Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…, или первый раз в первый класс!
Поступление в школу – важный этап в жизни маленького человека. Ещё вчера ты был беспечным, веселым, беззаботным ребенком, а сегодня уже – ученик, который должен соблюдать школьные правила, обязан внимательно слушать учителя, должен прилежно выполнять задания. Должен, обязан… На маленького по сути человека сваливается целый воз обязанностей. Хорошо, если к этому он морально готов, если гордится, что «школьник». А если нет?
Младший школьный возраст считается «эмоционально насыщенным» (известный кризис 6-7 лет). Ребёнок становится раздражительным, капризным, легко возбудимым. А тут ещё и школа… Всемирная организация здравоохранения называет этот период «школьный шок». Такой привычный ему, родной детсадовский коллектив (и воспитатели!) остаётся в прошлом, впереди – неизвестность… Хорошо, если в классе будут знакомые ему дети из сада. Вместе легче адаптироваться к новым условиям. И здесь хочется сказать о термине «школьная тревожность». Многие знают, что она начинает формироваться ещё в дошкольном возрасте, когда ребенок сталкивается с первыми обучающими заданиями, с развитием страха «не соответствовать нужному уровню развития». А в школе тревожность усиливается, ведь ребенок так не хочет огорчать близких ему людей – родителей. Его ждёт новое взаимодействие: ученик-учитель, ученик-одноклассники, ученик-родители ученика.
Конечно, если у ребёнка были проблемы в общении со сверстниками в детском саду, скорее всего и на новом месте проблем не избежать (что подтверждается многолетним опытом работы). Каких детей не любят в классе? «Жалобщиков-стукачей», «грязнуль», «не от мира сего», «выскочек».
Мои нынешние дети сейчас в 3 классе, и из каждой группы были такие дети. Особенно дети не принимали ребят из первой и последней групп. Специалисты считают, что тревожности подвергнуты и мальчики, и девочки.
В дошкольном возрасте более тревожными считаются мальчики, к 9-11 годам соответствие становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек, при этом девочек больше всего волнует взаимоотношение с другими людьми, а мальчиков – насилие.
Ещё будущих первоклассников тревожит неспособность справиться с учебной программой (особенно, если проблемы в обучении уже проявлялись в детском саду). У них может развиться «синдром хронической неуспешности». Кстати, самыми тревожными считаются «двоечники» и «отличники», а «середнячки» более эмоционально устойчивы.
Неадекватные ожидания со стороны родителей, которые измеряют успехи детей только отметками, также негативно влияют на самооценку ребятишек.
Иногда сами родители боятся школы (сами плохо учились, их ругали), весь старый негатив, связанный с обучением, они переносят в настоящее время на своих детей.
По мнению специалистов, учащиеся группы риска:
– не ходили в д/с;
– часто болеют;
– хронически неуспевающие, есть мед.диагнозы (ещё с д/с);
– низкая мотивация;
– очень медлительные дети;
– интеллектуально неподготовленные дети.
Как же учителю понять, что пора бить тревогу?
Формы проявления школьной тревожности:
1. Ребёнок стал часто болеть.
2. Показывает стойкое нежелание ходить в школу (у меня на линейке 1 сентября ребёнок заливался плачем – старшие братья «просветили»: школа – это ужасный труд, ты весь погрязнешь в двойках! Будешь выполнять огромные домашние задания!)
3.Ученик перестаёт стараться.
4. Стал агрессивным.
5. Боится опоздать в школу.
6. Страх испортить или потерять школьные принадлежности.
7. Отказ отвечать на уроках.
Так чего же ждут родители от школы, чего боятся их дети?
Я составила вопросы и провела анкетирование детей (записывала с их слов) и их родителей (30 человек) в конце 1 класса. Анализ анкеты помог многое узнать о классе.
Анкета для обучающихся:
Вопрос № 1. Знали ли вы, для чего нужно учиться? (Все, кроме 2 ответили утвердительно).
Вывод: 93% учащихся понимают нужность получения образования.
Вопрос № 2. Хотел(а) ли ты идти в школу? (4 человека ответили «нет»).
Вывод: 86,6% ребят имели высокую мотивацию к учёбе.
Вопрос № 3. Чего ты боялся? (Плохих отметок – 11 человек, строгих учителей – 3 человека, не найду себе друзей – 2 человека, ничего – 14 человек).
Вывод: 36% детей связывали процесс учёбы с негативными отметками, вместе с тем 46% позитивно оценивали свой новый статус «ученика».
Вопрос № 4. Были ли в классе знакомые тебе дети? («да» – 26 чел., «нет» – 4 чел.)
Вывод: Многие записывались в класс целыми группами (знакомы ещё с д/сада) или просто дружили.
Вопрос № 5. Как быстро ты нашёл себе друзей? («сразу» – 25 чел.», «не сразу» – 2 чел., «ещё не нашёл» – 3 чел.).
Вывод: Процесс становления коллектива шёл легко, кроме детей некоммуникабельных, не умеющих наладить отношения с одноклассниками.
Вопрос № 6. Нарисуй, какой символ праздника 1 сентября ты выбрал бы? (можно несколько)
тетрадь, ручка, портфель – 24 чел.
колокольчик – 8 чел.
букет цветов – 6 чел.
парта – 2 чел.
шарики – 1 чел.
ученик – 3чел.
велосипед, мяч, – 4 чел.
компьютер – 2 чел.
листья – 2 чел.
здание школы – 6 чел.
Вывод: Практически все ребята связывают учебу с предметами, относящимися к школьному процессу, кроме 4 человек (велосипед, мяч), которые впоследствии и показали школьную незрелость.
Анкета для родителей:
Вопрос №1. Как проходила подготовка детей к школе?(можно несколько ответов)
– в дошкольном учреждении – 21 чел.
– школа развития, курсы – 9 чел.
– дома – 3 чел.
– с репетитором – 2 чел.
Вывод: Хотя по Закону об образовании детские дошкольные учреждения работают по своим образовательным программам, 30% родителей обеспечили дополнительную подготовку своих детей к школе.
Вопрос № 2. а) Как выбирали школу?
– по микроучастку –11 чел.
– по совету друзей, отзывам в Интернете – 12 чел.
– учились старшие дети – 2 чел.
– сами ученики этой школы – 3 чел.
Вывод: 40% родителей к выбору школы отнеслись серьёзно, сначала послушали отзывы других родителей.
б) Как выбирали учителя?
– по рекомендации друзей – 14 чел.
– по отзывам – 4 чел.
– не выбирали, к кому записали – 12 чел.
Вывод: К учителю 60% родителей шли целенаправленно.
Вопрос № 3. Чего больше всего вы боялись?
– попадем ли в желаемую школу – 4 чел.
– как пройдет адаптация первых дней – 6 чел.
– плохих отношений с учителями – 3 чел.
– больших денежных взносов – 1 чел.
– выдержит ли школьную нагрузку – 7 чел.
– хорошо ли поладит с другими детьми – 4 чел.
Вывод: непосредственно страх пред учёбой был у 33% родителей.
Вопрос № 4. Часто ли болел ваш ребенок до школы?
«да» – 11 чел.
«нет» – 19 чел.
Вывод: 63% детей отличались крепким здоровьем.
Вопрос № 5. Легко ли шёл ребёнок на контакт?
«да» – 27 чел.
«нет» – 3 чел.
Вывод: у 10% детей наблюдались проблемы в общении с одноклассниками.
Вопрос № 6. Какие напутственные слова вы говорили своему ребёнку 1 сентября?
«У тебя всё получится!» – 12 чел.
«Слушай внимательно учителя!» – 5 чел.
« Будь со всеми доброжелателен!» – 4 чел.
«Теперь ты старше – спрос будет строже!» – 2 чел.
«Тебе повезло, ты узнаешь много нового!» – 4 чел.
«Держись, впереди 11 лет!» – 1 чел.
Вывод: 53% родителей положительно мотивировали ребят, 37% давали наставления, помогающие избежать проблем, а 1 человек в шутку или всерьёз настроил ученика на негативное отношение к учёбе.
Вопрос № 7. Как отметили первый школьный день?
– погуляли в парке – 13 чел.
– посидели в кафе – 3 чел.
– сходили в кино – 2 чел.
– попили дома с родственниками чай – 13 чел.
– выступала на городском празднике – 1 чел.
– никак – 1 чел.
Вывод: 97% родителей дали почувствовать ребёнку всю радость от первого прожитого школьного дня, 3% никак не обозначили этот день.
На первом родительском собрании я задала своим родителям вопрос: «Ваше главное пожелание учителю? Что вы ждёте от учебного процесса?» Большинство ответили: «Чтобы детям было комфортно в школе».
Поэтому я даю на первом родительском собрании ещё весной следующую «Памятку советов»:
Советы будущим родителям первоклассников:
1. Не показывайте детям, что вы волнуетесь и переживаете – дети очень чуткие, всё поймут. Лучше настройте на позитивный лад – «У тебя всё получится!»
2. Не заставляйте ребёнка прыгать выше головы и своих способностей! (Вы ведь тоже не нобелевский лауреат).
3. Не ругайте их по любому поводу, не сравнивайте с другими детьми («А Маша лучше тебя рассказала стихотворение!»).
4. Учите ребёнка прислушиваться к чужому мнению.
5. Старайтесь воспитывать личным примером и помните народную мудрость: «От осинки не бывает апельсинки».
6. Если у ребенка проблемы в общении со сверстниками, помогите разобраться, проанализируйте, найдите решение.
7. Учите ребёнка говорить чаще «МЫ», а не «Я»!
8. Мама и папа! Вместе принимайте активное участие в школьной жизни. Поверьте, ребёнок скажет вам «спасибо»!
1 сентября в 1 классе – особый праздник. В этот день ребёнок получает настрой на учёбу, от того, как он пройдёт, зависит дальнейшее восприятие школы и учёбы у детей.
Предлагаю свою методику проведения мероприятия «Первый раз в 1 класс» (после торжественной линейки)
1. Нескольким группам детей раздаю большие поролоновые буквы, каждая группа составляет из них слова и поднимает вверх (КЛАСС, ДРУЖБА, ЗНАНИЯ, ВЕСЕЛО, УРОК). Составьте с ними предложения.
2. «Клубок ДРУЖБЫ» (В руках у учителя большой шерстяной клубок красного цвета). – Ребята, одно из слов, которые вы собрали, «ДРУЖБА». А что это такое? Ответы детей. – Я надеюсь, что наш класс будет очень дружным, поэтому мы сейчас сплетемся в один клубок. Я беру кончик нити и передаю клубок любому ученику, он следующему, тот дальше и так оплетаем весь класс!
3. Загадки. Собираем большой портфель. (Книга, карандаш, линейка, резинка, ручка…)
4. Заранее подготовленные дети в шапочках (2 чел.) с огромным бумажным портфелем разыгрывают сценку «ОХ» и «АХ» идут учиться» (Телеганова М.В., 2012 г.).
ОХ и АХ пришли учиться.
АХ: Вот и школа!(восхищённо)
ОХ: Вот и класс…(грустно)
Оба: Только ж надо так случиться – всё по-разному у нас!
АХ: Не боюсь идти я в школу, я от школы плюсов жду!
Что учитель будет клёвый и друзей себе найду!
ОХ: Ох, вставать придётся рано,
Я не высплюсь, слышишь, мама!
АХ: Мне портфель купили, ах!
Не опишешь в двух словах,
Ручки, книжки и тетрадки
У меня лежат в порядке!
ОХ: Я уже сломал линейку,
И тетрадка порвалась…
Ох, зачем мне, семилетке,
Эта школа-то сдалась?
АХ: Ну, а я хочу учиться!
Много знаний получу.
ОХ: Где всё это пригодиться?
Ничего я не хочу!
Как же высидеть урок?
Ничего, посплю часок…
АХ: Как же я урокам рад!
Русский, инглиш.. Слышишь, брат?
ОХ: Ох, не трогайте меня,
Пережить бы так три дня,
И каникул как назло
Долго нету…
АХ: Повезло! Столько дней я в школе нашей
Наслаждаться буду кашей!
ОХ: Ох, и каша? Вот детсад!
Что же ты, глупышка, рад?
АХ: Каша – для спортсменов друг,
Пища для мозгов и рук!
ОХ: Где ж тут пища? Размазня!
Ты не убедил меня!
АХ: Сколько ж в классе детворы!
Все сгодятся для игры!
ОХ: Ну, толпень-то, ну ей богу!
Дайте, дайте мне дорогу!
АХ: Ты, дружок, не ной, не плачь!
Поиграем лучше в мяч.
В переменку отдохнёшь –
На уроке не уснёшь!
Вообщем, если есть настрой –
То урок хорош любой.
ОХ: Ну, попробовать мне что ли
Поучиться в этой школе.
Классный вроде бы не вредный,
Подружусь я с ним, наверно!
Вместе: Мы вас заверяем, дети,
В школе здорово, поверьте!
И гимназия у нас
Просто самый высший класс!
5. Просмотр м/ф «Чебурашка идёт в школу».
6. Отгадайте, что это?» Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет».
Правильно, ШКОЛА. Рисуем рисунки «МОЯ ШКОЛА». Выставка.
От того, как вместе сработают учитель и родители, зависит успешность или неуспешность ребёнка в обучении. Будет ли ему комфортно в школе, побежит ли он радостно на урок, с каким настроением он откроет школьную дверь – всё это зависит от родителей и, конечно, от учителя!
Список литературы:
1. Безруких М. М, Ефимова С.П. Ребёнок идет в школу. – Москва, 1996.
2. Глоссер У. Школа без неудачников. – Москва, 1991.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – Москва,1996.
4. Данилова Е. Памятка для родителей первоклассников // журнал Школьный психолог, 2002. – № 6.
5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.
6. Панченко С. Проективная методика «Школа зверей» (диагностика адаптации учащихся в школе) // Школьный психолог, 2000. – №12.
Количество просмотров: 7442 |
Добавить комментарий