«Мы никому не уступали». Профессиональный путь учителя и директора школы

 
 

Кунгурцева Алина Евгеньевна,

студентка бакалавриата Института истории,

гуманитарного и социального образования НГПУ

 

«Мы никому не уступали». Профессиональный путь учителя и директора школы

С самого рождения я живу в Черепановском районе, в рабочем посёлке Посевная. Во время учебы в школе нам много рассказывали об учителях и директорах, которые оставили след в истории нашей школы. В 9-м классе у меня появились проблемы с химией, так я и познакомилась с Ниной Станиславовной Карбышевой – тогда уже репетитором.

Нина Станиславовна Карбышева

От знакомых и родственников я часто слышала, что Нина Станиславовна была слишком требовательна и строга к выполнению заданий – как учитель химии, к внешнему виду – как директор школы. Познакомившись с ней лично, я поняла: требуя от своих учеников правильно выполненных домашних заданий, она очень много давала знаний. Имея большой опыт работы, Нина Станиславовна умеет преподносить материал так, чтобы он был понятен. И даже если вдруг возникают вопросы, она всегда готова на них ответить или находит способ донести материал иначе; главное, чтобы он был понятен.

Мне стало интересно, как вообще складывался жизненный путь Нины Станиславовны, поэтому я взяла у нее интервью. Задала ей несколько вопросов, и вот что мне удалось узнать.

– Где Вы родились и кем хотели стать в детстве?

«Родилась я 5 июля 1945 года в Чикском совхозе Коченёвского района Новосибирской области. Это где-то в 50 километрах от города Новосибирска. Закончила Чикскую среднюю общеобразовательную школу с серебряной медалью в 1963 году.

Было желание поступить в мединститут, но у меня не было призвания. Мне хотелось работать, но я очень боялась крови и всего остального. Поскольку в окружении были только одни учителя (рядом жили директор школы с учительницей), смотрела на них, как они работают, и решила поступить в пединститут.

Поэтому в 1963 году я поступаю на естественно-географический факультет Новосибирского государственного пединститута (НГПИ на тот момент) и с 1 сентября 1963 года я была зачислена, то есть начала готовиться стать учителем географии и биологии.

1-го сентября к нам приходят на собрание в группу и предлагают: кто желает, может перейти на отделение химии и биологии. Открывалась новая специальность “Учитель химии”. Я ушла. Нас в группе было 27 человек, это из всего потока, который поступил на первый курс. Так я стала учителем химии и биологии. Мы шли как «подопытные кролики»: кафедры еще не были созданы, всё это было новым. Ну, и, наконец, в 1968 году я закончила институт.

По распределению попала в среднюю Посевнинскую школу (ныне МКОУ “Посевнинская СОШ”)».

– Как у Вас проходило студенческое время?

«В студенческое время постоянно ходили в оперный театр, раз в месяц – обязательно в музкомедию, в кинотеатры. В институте занималась научной работой. Входила в студенческое научное общество. Были смотры художественной самодеятельности между различными факультетами пединститута, пела в хоре, участвовала в лыжных соревнованиях. Жизнь была кипучая, энергичная, постоянно занималась какими-то делами и не вылазила из библиотеки. Постоянно все работы, которые рекомендовали по политэкономии, по научному коммунизму, по истории, я обязательно конспектировала, а потом все одногруппники списывали мои конспекты. Так что добросовестно занималась».

– Как Вы оказались в нашем посёлке?

«Мне нравилась химия со школы, поэтому я сразу же подняла руку, записалась и ушла на учителя химии и биологии. Я окончила институт с красным дипломом, по распределению шла самая первая. Изначально мне предлагали ехать в Болотнинское педучилище преподавателем биологии, но в таком случае мне бы пришлось работать на пришкольном участке, а я этого не хотела. Поэтому уехала в Посевнинскую среднюю школу, где требовался учитель химии».

– Когда Вы пришли работать в нашу школу, как проходили первые уроки?

«Когда приехала в 68-м году, химию вела учитель биологии, которая как специалист химию не знала. Учительница была пожилая, поэтому я начинала с нуля. Дети не знали химических знаков, ну, в общем, запас знаний был бедным, скудным. И мне приходилось и на уроках объяснять материал, и после уроков сидеть с ними учить, добиваться каких-то результатов. Вела химический кружок, где мы занимались выращиванием кристаллов. Пыталась как-то заинтересовать ребятишек. Мои ученики занимали первые места в районных, областных олимпиадах по химии. Сидела с ребятишками, много возились, учились, занимались, также проводила и внеклассные мероприятия по химии.

В своей работе была связана с кафедрой химии пединститута. К нам приезжал Семён Васильевич Дьякович, и я ездила в пединститут, мы с ним работали в контакте. Он был человеком, заложившим фундамент своей научной школы, сформировавшим подход к обучению будущих преподавателей естественнонаучных дисциплин на уровне классических и технических вузов. Мои материалы печатались в журнале “Химия в школе”. В своей книге Семён Васильевич помещал мои разработки вечеров. Студенты приезжали из пединститута на практику, и я ею руководила».

– Как Вы стали директором школы и сколько Вы проработали до этого?

«Приехала я работать в 1968 году. Так как была молодая и энергичная, во всех делах принимала участие. На меня обратил внимание руководитель, секретарь партийной организации. Сразу меня приняли в партию. Тогда очень трудно было вступить в ряды Коммунистической партии Советского Союза. Там выделялось одно место на интеллигенцию, одно место на работника сельского хозяйства, одно место на рабочего, допустим, завода.

Когда я приехала, меня принимал Попов Александр Сергеевич – директор Посевнинской школы 1967–1979 годов. Потом Александра Сергеевича выбирают главой администрации посёлка, на его место становится молодой директор Виктор Андреевич Захваткин, который приехал после окончания исторического факультета нашего пединститута. Так как в школе не было завуча по воспитательной работе, он предложил это место мне.

Год я проработала завучем по воспитательной работе непосредственно с ним. В 1982 году он уезжает на юг, и меня назначают временно исполняющей обязанности директора. Я долго не соглашалась на эту должность, но в итоге с 1982 по 1989 год работала директором Посевнинской школы.

Я недавно сидела и вспоминала… Когда еще работала учителем, была на курсах директоров школ Сибири и Дальнего Востока, которые лично проводила, то есть давала открытые уроки. И как только весна-осень, приезжают директора, обязательно Нин Станиславну воткнут, чтобы я проводила открытые уроки. И все учителя были друг с другом, родные, близкие. И педсоветы, и профсоюзные собрания, и политзанятия, и партийные собрания… В неделю обязательно раз-два мы собирались вечерами на все эти заседания.

Когда я приехала в 68-м году, в школе было 1200 учеников. Когда я стала директором школы, у нас было 840–850 учеников – деторождаемость немножко понизилась. Но сейчас у нас стабильно где-то 470–480 учеников».

– Что Вы сделали за время работы директором школы?

«Что я сделала? Я ничего не построила. Когда я приехала в школу, у нас была школа двухэтажная (“белая школа”), построенная в 54-м году. На данный момент эта постройка находится в аварийном состоянии, и дети в ней не обучаются. И было здание начальной школы, которое было построено в 30-м году. Вот под руководством Виктора Андреевича Захваткина в 75-м году к двухэтажному зданию, построенному в 54-м, было пристроено новое здание (на данный момент здание средней и старшей школы), и объединили эти две постройки со зданием начальной школы. Так в школе, наконец, появились санузлы.

Когда я работала, мы только ремонтировали крышу спортзала. Но зато наша школа гремела по художественной самодеятельности среди учеников и учителей средних школ. И когда наша школа приезжала, и, допустим, ставила полностью программу, а тогда ставили, чтобы хор был примерно не менее 60 ребятишек, учеников, там должны быть и стихи, и танцы, и так далее... Программа разнообразная. Вот Надежда Александровна Пахомова (учитель русского языка и литературы) работала организатором, а я директором. И когда мы приезжали в Черепаново (административный центр района), ко мне всегда подходил Геннадий Андреевич Кротов, директор третьей школы города Черепаново, которая всегда блистала, и говорил: “Ну, ты опять приехала, опять будет первое место у тебя”.

Мы занимали первое место среди средних школ Черепановского района. Ездили, выступали со своей программы в Бердске, среди школ области. И мы даже там побеждали, то есть никому не уступали.

Встреча моего класса с Ниной Станиславовной. Классный руководитель – Н. А. Пахомова

По спорту мы тоже шли первыми. В это время у нас уже работал Шпедт Владимир Викторович (тренер ДЮСШ Черепановского района), поэтому по лёгкой атлетике наша школа блистала, он воспитал кандидата в мастера спорта. Футбол, баскетбол – все первые места в районе были наши. Мы отличались также и в учёбе: занимали призовые места в олимпиадах. Тем более, в то время как раз были развиты клубы выходного дня. То есть по воскресеньям были дети заняты.

Чем они были заняты? Мероприятия. Мы такую сказку готовили с декорациями – в Доме культуры во время выступлений зрителей был полный зал. Это всё готовилось в клубе выходного дня. Часть учеников была из начальной школы, часть из старших классов. Я писала работу “Работа клуба выходного дня”, когда была на переподготовке директоров. И в конце обучения в пединституте, уже новом, где вы занимаетесь, руководитель наш проверял все работы. У которых послабее были, они защищались. Мою работу сразу взяли себе, и, к сожалению, мне её не вернули, об этом я очень сожалею.

Потом чаепитие в актовом зале, то есть в нашей столовой, проводилось. Турслёты. Турслёты среди учителей. Школа в советское время кипела, работала. Дети с удовольствием принимали участие. Сбор макулатуры – первое место, сбор почек берёзовых – первые места в районе. Школа гремела вот в этом отношении».

– В каком году Вы закончили работать в школе? И почему продолжили как репетитор?

Я ушла в возрасте 71 года на пенсию, проработала чётко в одной школе 48 лет. И когда оформлялась на пенсию, у меня в пенсионном фонде женщина спрашивает: “А где у Вас запись-то о работе, что Вы где-то работали?” Ну я говорю: “Вот запись”. Ну, а там благодарности, и все в старых книжках. Она говорит: “Так Вы что, всё на одном месте?” Я говорю: “Да, на одном месте: как приехала в 68-м году, и в 2016-м вышла на пенсию”.

Я просто уже была выработана сама. Внутренне я устала работать и уволилась. Могла, конечно, еще работать, потому что Шпедт Ирина Викторовна заняла должность директора школы, сохраняет должность и по сей день. Там могли быть и поблажки, и так далее (Нина Станиславовна – мама Ирины Викторовны. – А. К.), но я ушла, не стала работать, просто-напросто устала. Ушла со спокойной душой как классный руководитель девяти выпусков. Самый первый выпуск десятиклассников был в 1972 году, то есть моим выпускникам уже в пределах 70 лет.

Владимир Викторович Шпедт, Ирина Викторовна Шпедт, Нина Станиславовна Карбышева

Почему я стала заниматься репетиторством?! Большой поток детей… Стали проситься, потому что пришла преподавательница, у которой ещё опыта не было. Но я уже отхожу, уже не занимаюсь, считай. Вот в этом году ко мне опять попросились две ученицы 9-го и 11-го классов, я взяла. Но не хочу заниматься, уже возраст не позволяет».

«Ваша работа будет занимать большую часть вашей жизни, и единственный способ быть по-настоящему удовлетворенным – это делать то, что вы считаете великой работой. А единственный способ делать великую работу – это любить то, что вы делаете» (Стив Джобс). Нина Станиславовна Карбышева прошла достаточно долгий и интересный путь. Стала той, кем мечтала. Ею гордится наша школа, её ценят и уважают ученики и коллеги. То, что делала Нина Станиславовна, приносило ей удовольствие, поэтому она покидала свое рабочее место со спокойной душой!

Количество просмотров: 207  

Добавить комментарий

1. Судостроение в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Достижениями свои картины дед не считал». Жизнь и творчество искитимского художника, моего прадеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Мы этой памяти верны. История Неудачинской школы в воспоминаниях и фактах ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Абрам Яковлевич Штеффен в жизни деревни Неудачино и в истории Неудачинской школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Мы никому не уступали». Профессиональный путь учителя и директора школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Сибирь – край кандальный ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Нина Борисовна Сурдина: дело всей её жизни ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Владимир Токарев: жизнь с песней и стихами ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Проспект Карла Маркса и жилой дом на улице Советской как места памяти сообществ бывших одноклассников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. «Я была шестой». Надежда Григорьевна Пономарёва вспоминает о своём детстве ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. «Первая сибирская фильма»: к столетию выхода на экран немого художественного фильма «Красный газ» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Зарождение и развитие энергетической системы левобережной части города Новосибирска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Новониколаевская центральная электростанция имени М. И. Калинина: история строительства по архивным документам ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Дом на Красном. Часть 2. Собенниковская ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. «Всего пришлось повидать…». Семейная история спецпереселенца из Молдавии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Условия и формы жизни горожан Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века в досоветской историографии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Строительство соцгородов. 33 квартал ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Дом на Красном. Часть 1. Суриковская ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Всё для Победы: трудовой подвиг жителей Краснозерского района во время Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Фундамент для мегаполиса: о ликвидации оврагов в долине р. Каменки в г. Новосибирске в 1960-80-ые гг. ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы