Коллектив детского общественного объединения как средство личностного роста

 
 

Егорова Ирина Олеговна,

руководитель Городского отряда волонтеров ДТД УМ «Юниор»

 

Коллектив детского общественного объединения как средство личностного роста

Школа, безусловно, является не только образовательным, но и воспитательным учреждением, в котором помимо других наук наши дети осваивают главную – науку жить в обществе. И если раньше основной задачей учителей было воспитать члена коллектива, который был «всегда готов», вступал в ряды, шагал левой и голосовал «за», то теперь, к сожалению, молодое поколение России не является активным участником экономических, социальных и политических процессов. Среди молодых российских граждан преобладают иждивенческая психология и потребительское отношение к жизни.

В настоящее время ребята сильно загружены школьной программой, которая год от года становится сложнее, а способов, с помощью которых можно отвлечься от школы (как образовательного учреждения) мало. Кружки и секции не имеют возможности задействовать максимальное количество ребят, поэтому перед родителями современных подростков встает проблема влияния «улицы», которая безвозвратно поглощает многих.

Наше время возвращает понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Однако активизировать деятельность всех и сразу невозможно. Необходимо сначала выделить «актив» и «пассив», грань между которыми будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

У педагогов появляется стремление вырастить ответственных, социально-адаптированных граждан, способных принести пользу своей стране. Школа пытается развернуться лицом к каждому ученику, на повестке дня стоят вопросы обеспечения психологического комфорта ребенка, защиты прав личности и оказания поддержки в сложных ситуациях. Психологи участвуют в построении цепочки «учитель – ученик – родители», принимая сторону своих подопечных и пытаясь именно с этих позиций разрешать конфликты. Выявление и взращивание лидерских черт, помощь в самореализации – вот основные задачи внеклассной воспитательной работы.

Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. Особенно это важно для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущее. Для подростка важно осознавать свою значимость в обществе, быть необходимым обществу. Любая личность, даже если она очень талантливая, живет и работает в социуме, среди людей. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы создать реальные условия для практического включения и адаптации ребенка к постоянно изменяющейся среде, т.е. для активного социального становления.

Как руководитель молодежной детской общественной организации я поняла, что программное обеспечение поможет в формировании личностного роста подростка и решении тех задач, которые перед нами ставит современное общество. Разработке программ деятельности профильных объединений я уделила особое внимание. В основу нашей деятельности были положены мои авторские программы:

«Я+ТЫ=МЫ» для вожатского актива;

«Знак вопроса» для клуба интеллектуального развития;

«Я – артист? Я – артист!» для театра миниатюр и игротехников.

Эти программы направлены на решение следующих проблем:

– произошел отрыв школьного образования от социальной практики, возросла отчужденность учащихся от учителей и учащихся друг от друга. Упал интерес к учебе;

– отсутствует эффективная организация общественной работы школьников со стороны педагогического коллектива. Это происходит в связи с тем, что функциональные обязанности классного руководителя или педагога дополнительного образования определены рамками своего коллектива, а детей и подростков все больше волнуют проблемы, возникающие за его пределами;

– общественная работа в школе стала рассматриваться как часть учебно-воспитательного процесса при условии жесткого педагогического контроля в форме классно-урочных мероприятий. Внеурочная жизнь и общественная работа школьников практически свелась на нет.

Для общения и плодотворной работы членам этих объединений постоянно требовалась совместная учеба, обмен информацией. Встал вопрос о создании в школе детского объединения.

В 1999 г. на базе школы создано Молодежное Детское Общественное Объединение ШОК, названием стала аббревиатура: Школа Общеэстетического Курса (далее – МДОО ШОК).

Определились цели в работе МДОО ШОК:

– создание условий для самореализации, самоутверждения ребенка в активной социальной роли для активизации общественной деятельности школьников;

– стимулирование и поддержка общественно значимых инициатив детей и подростков, развитие интереса к общественной работе;

– выявление и раскрытие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности ребенка;

– удовлетворение потребности детей в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов.

Были поставлены задачи:

– поиск наиболее эффективных путей совершенствования содержания общественно-полезной деятельности школьников, способствующих социально-творческому развитию личности ребенка;

– создание новых, отвечающих запросам и интересам детей, игровых коллективов;

– поддержка социально-творческой активности детей и подростков для реализации их интересов, потребностей в самосовершенствовании и саморазвитии; выявление нового в опыте объединений, коллективов, созданных на основе игровой практики.

Работа МДОО ШОК основывается на следующих принципах: добровольности участия, открытости для детей и подростков всех социальных категорий, приоритета самореализации детей и подростков, активного включения каждого ребенка в деятельность объединения, свободного выбора ребенком содержания и форм деятельности, включенности участников в реальные социально-значимые отношения, положительной, регулируемой социализации личности, создание ситуации успеха для каждого.

Что мы имеем на сегодняшний день:

– создана определенная модель общественных отношений, в которых на практике, в реальной деятельности подросток приобретает конкретный гражданский опыт: опыт общественной жизни;

– имея возможность выбора содержания деятельности в своем объединении, ребенок развивает способность к самостоятельному принятию решения, постоянному развитию;

– добровольность членства в организации развивает в подростке чувство внутренней свободы и собственного достоинства, способность к объективной самооценке, к рациональному мышлению, к осознанию своих интересов и потребностей, ставит ребенка перед проблемой реального выбора;

– включение в деятельность организации способствует приобщению к историческому и культурному наследию своей Родины, формирует национальное самосознание гражданина, учит быть патриотом;

– возможность избирать и быть избранным способствует высокой активности, целеустремленности, формирует потребность в жизненных достижениях и успехах;

– заложенная в системе деятельности детского объединения возможность использования различных ролей (организатор, участник, слушатель), позволяет подростку развить способности, находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке, делать адекватный выбор.

Ребята из детского объединения:

– научились не оправдываться, перекладывая вину на других или обстоятельства;

– способны самостоятельно сделать выбор, не дожидаясь указаний руководителя, если возникнет необходимость;

– проявляют инициативу в достижении поставленных целей и несут за нее ответственность;

– осознают, что они личности, а не только несовершеннолетний объект воспитания;

– знают, что полезно для их личностного развития и что вредно, способны критически оценить причины недостатков в своем личностном развитии.

Количество просмотров: 3292  

Добавить комментарий

1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы