«ЧИТАЙ-ГОРОД»: программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 78

 
 

Воронова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

«ЧИТАЙ-ГОРОД»: программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 78

Вот и снова наступили долгожданные каникулы. Здравствуй, яркое, звонкое лето. Наступает самое продолжительное время отдыха. Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.

Естественно, у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. Именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Девиз нашего школьного оздоровительного лагеря: «Праздник – это ожидание чуда, а «чудеса надо делать своими руками» (А. Грин).

Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря «Радуга» – «Праздник – каждый день».

Во-первых, праздники разнообразят череду будней в лагере. А сколько праздников приходится на летнее время: народные, официальные, профессиональные, спортивные и т.д. Ну, а если календарем не отмечен день, то можно просто создать детям праздник. Разнообразие – принцип детской жизни.

Во-вторых, праздники – это широкое поле для всестороннего развития личности.

В-третьих, праздник должен способствовать развитию эмоций у детей.

В-четвертых, праздник предполагает участие всех! Праздник – это сотни творческих ролей, заданий без исключения всем ребятам. Многие добрые традиции наших предков преданы забвению – неплохо бы возродить их. А почему это не сделать в лагере?

Цель Программы: создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную деятельность через приобщение к чтению, как основному виду познавательной деятельности в год литературы в Российской Федерации.

Педагогические принципы реализации программы:

1. Принцип личностного подход в воспитании, включающий в себя:

– признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

– добровольность включения детей в ту или иную деятельность.

2. Принцип природосообразности воспитания включающий в себя:

– обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

3. Принцип культуросообразности воспитания включающий в себя:

– учет национального своеобразия;

– опора в воспитании на национальные особенности;

– изучение и освоение культуры народа;

– изучение и активное использование национально-этнической обрядности.

4. Принцип гуманизации межличностных отношений включающий в себя:

– уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

– уважение и терпимость к мнению детей;

– самоуправление в сфере досуга;

– создание ситуаций успеха;

– приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в них;

– защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

– создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

– формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

5. Принцип дифференциации воспитания, включающий в себя:

– отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

– свободный выбор деятельности и права на информацию;

– создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой, в рамках смены (дня);

– взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

– активное участие детей во всех видах деятельности.

6. Принцип средового подхода к воспитанию, включающий в себя:

– педагогическую целесообразную организацию среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.

7. Принцип сочетания воспитательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.

Педагогические технологии, формы и методы работы по программе:

– технология продуктивного чтения; необходимо даже на летних каникулах учить детей читать, вызывать интерес к чтению, воспитать грамотного читателя;

– технология личностно-ориентированного подхода, в центре любого дела должен находиться ребёнок со своими интересами и способностями;

– игровые технологии, которые занимают важное место в воспитательном процессе, способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее, справиться с заданием. Так что, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся;

– технология коллективных творческих дел (КТД), младшие школьники предпочитают коллективные дела индивидуальной деятельности. КТД развивает инициативу каждого, ребёнок приучается к труду, выполнению определенных обязанностей, к соблюдению правил и норм жизнедеятельности. Создаются условия включения детей в творческую деятельность, а также условия для самоопределения своей роли, характера, поведения. Вырабатываются ценности, идеалы коллектива исходя из личностных интересов. Творческая самореализация ученика. Общение на уровне всего коллектива. Оцениваются результаты коллективной деятельности с точки зрения каждого;

– здоровьесберегающие технологии, они способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, предупреждают переутомление, воспитывают бережное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни, формирует знания учащихся в области здоровья.

Мероприятия, посвящённые году литературы, прошедшие в течение смены:

– праздник открытия «В Книжкином царстве-государстве»;

– чтение рассказов Н. И. Сладкова, к 95-летию писателя, лаборатория читательского творчества (составление рассказов о домашних животных);

– Пушкинский день России, игровая программа «У Лукоморья», творческий вернисаж к юбилейным сказкам А. С. Пушкина;

– литературный дилижанс к 210-летию Г. Х. Андерсена;

– викторина по сказкам «И я там был…», по русским народным сказкам ко Дню России;

– литературная юморина к 85-летию книги С. Маршака – «Вот какой рассеянный»;

– конференция по книге Л. Ф. Воронковой «Девочка из города», к 110-летию писательницы;

– конкурсная программа «Вперёд, мальчиши!» к 80-летию книги А. П. Гайдара «Военная тайна»;

– литературные выборы, к 150-летию сказки «Алиса в стране чудес»;

– рекламная кампания «PRO - движение книги»;

– игра-путешествие «Будь природе другом» – к Всемирному Дню охраны окружающей среды;

Ожидаемые результаты реализации программы: приобщение учащихся к чтению, как основному виду познавательной деятельности, через наполненные новым смыслом старые мероприятия; самореализация детей в коллективной творческой деятельности; продуктивный и безопасный отдых; общее оздоровление детей; творческий рост педагогов.

Приложение. Презентация «Реализация комплексной программы летнего лагеря дневного пребывания «Радуга» 

Количество просмотров: 5723  

Добавить комментарий

1. Реализация проекта организации летнего отдыха детей «Шаг в будущее» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. «Полное погружение»: программа летней профильной смены в бассейне ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
7. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
8. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
9. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
10. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
11. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
12. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
13. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
14. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
15. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
16. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
17. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы