Судостроение в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны
Мы уже рассматривали на этих страницах историю микрорайона Затон (https://bsk.nios.ru/content/rayon-rechnoy-slavy-kak-v-novosibirske-formirovalsya-i-zhil-zaton). В 1931 году здесь начал работать судоремонтный завод Народного комиссариата речного флота. Одними из первых в стране работники нашего судоремонтного завода освоили сварку стальных судов и спустили на воду несколько наливных однотрюмных бензовозов (лихтеров) грузоподъемностью 500 тонн. Это ещё в 1932 году. Народный комиссариат водного транспорта поручает сибирякам новое задание – пробное изготовление мелкосидящего буксирного катера. И в 1936 году с новосибирских стапелей вышли первые газоходы. И сразу встали в строй.
С началом Великой Отечественной войны завод переключают на выполнение заказов завода № 153 (им. Чкалова). Но в сентябре 1941-го было принято решение переключить ряд предприятий НКРФ на строительство кораблей для ВМФ. Информацию о бронекатерах, которые начал выпускать наш завод, уже несколько лет разыскивает Михаил Алексеевич Захарченко, который любезно решил поделиться ей с нами.
Научный сотрудник Музея Новосибирска
Константин Голодяев
С началом Великой Отечественной войны большая часть промышленных предприятий была эвакуирована из западных регионов страны на восток. В том числе судостроительных.
С июня по октябрь 1941-го с Украины было вывезено в общей сложности 283 крупных промышленных предприятия и 136 небольших заводов, еще около 100 предприятий было эвакуировано с территории Белоруссии. Вместе с промышленными объектами было эвакуировано до 30-40 % рабочих, инженеров и техников.
Из отчета Киевского обкома КП(б)У о перестройке работы промышленных предприятий на военный лад июнь-сентябрь 1941 г.: «Партийная организация Киевской области под руководством ЦК КП (б) У и лично товарища Н. С. Хрущева развернула кипучую деятельность по перестройке работы партийных, комсомольских, советских, хозяйственных и других организаций и промышленности области на военный лад, на обеспечение нужд фронта, подчинив всю свою работу интересам фронта и задачам быстрейшего разгрома врага. Коллектив рабочих судоремонтного завода приступил к срочному переоборудованию буксирных судов на канонерские лодки и вместе с этим развернул скоростное строительство бронекатеров». Партийный архив Киевского обкома КП Украины, ф. 5, оп. 2/6, д. 176, лл. 20-23.
Судостроительные заводы были направлены на уже действующие места дислокации судостроения и судоремонта в Куйбышев, Зеленодольск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Архангельск. На них строились бронекатера проекта 1124, 1125. Военно- морским флотом было заказано 66 новых бронекатеров на заводах НКСП и 44 бронекатера на предприятиях Наркомата речного флота.
Постановление ГКО СССР № 473сс «О программе строительства малых боевых кораблей для Военно-морского флота» 13 августа 1941 г. (Совершенно секретно) «Государственный комитет обороны постановляет: Утвердить программу строительства для ВМФ охотников за подлодками, торпедных катеров и бронекатеров согласно приложению 1, в том числе: больших и малых бронекатеров на Новосибирском заводе НКРФ, Красноярском заводе НКРФ, Омском заводе им. Сталина НКРФ, Красноармейском заводе НКРФ и Куйбышевском заводе НКРФ. Помета: «За. И. Сталин». РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1322. Л. 143.
Новосибирский судоремонтный завод Наркомата речного флота выпускал водометные катера-газоходы, а также собирал речные трамваи из агрегатов и секций Красноармейского судостроительного завода «Сталина», военную продукцию 100-миллиметровый миномет, мины и для них деревянную тару.
В ноябре в город прибывает эшелон эвакуированных 90 рабочих Днепро-Двинского пароходства во главе с Бабенко Аким Зиновьевич (1889-1943) со своей семьей. Гаврилов Борис Петрович инженера с Гомельского судоремонтного завода. Учащиеся из Чернобыля. Станки и материалы, заготовки для постройки бронекатеров.
По решению ГКО от 13 августа 1941 года здесь в 1942 году планировалось сдать 8 единиц БКА проекта 1124 заложено на стапели 5 корпусов (из архива ГАНО).
Завод имеет следующие основные цеха:
– Механо-сборочный: здание цеха кирпичное, площадь – 1840 квм.
– Кузнечный цех: здание цеха кирпичное – новое, площадь – 640 квм, паровой молот – на 200 кгр, воздушный молот – на 125 кгр, горн двойных – 14 шт.
– Литейный цех в кузнечном цеху площадь – 150 квм.
– Деревообрабатывающий цех: здание каменное новое, площадь – 310квм, сарай деревянный площадь – 364 квм.
– Котельно-сварочный цех: здание деревянное старое, имеет оборудование. Трансформаторы сварочные – 9, сварочные однопостовые постоянного тока – 6, сварочные однопостовые постоянного тока передвижные – 3.
– Лесозавод: площадь – 450 квм.
– Жилой сектор: площадь жилых домов завода кроме частного поселка составляет – 8218 квм.
В весенней период при высоком горизонте воды отдельные цеха затопляет и их работа на 2-3 недели приостанавливается.
Но для одновременной постройки всех этих катеров не хватало рабочей силы – более 2000 человек были призваны и ушли на фронт. Поэтому завод сконцентрировал все усилия на строительстве головного катера. Вскоре прибыли рабочие киевского завода, темпы постройки возросли.
Из Докладной записки М.В. Кулагину (С. Секретно):
Новосибирский судоремонтный завод имеет следующие военные заказы.
Б) Постройка бронекатеров по постановлению Комитета Обороны при СНК СССР
По плану должно быть построено за 1941-1942гг. 8 единиц, на 10/11-1941г. Завод приступил к разработке плаза. Специально строящий для этого производства цех имеет готовность 65-70%. Стапеля для закладки катеров подготовлены. Чертежи получены и проходит проверка их, не ясные моменты в чертежах уточняются с ЦКБ-50 НКСП. Мелкие поделки из имеющего в наличии материала завод начал делать, но закладки корпуса не может произвести т.к. нет материала для корпуса (уголок и лист).
Сведений о поступлении материала на завод не поступало.
Заводу до сего времени не ясно, что он сам изготовляет и что поставляет ему. На запросы по этому вопросу от Наркомречфлота ответа нет, намечается срыв выполнение заказа, если не будет приняты необходимые меры к ускорению получение материалов и контрагентских поставок.
Начальник ТО НКВД Томской ж/д капитан Госбезопасности Ефимов
Коллектив делал все возможное и невозможное. Главный конструктор Александр Иванович Малков (после войны поехал в Красноярск достраивать бронекатера), не покидал сборочного цеха, оперативно решая многочисленные производственные задачи. Так, по его инициативе была значительно улучшена конструкция пулеметной установки. По 12-14 часов в сутки работали наши лучшие сварщики – однофамильцы И.И. и И.К. Токаревы.
Из Докладной записки М.В. Кулагину:
В 1943 году на завод прибыла команда краснофлотцев (15 человек) под командой капитан-лейтенанта П.П. Шиндова.
Группа матросов-монтажников, строивших бронекатера
Моряки сутками помогали рабочим, но по ряду причин головной катер вышел на Обь для ходовых испытаний лишь в сентябре 1944 года. Вместе с представителями завода испытания проводили военпреды капитан 2 ранга И.Ф. Кириченко и инженер майор Г.В. Земляниченко (прибывшие в Новосибирск из Николаевска прописаны ул. Фабричная 6 под. 5 кв.45).
В них принимал участие и будущий командир корабля БК-47 капитан-лейтенант К.Н. Сокольников. Командир катера капитан-лейтенант Сокольников был награжден орденом Отечественной войны II степени. После службы жил в Ленинграде.
Бронекатера, выпущенные Новосибирским судоремонтным заводом:
БК-20. Заложен в 1942, спущен весной 1944. Вступил летом 1944 и 31.07.1945 включен в состав Амурской Краснознамёной Флотилии. Участвовал в Великой Отечественной Войне: Маньчжурская наступление. Операция 09-20.08.1945: входил в 5-й отряд БКА 1-й БРК КАФ.
БК-47. Заложен в 1943, спущен летом 1944. Вступил в строй осенью 1944 и 07.12.1944 включен в состав АКФ. Участвовал в ВОВ: Маньчжурская наступательной операция 09-20.08.1945: входил в 5-й отряд 1-й бригады речных кораблей БКА КАФ. После войны катер прослужил на Амуре до 1961 года. БК-47 разрезали на металл лишь в 1962 году.
БК-48. Заложен в 1943, спущен в 1944. Вступ. летом 1945 и 04.11.1945 включен в состав АКФ. входил в 1-й отряд БКА Сретенского отдельного отряда речных кораблей.
БК-67. Заложен в 1942-м, спущен в 1944-м. Вступил летом 1945-го и 11.08.1945 зачислен в состав отряда судов УОК ВМФ на р. Днепре.
Бронекатер проекта 1124 на День ВМФ, Хабаровск, вт. пол. 1960-х
В 1944 году работников и оборудования завода имени «Сталина» отправили на Украину. 21.02.1945 г. согласно циркуляру ГМШ при заводе № 302 в г. Киеве было сформировано управление группы вновь строящихся кораблей, подчиненное командиру Киевской ВМБ.
Из архива Новосибирской ремонтно-эксплуатационной базы флота: «Военного представителя кораблестроение при судоремонтном заводе от 05.02.1945г. капитана-лейтенанта Шиндова П.П. командиру 2-го ОВСК ВТФ за № 38 от 14.01.1945г. перевести с Новосибирской группы 2-го ОВСК ВТФ к новому месту службы в г. Киев».
В состав группы включались шесть недостроенных бронекатеров типа 1124, корпуса которых (з/н 100-105) поступили на завод № 302 с Новосибирского судоремонтного завода. Материалы и задел для трех катеров в феврале 1945 года передали заводу №302 (Киев). Уже на Днепре БКА с заводским №1 как БК-67 вошел в состав ВМФ. Впервые бронекатера появляются в отчетах уже завода №302 только в 1944 году, когда Киев освободили. И вернувшиеся судостроители достраивали бронекатера, привезенные с собой из эвакуации, в частности из Хабаровска.
Всего они до конца 1945 года достроили порядка 5 штук. Катера пр.1124, построенные в 1945г после окончания ВОВ - БК-48 (с 4.11.1945г - в составе КАФ) и БК-67 (с 11.08.1945г - в составе отряда судов УОК ВМФ на р. Днепр). Оба катера вступили в строй летом 1945г. Первыми, 04.07.1946г. поступили во Днепровскую военную флотилию от промышленности «БК-344» (з/н 102) и «БК-345» (з/н 103). Затем 07.08.1945г. «БК-346» (з/н 101) и «БК-347» (з/н 104). Все бронекатера сразу были зачислены в отряд катеров резерва и законсервированы. Состав отряда катеров резерва ДВФ по состоянию на 24.08.1946 г.
Проект 1125: БК- 139 (80), 140 (81), 376 (169), 377 (171), 378 (172), 379 (173), 380 (174), 385 (179).
Проект 1124: БК- 344 (102), 345 (103), 346 (101), 347 (104). 25.11.1949 г. Приказом командующего № 00299, в соответствии с техническим состоянием катера находящихся в консервации в составе отряда резерва. Бронекатера пр.1124: БК-216(109), 217(110), 218(111) ,219(112), 326(106) ,327(107), 328(108), 344(102), 345(103), 346(101), 347(104), 348(105) с 06.1946 Дунайская военная флотилия.
БК-334 оставался в составе учебного отряда флотилии до 1951 года. А в сентябре 1951-го на катере сменились экипаж и флаг. Вместо советских моряков появились моряки болгарские – военно-морское командование СССР широким жестом подарило братскому народному флоту звено бронекатеров. Четвертый катер новосибирской постройки прослужил в ВМФ Болгарии на Дунае 16 лет, а после списания ещё два года использовался для подготовки будущих моряков в оборонно-спортивной организации Болгарии, подобной нашему ДОСААФ.В 1951г передан Болгарии.
БК-346 (с 9.07.1946г в составе Днепровской флотилии) В 1951 году после расформирования Днепровской военной флотилии корабль перевели на Дунай, где он прослужил еще 16 лет. БК-344 в 09.1951 – с 1960 учебное судно Добровольного общества содействия обороны, списан в 1962, БК-346 к 1 январю1963г. находился на консервации на Черноморском флоте.
Памятник морякам-десантникам «Бронекатер № 346» в г. Мариуполь
Завод № 399 НКСП, Красноярский судостроительный завод (ССЗ) НКРФ, МСП, Красноярский мотороремонтный завод, Красноярская судоверфь (КСВ) Минречфлота РСФСР, А-7613, ОАО «КСВ». Производство: тральщики деревянные (1942-43)- 15; бронекатера пр. 1124 (ВОВ); Первый год войны для тружеников завода был годом испытаний и невиданных трудовых усилий. Цеха завода работали круглосуточно, без выходных дней. Женщины и подростки старались не отставать в труде от мужчин. В 1942 году началось строительство бронекатеров – речных боевых судов. Всего за годы войны было построено 5 катеров. Там были построены военные суда-бронекатера: один для Амурской и четыре для Днепровской флотилий. Процветало стахановское движение. Вот как писала о трудовом энтузиазме работников завода газета «Большевик Енисея» в первом номере от 1 января 1945 года: «Строгальщик механического цеха КСРЗ т. Граков В.Н. в честь Нового года выполнил дневную норму на 700%, работая на трех станках». Из музея завода выяснилось уже к осени 1943 года было построено и отправлено на Черное море несколько военных катеров, из которых формировался 19-й дивизион минных тральщиков. Дивизион принимал участие в боевых действиях на Черном море, Днепре и Дунае.
В 1935 г. Завод «Красный котельщик» был переименован в Завод имени Куйбышева. Перед Великой Отечественной войной Куйбышевский Затон стал крупной базой нефтеналивного флота. Рабочие, в основном женщины, подростки и старики, выполняли военные заказы – делали корпуса для бомб, строили бронекатера, переоборудовали пять пароходов в канонерские лодки (боевые речные корабли), а также ремонтировали их после боев под Сталинградом и т. д.
На Омском судоремонтном заводе речники собирали авиабомбы, огнеметы, выпускали бронекатера. Так, судоремонтный завод должен был освоить производство бронекатеров серии № 1124 с выпуском 9 единиц в течение 1941-1944 гг. Модель бронекатера проекта 1124, который изготавливал рабочий Омского судоремонтного завода в годы Великой Отечественной войны и передал в музей.
Количество просмотров: 584 |
Добавить комментарий