«ЧИТАЙ-ГОРОД»: программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 78
Вот и снова наступили долгожданные каникулы. Здравствуй, яркое, звонкое лето. Наступает самое продолжительное время отдыха. Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.
Естественно, у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. Именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Девиз нашего школьного оздоровительного лагеря: «Праздник – это ожидание чуда, а «чудеса надо делать своими руками» (А. Грин).
Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря «Радуга» – «Праздник – каждый день».
Во-первых, праздники разнообразят череду будней в лагере. А сколько праздников приходится на летнее время: народные, официальные, профессиональные, спортивные и т.д. Ну, а если календарем не отмечен день, то можно просто создать детям праздник. Разнообразие – принцип детской жизни.
Во-вторых, праздники – это широкое поле для всестороннего развития личности.
В-третьих, праздник должен способствовать развитию эмоций у детей.
В-четвертых, праздник предполагает участие всех! Праздник – это сотни творческих ролей, заданий без исключения всем ребятам. Многие добрые традиции наших предков преданы забвению – неплохо бы возродить их. А почему это не сделать в лагере?
Цель Программы: создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную деятельность через приобщение к чтению, как основному виду познавательной деятельности в год литературы в Российской Федерации.
Педагогические принципы реализации программы:
1. Принцип личностного подход в воспитании, включающий в себя:
– признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
– добровольность включения детей в ту или иную деятельность.
2. Принцип природосообразности воспитания включающий в себя:
– обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3. Принцип культуросообразности воспитания включающий в себя:
– учет национального своеобразия;
– опора в воспитании на национальные особенности;
– изучение и освоение культуры народа;
– изучение и активное использование национально-этнической обрядности.
4. Принцип гуманизации межличностных отношений включающий в себя:
– уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
– уважение и терпимость к мнению детей;
– самоуправление в сфере досуга;
– создание ситуаций успеха;
– приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в них;
– защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
– создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
– формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Принцип дифференциации воспитания, включающий в себя:
– отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
– свободный выбор деятельности и права на информацию;
– создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой, в рамках смены (дня);
– взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
– активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Принцип средового подхода к воспитанию, включающий в себя:
– педагогическую целесообразную организацию среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
7. Принцип сочетания воспитательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе:
– технология продуктивного чтения; необходимо даже на летних каникулах учить детей читать, вызывать интерес к чтению, воспитать грамотного читателя;
– технология личностно-ориентированного подхода, в центре любого дела должен находиться ребёнок со своими интересами и способностями;
– игровые технологии, которые занимают важное место в воспитательном процессе, способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее, справиться с заданием. Так что, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся;
– технология коллективных творческих дел (КТД), младшие школьники предпочитают коллективные дела индивидуальной деятельности. КТД развивает инициативу каждого, ребёнок приучается к труду, выполнению определенных обязанностей, к соблюдению правил и норм жизнедеятельности. Создаются условия включения детей в творческую деятельность, а также условия для самоопределения своей роли, характера, поведения. Вырабатываются ценности, идеалы коллектива исходя из личностных интересов. Творческая самореализация ученика. Общение на уровне всего коллектива. Оцениваются результаты коллективной деятельности с точки зрения каждого;
– здоровьесберегающие технологии, они способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, предупреждают переутомление, воспитывают бережное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни, формирует знания учащихся в области здоровья.
Мероприятия, посвящённые году литературы, прошедшие в течение смены:
– праздник открытия «В Книжкином царстве-государстве»;
– чтение рассказов Н. И. Сладкова, к 95-летию писателя, лаборатория читательского творчества (составление рассказов о домашних животных);
– Пушкинский день России, игровая программа «У Лукоморья», творческий вернисаж к юбилейным сказкам А. С. Пушкина;
– литературный дилижанс к 210-летию Г. Х. Андерсена;
– викторина по сказкам «И я там был…», по русским народным сказкам ко Дню России;
– литературная юморина к 85-летию книги С. Маршака – «Вот какой рассеянный»;
– конференция по книге Л. Ф. Воронковой «Девочка из города», к 110-летию писательницы;
– конкурсная программа «Вперёд, мальчиши!» к 80-летию книги А. П. Гайдара «Военная тайна»;
– литературные выборы, к 150-летию сказки «Алиса в стране чудес»;
– рекламная кампания «PRO - движение книги»;
– игра-путешествие «Будь природе другом» – к Всемирному Дню охраны окружающей среды;
Ожидаемые результаты реализации программы: приобщение учащихся к чтению, как основному виду познавательной деятельности, через наполненные новым смыслом старые мероприятия; самореализация детей в коллективной творческой деятельности; продуктивный и безопасный отдых; общее оздоровление детей; творческий рост педагогов.
Приложение. Презентация «Реализация комплексной программы летнего лагеря дневного пребывания «Радуга»
Количество просмотров: 5723 |
Добавить комментарий