«Семья – это индикатор процессов, происходящих в обществе»

 
 

Шатула Герман Николаевич,

глава администрации Калининского района города Новосибирска

 

«Семья – это индикатор процессов, происходящих в обществе»

Калининский район самый молодой район Новосибирска, в октябре 2015 года мы будем отмечать 35-летие. Район динамично развивается и строится. На сегодняшний день численность населения района достигла почти 195 тыс. человек, основной прирост – за счет увеличения рождаемости и переселения семей с детьми в новые строящиеся микрорайоны. Мы имеем достаточно развитую инфраструктуру для развития семьи и детства, которая включает учреждения культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, детского творчества, досуга.

Семья – это лакмусовая бумажка социальных, экономических, культурных процессов, которые происходят в обществе. Реализация мер социальной поддержки в последние годы, с одной стороны, привела к увеличению детского населения, а с другой – к увеличению числа разводов и уменьшению количества браков. К сожалению, по-прежнему высоким остается число социальных сирот.

Для преодоления этих негативных тенденций мы работаем в рамках комплексного подхода – это значит адресность, многоаспектность, ценностная ориентация, постоянство и последовательность; т.е. каждый обратившийся к нам гражданин обязательно получит развернутый ответ на свой вопрос.

В первую очередь мы ориентированы на работу с молодежью и молодыми семьями. На протяжении многих лет специалисты центра психолого-педагогической и социальной помощи «Диалог» выступают перед молодежной аудиторией с циклом лекций «Партнерские отношения», «Проблемы выбора и взаимных ожиданий». Для молодых супружеских пар работает программа по гармонизации семейных отношений «Семь путей к счастью», а для беременных женщин – «Подготовка к сознательному родительству».

Помимо проектов теоретической направленности, есть и практические –например, это проект «Дом», который реализует центр «Патриот». Проект был разработан для организации совместного досуга родителей и детей, что способствует не только укреплению физического здоровья, но и отношений в семье. Его цель пропаганда семейных ценностей и семейных традиций. За год в проекте приняли участие более 200 молодых семей нашего района. Актуальность организации досуга для семей заключается в том, что в современном обществе наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи, что проявляется в уменьшении времени, уделяемого детям со стороны родителей, отдалении детей от родителей, ослаблении связей между поколениями. И, как показывает жизнь, родителей тоже нужно научить, как сохранить крепкую семью.

Стоит отметить также важность работы с семьей в образовательной сфере. К примеру, в гимназии № 12 реализуется педагогический проект «Школа для родителей». Родители зачастую не обладают специальными знаниями в области возрастной психологии, социологии, конфликтологии. Социально-психологическая служба гимназии разработала особую систему лекториев, которая помогла родителям понять установки детей, принять их интересы и научиться правильному бесконфликтному общению. По результатам анкетирования родителей выяснилось, что такая совместная работа заметно улучшила детско-родительские отношения. Школы ориентированы на то, чтобы стать не только образовательным центром, но и центром семейного воспитания и объединения. С этой целью, например, в школе № 211 работают в новом формате, используя интернет-общение. Более 2000 детей и родителей объединены в виртуальном пространстве через специальную социальную сеть, и благодаря этому родители знают, что делает ребенок, и там же они могут высказать свои идеи педагогам.

К сожалению, опираясь на опыт работы, можно говорить о том, что семья может оказать отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Низкое социальное положение, алкоголизм, конфликты между родителями все это накладывает определенный отпечаток на характер и мировоззрение ребенка. Поэтому актуален вопрос о сопровождении семьи с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. На данный момент в районе около 70 таких семей, в них воспитываются 116 детей. Это серьезные цифры, поэтому, в свою очередь, мы работаем с каждым ребенком и родителем индивидуально, чтобы контролировать складывающуюся ситуацию в семье.

С февраля 2014 года в рамках межведомственного подхода при работе с такими семьями была внедрена технология выездной мобильной бригады. Она работает как в режиме плановых выездов, так и оперативных, если в бригаду поступает информация о каких-либо негативных случаях. За полгода бригада посетила 111 семей за 15 выездов.

Большая работа с социально неблагополучными семьями ведется специалистами отделения профилактики безнадзорности детей и подростков и отделения психолого-педагогической помощи семье и детям «Комплексного центра социального обслуживания населения». Одним из основных методов работы с данными семьями является социальный патронаж, в процессе которого осуществляется наблюдение за семьей, оказывается содействие её адаптации в обществе. При отделениях работает «Семейный совет», который, являясь коллегиальным органом, обеспечивает взаимодействие всех учреждений системы профилактики по преодолению семейного неблагополучия. Клуб «Родительская беседка» проводит тематические встречи, мастер-классы, досуговые семейные мероприятия для семей «группы риска».

Особое внимание мы уделяем работе с семьями, которые приняли или готовятся принять детей, оставшихся без материнской ласки. С начала текущего года в районе действует «Клуб замещающих родителей», где обсуждаются насущные проблемы, связанные с воспитанием приёмных детей. Заседания клуба проходят ежемесячно, приглашаются педагоги-психологи, юристы, специалисты разных направлений. Беседы проходят в рамках круглого стола, в тесном диалоге специалистов и замещающих родителей. У замещающих родителей есть возможность разобрать конкретную ситуацию, обменяться положительным опытом в воспитании детей, получить индивидуальную консультацию у специалистов.

В районе работает Школа принимающих родителей на базе МКУ «Центр "Перспектива"» (бывший детский дом № 12), единственная такая школа на правом берегу. Специалисты учреждения знакомят будущих кандидатов в замещающие родители с юридическими основами, психологическими особенностями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с особенностями воспитания детей. К настоящему времени в школе прошли обучение 128 будущих замещающих родителей, многие из них уже приняли в свою семью ребенка. Но сотрудничество замещающих родителей и специалистов Центра на этом не заканчивается. Приемные родители имеют возможность заключить договор с Центром на дальнейшее сопровождение.

Повторюсь, семья как базовая ячейка общества является индикатором всех его процессов. Поэтому очень важно в рамках межведомственного взаимодействия всех служб создать условия, при которых семьи смогут получать всестороннюю помощь и поддержку в воспитании как кровных, так и приемных детей, граждан нашей великой страны!

Количество просмотров: 3491  

Добавить комментарий

1. Главное – любить свое дело ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Поговори со мною, мама! ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Такая у нас работа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Зависимы болью ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Эмоциональный интеллект ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Эмоциональное выгорание как инструмент развития личности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вторичное сиротство: причины и их преодоление ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Стать отцом ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Поколение, воспитанное мультиками ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
10. Опасные взрослые игры ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
11. Воспитание особенных детей ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Не хочу жить дома ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
13. Дайте детям шанс, и они сумеют удивить ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
14. Твой страшный секрет ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
15. Воспитание спортом ВЫПУСК №106, апрель 2023
16. Чего боится подросток ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом ВЫПУСК №106, апрель 2023
18. Что нужно знать про горе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Дидактическая игра – ключ к развитию дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Не хочу учиться… ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы