Знакомство ребенка с семейным бюджетом

 
 

Рожкова Галина Михайловна,

социальный педагог МБУ «Агентство развития социальной политики» г. Новосибирска

 

Знакомство ребенка с семейным бюджетом

Для многих родителей вопросы, которые задает ребенок о ваших личных финансах и семейном бюджете, являются не самыми простыми. Прошли времена, когда считалось кощунством говорить с детьми о деньгах. Многие родители стараются воспитать своего ребенка как человека с высокими идеалами и принципами. Но, вступая во взрослую жизнь, дети сталкиваются с реалиями материалистичного мира. Куда правильнее и с точки зрения воспитания, и с точки зрения приобщения к большой жизни научить ребенка реально смотреть на вещи.

Психологи, педагоги, социологи по всему миру ведут горячие споры по поводу того, когда начинать приобщать малышей к взрослому миру, где «все продается и все покупается». Несмотря на разницу во мнениях, все специалисты сходятся в одном: ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ДЕНЬГАХ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Это нужно для того, чтобы наши дети научились ценить деньги, но не поклоняться им; чтобы были бережливыми, но не жадными; могли разумно тратить деньги, но не сорить ими. В пять-шесть лет, когда ребенок начинает воспринимать себя как личность, родители могут давать ему первые карманные деньги. Небольшие суммы сразу добавят ему самостоятельности и независимости, малыш будет чувствовать себя как «настоящий взрослый», даже если вы начнете с мелочи, которая для семьи незначима.

Карманные деньги не только дают детям представление о денежных знаках, но и учат обращаться с ними. Ребенок должен понимать, что деньги — это необходимая для жизни вещь, но отнюдь не предмет поклонения, что они не цель, а средство. И, для того чтобы эти средства были всегда, нужно не только уметь зарабатывать, но и экономить, а также делать сбережения.

В каждой семье родители сами определяют количество карманных денег: на проезд в общественном транспорте, на школьные обеды и мелкие покупки. В семьях с достаточно высоким доходом родители стараются не давать своему ребенку слишком много денег, опасаясь неразумных трат. В малообеспеченных семьях боятся, что сумма будет слишком маленькой, и у ребенка возникнет комплекс неполноценности. На самом деле не существует оптимального размера суммы карманных денег для ребенка. Специалисты советуют, что денег нужно давать именно столько, сколько позволяют ваши личные финансы и семейный бюджет в зависимости от возраста и характера ребенка.

Родители должны помнить, что даже очень большая сумма, выданная на карманные расходы, не способна компенсировать недостаток внимания близких людей. А также не стоит чересчур строго контролировать траты, отбирать «излишки», не выдавать карманные деньги в наказание за любые проступки, полученная двойка за невыполненный урок — не повод для таких лишений. Не ругайте своих детей, если деньги у них украли или они их потеряли, ведь это может случиться с каждым.

Помимо умения разумно использовать карманные деньги, ребенок должен иметь представление о семейном бюджете, знать основные источники формирования семейного бюджета, бережно к нему относиться, ценить труд всех членов семьи.

Можно предложить ребенку составить наглядную таблицу доходов и расходов семьи.

Доходы

Расходы

Зарплата

Квартплата

Пенсия

Транспортные услуги

Стипендия

Продукты

Пособие

Лекарства

Гонорар

Оплата за детский сад

Проценты

Секции, кружки

Прибыль

Одежда, обувь

 

Кредит за товар

Специалисты в области экономики и финансов советуют распределять средства таким нехитрым способом:
60% – основные расходы, продукты питания и ежемесячные хозяйственные расходы;

10% – накопления, которые пойдут на крупные покупки или поездки;

10% – накопления с дальней перспективой (образование, пенсионные и т. п.);

10% – развлечения и удовольствия;

10% – разное, непредвиденные расходы.

Совместное планирование бюджета поможет ребенку увидеть, на что тратятся в семье деньги, а на чем можно сэкономить, чтобы впоследствии приобрести необходимую вещь или скопить средства на семейный отдых.

Чтобы научить ребенка отличать необходимые потребности от тех, без которых в настоящее время человек может обойтись, сыграйте с ним в игру. Заготовьте карточки со словами-товарами, и предложите ребенку выстроить их в таком порядке, чтобы распределить последовательность расходов на эти товары по необходимости:

– плеер,

– швейная машина,

– стиральная машина,

– холодильник,

– розовая кофточка.

Обсудите с ребенком, что необходимо для семьи приобрести в первую очередь, а с чем можно повременить.

В игровой форме проверьте знания ребенка: как можно экономить домашние средства, грамотно планировать бюджет, чтобы расходы не превышали доходы. Игра «Да-Нет».

1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. (Да)

2. Чаще обедайте в ресторанах и кафе. (Нет)

3. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. (Да)

4. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. (Нет)

5. Экономя семейный бюджет, откажись от экскурсии в музей. (Нет)

6. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. (Нет)

7. Бережно относись к своим вещам. (Да)

8. Чаще пользуйтесь услугами такси. (Нет)

9. Старайся больше ходить пешком. (Да) 

10. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. (Нет)

«Купи, купи хоть что-нибудь» – такие просьбы характерны для трехлетнего ребенка, а вот из уст подростка они вызывают удивление. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понимать, что деньги не растут на дереве, но все же требует денег на любую мелочь.

Обеспеченные родители часто даже не задумываются, выделяя тысячу-другую для подростка. Проблема не в обеспечении ребенка материальными средствами, а в том, как научить его правильно распоряжаться деньгами. Родители не вечны, рано или поздно он будет вынужден сам зарабатывать и распределять свои финансы, и к подростковому возрасту вполне может научиться правильно составлять бюджет. Выделяя фиксированную сумму на неделю, вы даете ребенку возможность попрактиковаться в их распределении согласно потребностям и возможностям.

Планирование бюджета для подростка приобретает форму деловой игры. Предложите ребенку обеспечить себе биовыживание и нормальное существование на выделенные деньги.

– Составьте список необходимого: на что нужно будет выделять средства.

– Предложите ребенку решить, какие условия жизни он хочет иметь.

– Подросток выбирает то, чем предположительно сможет заниматься, а вы ему определяете среднюю заработную плату в этой области.

– Распишите, сколько, что сколько стоит из того, о чем подросток не догадывается, например, оплата коммунальных услуг или цены за номера в отеле, где вы когда-то отдыхали.

После того как бюджет готов, обсудите, хватило ли на все денег. Возможно, изучив ситуацию, ребенок захочет что-то изменить, претендуя не на среднюю, а на высокую зарплату. И, по крайней мере, сын или дочь лучше смогут понять, почему вы отказываете в покупке очередного удовольствия, мотивируя это более необходимыми тратами.

Игры с подростками являются не столько развлечением, сколько подготовкой к взрослой жизни. Если ребенок научится планировать бюджет в незатейливой форме, то в будущем, возможно, его ждет финансовый успех.

Количество просмотров: 5649  

Добавить комментарий

1. Главное – любить свое дело ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Поговори со мною, мама! ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Такая у нас работа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Зависимы болью ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Эмоциональный интеллект ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Эмоциональное выгорание как инструмент развития личности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вторичное сиротство: причины и их преодоление ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Стать отцом ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Поколение, воспитанное мультиками ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
10. Опасные взрослые игры ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
11. Воспитание особенных детей ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Не хочу жить дома ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
13. Дайте детям шанс, и они сумеют удивить ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
14. Твой страшный секрет ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
15. Воспитание спортом ВЫПУСК №106, апрель 2023
16. Чего боится подросток ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом ВЫПУСК №106, апрель 2023
18. Что нужно знать про горе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Дидактическая игра – ключ к развитию дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Не хочу учиться… ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы