 208 с.
- Новосибирское метро. История строительства. – Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 2009. – 420 с.
| Количество просмотров: 46 |














Добавить комментарий