«День Пушкина» – проект по воспитанию навыков культуры поведения через включение в ролевую игру
Актуальность. Указом Президента РФ В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культуры» 2014 год в России стал годом Культуры. Главной задачей этого года министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский считает «разбудить» культуру в регионах.
Этот год предоставляет возможность перейти от поддержки творческих элит к массовому участию граждан в творческих проектах в малых городах, на селе, во всех без исключения регионах России.
Дмитрий Сергеевич Лихачев понимает под культурой, прежде всего, систему норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Культура в современном мире – это духовный фундамент государственности и патриотизма. Без подлинной культуры человек, попросту говоря, дичает, общество вырождается в стадо манкуртов, а государство утрачивает свою цивилизационную идентичность и притягательность для граждан.
Культурный человек – это тот, кто в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Именно так мы и должны воспитывать подрастающее поколение. По мере взросления ребёнка расширяется круг правил и норм поведения, усваивая которые он конкретизирует свои знания.
О том, что этикет воспринимается людьми как условность, начинаешь задумываться, когда понимаешь, что в данный момент, скажем, в России нет единого принятого обращения к незнакомому человеку. В автобусе, в магазине к женщинам практически любого возраста обращаются «девушка», к мужчинам – «молодой человек». Наряду с этим существуют обращения «сударыня», «госпожа», «барышня», которые практически не употребляются в прямом смысле – обращения к даме. Слово «гражданка» сразу наводит на мысль о стражах правопорядка, а «товарищ» – о Советском Союзе. Вот и обходятся сейчас безликими «извините» или «девушка».
Сейчас в России одновременно наблюдаются две крайности: этикет как модная тема (на полках книжных магазинов можно найти множество красочно оформленных изданий с подробными указаниями, как и когда что говорить, что делать в том или ином случае) и полное игнорирование этих знаний в жизни. Эта проблема прослеживается в последнее время очень четко. Выбор между «жить лучше» и «быть лучше», чаще всего решается в пользу первого. Поэтому созрела необходимость возвращения к тому времени, когда правила этикета ставились на первый план, когда культура мышления и поведения воспитывалась с младенчества – в период Золотого века. XIX век можно назвать веком расцвета этикета в России.
Рациональность в поведении, разум, обдуманность поступков, забота и внимание к окружающим – склад мысли человека XIX века – все это присуще временам Пушкинской эпохи. В наше время многие правила этикета «золотого» века сохранились, осталось только выяснить какие и как их популяризировать. Самой славной личностью того времени, несомненно, является Александр Сергеевич Пушкин, поэтому этот день в лагере назван в честь него.
Эстетическое освоение контекстов русской жизни (интеллектуального, социально-исторического, бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейских влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Универсальность поэтического мышления и самой личности А.С. Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной культуре слова: Пушкин поднял ее на уровень мировой.
В целях приобщения к прекрасному, расширения знаний об А.С. Пушкине, воспитания культуры поведения и знания этикета истории русской общественности XIX века проводится день А.С. Пушкина.
В этот день мы приглашаем всех окунуться в мир 19 столетия, подышать воздухом пушкинской поры.
Цель: сохранение культурно-исторического наследия страны путем включения детей в ролевую игру «День А.С. Пушкина».
Задачи:
1. Воссоздать атмосферу культуры 19 века.
2. Обучить детей правилам поведения в обществе.
3. Прививать навыки культурного поведения.
4. Воспитывать толерантное отношение к окружающим людям и явлениям.
5. Обогощать духовный мир детей.
Особенности проекта
По характеру создаваемого продукта – информационно-творческий;
По количеству участников – групповой, индивидуальный;
По продолжительности – краткосрочный;
По содержанию – культура поведения и общения ребенка;
По профилю знаний – межпредметный;
По характеру координации – с открытой координацией;
По уровню контактов – на уровне детского учреждения;
По типу объекта проектирования – социальный.
Пути и средства воспитания у детей культуры поведения и общения
Мероприятие |
Время |
Задачи |
Утренняя встреча, посвященная ролевой игре «День А.С. Пушкина» |
С 10-00 до 10-30 |
Введение в ролевую игру «День А.С. Пушкина» |
Воссоздание Пушкинской эпохи через костюмы и декорации (все дети в лагере одеваются в стиле XIX-го века)
|
10-30 до 11-00 |
Включение образов ролевой игры |
Школа благородных девиц
|
с 11-00 до 12-30 |
Обучение девочек правилам этикета времен XIX века |
Школа Гусар |
с 11-00 до 12-30 |
Обучение мальчиков правилам этикета времен XIX века |
17-00 – 18-30 |
Проверка и закрепление правил хорошего тона и поведения в обществе, полученных в школах. |
|
Ужин в салоне Натали |
19-00 – 20-00 |
Отработка навыков правил поведения за столом |
20-30 – 22-00 |
Закрепление навыков культурного поведения в обществе
|
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта:
будут созданы:
• методологические материалы для проведения ролевой игры «День Пушкина»;
• атмосфера общества и культуры XIX века;
• условия обеспечения усвоения правил поведения в обществе и навыков культурного поведения.
будут обеспечены:
· рациональное и эффективное использование ресурсов детского лагеря;
· переход на современный уровень использования результатов мониторинговых мероприятий;
· эффективный летний отдых детей;
будут организованы:
· школы по обучению девочек и мальчиков правилам этикета;
· ужин в традициях XIX века;
· Пушкинский бал.
Оценка эффективности реализации проекта
Реализацию проекта можно считать эффективной, если произойдут следующие качественные изменения:
- удовлетворенность всех участников проекта;
- повышение внутренней мотивации детей на соблюдение правил и норм поведения;
- повышение способности детей к восприятию культуры мышления;
- способность участников применять полученные навыки этики поведения XIX века в обыденной жизни;
- рост уровня профессионального мастерства в среде педагогов и вожатых.
Мониторинг
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям).
Уровень воспитанности изучается на начало смены, для его определения мы использовали диагностическую программу М.И. Шиловой. При проведении диагностических процедур предлагается выделить четыре уровня (высокий, хороший, средний, низкий).
В качестве критерия воспитанности личности рассматриваются следующие показатели:
Показатели |
Ответственное отношение к поручениям |
Отношение к общественно полезному труду, трудолюбие |
Долг и ответственность |
Дисциплинированность |
Коллективизм и товарищество |
Доброта и отзывчивость |
|
Честность и правдивость |
Бережливость |
Простота и скромность |
Признаки проявления воспитанности по каждому показателю оцениваются в баллах:
Ярко проявляются |
5 баллов |
Проявляются |
4 балла |
Слабо проявляются |
3 балла |
Не проявляются |
2 балла |
Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Результативность проведения дня Пушкина по первой смене показала незначительные критерии повышения уровня воспитанности. Во второй смене пока подведены итоги входящего контроля.
Рис. 1 Уровень воспитанности ребят на начало и конец смены «Время выбрало нас»
На диаграмме наглядно видно незначительное повышение уровня воспитанности в пределах 1-2 %. Что подтверждает эффективность данного проекта.
Рис. 2 Уровень воспитанности ребят на начало смены «Сибирь – мой край родной»
Во второй смене также наблюдаются небольшое повышение уровня воспитанности. Реализация данного проекта имеет положительную динамику, что следует из мониторинговых данных, полученных путем самоанализа и тестирования ребят смены.
Методологическое обеспечение проекта
1. Версаев В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников// М.: московский рабочий, 1984 – 703 с.
2. Общегражданский этикет в России XIX веке [Электронный ресурс] // Медиваль. – Электронные дан. – Режим доступа: http://www.dances.nsk.su/library/etiket.html, свободный. – Загл. с экрана.
3. Основная информация и история этикета [Электронный ресурс] / Etiquete.okis.ru – Fenice. – Электронные дан. – Режим доступа: http://etiquete.okis.ru/servis.html, свободный. – Загл. с экрана.
4. Шевченко, Д. Взяли, понимаешь, манеры. [Электронный ресурс] // Русский Newsweek. – Электронные дан. – М., 2007. – Режим доступа: http://runewsweek.ru/society/8490/, свободный. Загл. с экрана.
5. Юности честное зерцало [Электронный ресурс] // История России. – Электрон дан. – Режим доступа: http://historysib-suti.narod.ru/petr10.htm, свободный. – Загл. с экрана.
Количество просмотров: 5227 |
Добавить комментарий