Детские общественные объединения как форма участия детей в жизни общества
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении к подрастающему поколению является реализация права на активное участие в жизни общества. Эта группа включает такие права, как право на выражение собственного мнения, право объединяться в ассоциации, участвовать в решении проблем, касающихся их жизни и развития [3, с 154]. Данная группа формулируются на основе статей Конвенции ООН о правах ребенка. В Российской Федерации направление, актуализирующее участие детей в жизни общества, отражено в принятой в 2012 году Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которая приоритетной задачей ставит расширение сети детских и юношеских творческих объединений и других форм самодеятельности детей и подростков, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.
В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. Одной из актуальных форм участия детей в жизни общества являются детские общественные объединения.
Для организации деятельности детских общественных объединений как формы участия детей в жизни общества необходимо создание особых условий и способов организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности. Одно из условий – педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения как формы участия детей.
В рамках детских общественных объединений (далее ДОО) могут быть реализованы следующие функции участия детей в жизни общества:
– включение членов ДОО на посильном для них уровне в общественную жизнь, разнообразную социальную практику как средство гражданского становления личности ребёнка;
– удовлетворение потребностей и интересов членов ДОО, прежде всего, социальных по своей сути, например, в объединении, в общении, в самоутверждении, в реализации своих способностей на практике; передача некоторых специфических знаний (тех, которые трудно формируются и передаются школой, другими социально-педагогическими институтами, скажем организаторских, связанных с опытом самоуправления и т.п.);
– целенаправленное введение детей в социум и адаптация их к нему;
– защита прав, достоинства, интересов членов ДОО, в том числе от негативных влияний окружающих их социальных явлений [2].
Специфика деятельности и отношений в детских общественных объединениях способствует реализации значимого принципа участия детей в жизни общества. Этот принцип заключается в опоре на партнерскую модель взаимоотношений педагогов и детей при привлечении и организации участия детей в жизни общества. В рамках данной модели ответственность за приобретение знаний и опыта делится пополам, между детьми и взрослыми: «я, взрослый, создаю структуру, а ты, работая в ней, приобретаешь свой собственный опыт, и что именно ты вынесешь для себя в результате, – зависит только от тебя». На взрослых лежит задача создания структуры и событийности, а степень активности является ответственностью самих детей. Ключевой особенностью модели партнерства является ответственное участие детей и молодежи в управлении деятельностью: они не только являются исполнителями, но и принимают решения совместно со взрослыми, разделяя ответственность за последствия принятых решений. Цель реализации партнерской модели взаимоотношений взрослых и детей заключается в том, чтобы дети приобрели практический опыт, который усилит их потенциал и поможет им стать активными членами общества.
Реализация данный модели подразумевает:
– позитивную ориентацию: вместо вопроса «что мы можем сделать для искоренения негативных явлений?», ставится вопрос «какие возможности, какую поддержку нужно предоставить подросткам для того, чтобы они были подготовленными и вовлеченными в жизнь общества?»;
– опору на сильные стороны: необходимо предоставить детям и подросткам возможности для развития своих способностей, имеющихся у них «сильных сторон», которые позволят им найти свое место в жизни;
– универсальность: вместо разделения детей и подростков на категории по принципу наличия той или иной социальной проблемы и отдельного воздействия на каждую из категорий, необходимо создавать возможности для развития всех детей и подростков, вне зависимости от различий;
– опору на общество: позитивное развитие детей – дело всего общества, а не только специалистов. Из этого следует, что обеспечение позитивного развития детей и подростков требует расширения сферы деятельности традиционных программ и привлечения широкого спектра общественных структур;
– партнерство: дети должны находиться не в роли получателей услуг, а в роли партнеров. Они должны иметь возможность вносить свой собственный вклад в планирование и реализацию деятельности.
Концепция партнерства предполагает возможность детей и подростков свободно участвовать в социальных процессах и процессах развития. При этом такая вовлеченность должна быть активной, добровольной и осознанной.
Педагогическая организация участия детей в жизни общества на основе партнерской модели взаимоотношении имеет следующий социально-педагогический потенциал:
– детям предоставляется возможность приобретения опыта, знаний и навыков для адекватного усвоения того огромного объема информации, с которым они сталкиваются в современной жизни;
– детям предоставляется возможность приобрести опыт долгосрочных поддерживающих взаимоотношений со взрослыми;
– детям предоставляется возможность получить подготовку к самостоятельной взрослой жизни, включая формирование навыков самостоятельного и ответственного принятия решений.
Для достижения реального участия детей и подростков в жизни общества необходимо обеспечение их определенным набором инструментов, таких как:
– подготовка детей и подростков к участию в общественной жизни;
– вовлечение детей и подростков в жизнь общества с помощью информационных и коммуникационных технологий;
– расширение участия детей и подростков в работе СМИ;
– поощрение детей и подростков к безвозмездному труду и служению обществу;
– поддержка детских проектов и инициатив [1, с. 241].
На наш взгляд, именно детские общественные объединения являются эффективной формой участия детей в жизни общества, так как в связи со спецификой принципов организации объединений (самореализация, самоорганизация, самодеятельность, самоуправление, участвующая и поддерживающая функция взрослых, ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности), и системой отношений (демократизм, гуманизм) происходит обеспечение формирования социального опыта. Это, в первую очередь, опыт солидарного участия в обустройстве общественной жизни и общественно-приемлемых способов социального самоутверждения, освоении опыта общественного самоуправления и социальной ответственности.
Список литературы:
1. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей: совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). – М., 2011. – 272 с.
2. Лебедев Д. Н. Социально-педагогический потенциал // Пионеория 21 века [Электронный ресурс] URL: http://xn--c1arhd.xn--p1ai8F-xxi- %D0%B8%D1%86%D1%8B.html
3. Методика преподавания прав ребенка: Учеб.пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Д. М. Маллаев, Н. А. Сеидов, Д. И. Гасанова, Д. М. Абдуразакова, А. В. Керимова, П. О. Омарова, М. Г. Гасанов // Под ред. проф. Д. М. Маллаева и проф. П. О. Омаровой. – Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ», Алеф, 2008. – 218 с.
Количество просмотров: 6916 |
Добавить комментарий