Детские общественные объединения как форма участия детей в жизни общества

 
 

Скрыпникова Екатерина Михайловна,

ассистент кафедры педагогики и психологии ИИГСО

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

 

Детские общественные объединения как форма участия детей в жизни общества

В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении к подрастающему поколению является реализация права на активное участие в жизни общества. Эта группа включает такие права, как право на выражение собственного мнения, право объединяться в ассоциации, участвовать в решении проблем, касающихся их жизни и развития [3, с 154]. Данная группа формулируются на основе статей Конвенции ООН о правах ребенка. В Российской Федерации направление, актуализирующее участие детей в жизни общества, отражено в принятой в 2012 году Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которая приоритетной задачей ставит расширение сети детских и юношеских творческих объединений и других форм самодеятельности детей и подростков, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.

В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. Одной из актуальных форм участия детей в жизни общества являются детские общественные объединения.

Для организации деятельности детских общественных объединений как формы участия детей в жизни общества необходимо создание особых условий и способов организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности. Одно из условий – педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения как формы участия детей.

В рамках детских общественных объединений (далее ДОО) могут быть реализованы следующие функции участия детей в жизни общества:

– включение членов ДОО на посильном для них уровне в общественную жизнь, разнообразную социальную практику как средство гражданского становления личности ребёнка;

– удовлетворение потребностей и интересов членов ДОО, прежде всего, социальных по своей сути, например, в объединении, в общении, в самоутверждении, в реализации своих способностей на практике; передача некоторых специфических знаний (тех, которые трудно формируются и передаются школой, другими социально-педагогическими институтами, скажем организаторских, связанных с опытом самоуправления и т.п.);

– целенаправленное введение детей в социум и адаптация их к нему;

– защита прав, достоинства, интересов членов ДОО, в том числе от негативных влияний окружающих их социальных явлений [2].

Специфика деятельности и отношений в детских общественных объединениях способствует реализации значимого принципа участия детей в жизни общества. Этот принцип заключается в опоре на партнерскую модель взаимоотношений педагогов и детей при привлечении и организации участия детей в жизни общества. В рамках данной модели ответственность за приобретение знаний и опыта делится пополам, между детьми и взрослыми: «я, взрослый, создаю структуру, а ты, работая в ней, приобретаешь свой собственный опыт, и что именно ты вынесешь для себя в результате, – зависит только от тебя». На взрослых лежит задача создания структуры и событийности, а степень активности является ответственностью самих детей. Ключевой особенностью модели партнерства является ответственное участие детей и молодежи в управлении деятельностью: они не только являются исполнителями, но и принимают решения совместно со взрослыми, разделяя ответственность за последствия принятых решений. Цель реализации партнерской модели взаимоотношений взрослых и детей заключается в том, чтобы дети приобрели практический опыт, который усилит их потенциал и поможет им стать активными членами общества.

Реализация данный модели подразумевает:

– позитивную ориентацию: вместо вопроса «что мы можем сделать для искоренения негативных явлений?», ставится вопрос «какие возможности, какую поддержку нужно предоставить подросткам для того, чтобы они были подготовленными и вовлеченными в жизнь общества?»;

– опору на сильные стороны: необходимо предоставить детям и подросткам возможности для развития своих способностей, имеющихся у них «сильных сторон», которые позволят им найти свое место в жизни;

– универсальность: вместо разделения детей и подростков на категории по принципу наличия той или иной социальной проблемы и отдельного воздействия на каждую из категорий, необходимо создавать возможности для развития всех детей и подростков, вне зависимости от различий;

– опору на общество: позитивное развитие детей – дело всего общества, а не только специалистов. Из этого следует, что обеспечение позитивного развития детей и подростков требует расширения сферы деятельности традиционных программ и привлечения широкого спектра общественных структур;

– партнерство: дети должны находиться не в роли получателей услуг, а в роли партнеров. Они должны иметь возможность вносить свой собственный вклад в планирование и реализацию деятельности.

Концепция партнерства предполагает возможность детей и подростков свободно участвовать в социальных процессах и процессах развития. При этом такая вовлеченность должна быть активной, добровольной и осознанной.

Педагогическая организация участия детей в жизни общества на основе партнерской модели взаимоотношении имеет следующий социально-педагогический потенциал:

– детям предоставляется возможность приобретения опыта, знаний и навыков для адекватного усвоения того огромного объема информации, с которым они сталкиваются в современной жизни;

– детям предоставляется возможность приобрести опыт долгосрочных поддерживающих взаимоотношений со взрослыми;

– детям предоставляется возможность получить подготовку к самостоятельной взрослой жизни, включая формирование навыков самостоятельного и ответственного принятия решений.

Для достижения реального участия детей и подростков в жизни общества необходимо обеспечение их определенным набором инструментов, таких как:

– подготовка детей и подростков к участию в общественной жизни;

– вовлечение детей и подростков в жизнь общества с помощью информационных и коммуникационных технологий;

– расширение участия детей и подростков в работе СМИ;

– поощрение детей и подростков к безвозмездному труду и служению обществу;

– поддержка детских проектов и инициатив [1, с. 241].

На наш взгляд, именно детские общественные объединения являются эффективной формой участия детей в жизни общества, так как в связи со спецификой принципов организации объединений (самореализация, самоорганизация, самодеятельность, самоуправление, участвующая и поддерживающая функция взрослых, ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности), и системой отношений (демократизм, гуманизм) происходит обеспечение формирования социального опыта. Это, в первую очередь, опыт солидарного участия в обустройстве общественной жизни и общественно-приемлемых способов социального самоутверждения, освоении опыта общественного самоуправления и социальной ответственности.

Список литературы:

1. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей: совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). – М., 2011. – 272 с.

2. Лебедев Д. Н. Социально-педагогический потенциал // Пионеория 21 века [Электронный ресурс] URL: http://xn--c1arhd.xn--p1ai8F-xxi- %D0%B8%D1%86%D1%8B.html

3. Методика преподавания прав ребенка: Учеб.пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Д. М. Маллаев, Н. А. Сеидов, Д. И. Гасанова, Д. М. Абдуразакова, А. В. Керимова, П. О. Омарова, М. Г. Гасанов // Под ред. проф. Д. М. Маллаева и проф. П. О. Омаровой. – Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ», Алеф, 2008. – 218 с.

Количество просмотров: 6916  

Добавить комментарий

1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы