Скороговорка – помощник логопеда

 
 

Белоусова Людмила Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад «Малыш»

р.п. Черемушки г. Саяногорска республики Хакасия

 

Скороговорка – помощник логопеда

Речевое развитие ребенка проходит несколько этапов, и уже в младенческом возрасте он начинает улавливать, перенимать, познавать все элементы звучащей речи: звуки, темп, ритм, мелодику. В дошкольные годы ребенок проходит курс ораторского искусства, учится излагать свои мысли точно, логично, выразительно; приобретает умение чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова, но и осознавать из каких звуков они состоят. Это необходимо для успешного учения в школе. Но на каком уровне он это усвоит – в значительной степени зависит от нас с вами. Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво: много детей с дефектами произношения звуков, речь однообразна, слабо развита монологическая речь.

В семьях, где взрослые говорят красиво, правильно – дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольников формируется по подражанию.

Поскольку скороговорки, как и другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, мы в своей работе придаем им особое значение.

Вся прелесть скороговорки в том, что сразу ее ни за что не повторишь. Звуки как будто дразнятся, меняются местами, путаются, пропадают, зеркально повторяются и предлагают померяться силами, испытать свой язык, память и слух. Скороговорки почти всегда воспринимаются на слух и от того, как услышишь, что запомнишь и поймешь, будет зависеть результат. Они помогают развить подвижность языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата.

У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется. Каждая из них решает свою задачу. Ребенку приходится внимательно прислушиваться к произносимому слову, и, слыша его, произносить самому. Таким образом, в игре со скороговоркой, мы учим детей слышать, а это очень важный фактор в процессе развития ребенка – это залог успеха. Кроме того, они воспитывают в детях память, внимание, любознательность, будят фантазию ребенка, помогают проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.

Учитывая все это, мы включили в свою работу скороговорку и поставили определенные задачи:

– учить управлять голосом;

– развивать эмоциональность, выразительность речи детей;

– отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения;

– развивать дыхание;

– учить детей управлять своими чувствами, развивать артистические данные, расширять кругозор детей, развивать воображение и память;

– расширять словарный запас;

– развивать мелкую моторику рук.

Учитывая опыт работы детского сада в интегрированном направлении, мы в своей работе со скороговоркой стараемся также включить как можно больше анализаторов.

Зрительное восприятие: ведь многие скороговорки при первоначальном произношении не очень понятны детям, поэтому мы стараемся объяснить, показать, нарисовать на доске рисунок, используем аппликацию: У УЖА УЖАТА, У ЕЖА ЕЖАТА.

При медленном первоначальном произношении указываем на картинки, пока дети не уловят смысл. Потом убираем картинки, но просим при произношении представлять их. И так произносим, пока не запомним. А в этой еще более сложной скороговорке используем аппликацию:

ВО ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА.

НЕ РУБИ ДРОВА НА ТРАВЕ ДВОРА,

А если в работе со скороговоркой используются движения пальцев рук, то такой работе нет цены.

Несколько лет назад очень трудно было найти скороговорки, они были, но в малом количестве; сейчас же их много, а вот как работать с ними… Мы предлагаем вам некоторые варианты работы со скороговоркой.

Будем рады, если логопеды, учителя, воспитатели, родители воспользуются нашими советами в работе по звуковой культуре речи и не только.

ВАРИАНТЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКОЙ:

Скажите, какие звуки чаще всего повторяются в этой скороговорке?

Произнеси скороговорку тихо (по секрету), громко.

Проговори, ускоряя темп.

Представь, что ты серебряный колокольчик, прочитай так, будто ты серебряный колокольчик (высоким громким голосом).

Выдели голосом первое, второе, третье и т д. слово.

Прочитай, делая остановку в конце каждой строки.

Первые три строки читаем соло, а остальные – хором.

Кто быстрее.

Собери скороговорки, рассыпанные случайно Скоморохом (три-четыре скороговорки по слову на карточках).

Проговори скороговорку: вопросительно, с сомнением, удивленно, утвердительно, восхищенно, сообщая, с огорчением, с грустью, с уточнением.

Проговори скороговорку на одном выдохе.

Отгадай скороговорку только по гласным звукам:

-а –о-е А-а-а- -а—е- --у- -ы- -и-о—а- (На горе Арарат растет крупный виноград).

Говори громко, постепенно переходя на шепот, а затем произнося одними губами.

Придумаем сказку из скороговорок.

Телесводка новостей из скороговорок.

Конкурс на лучшего скороговорщика.

Конкурс на самого быстрого скороговорщика.

Конкурс на лучшего певца скороговорок.

Конкурс на лучшего знатока скороговорок.

Конкурс рисунка к данной скороговорке.

Диалог по скороговорке.

Такая работа со скороговоркой проводится только после того, как отработаны этапы медленного, правильного и четкого ее произнесения.

Надеемся, что наша работа заинтересует вас и будет полезна в работе над своей речью или речью детей. Скороговорки приводить нет смысла, литературы сейчас очень много. Успехов всем.

Предложенный материал можно использовать как часть занятия, как самостоятельное задание при подготовке к конкурсам, в проведении досуга, при работе с родителями. Кроме авторских сказок есть подборка сказок и других авторов, но ценность материала в том, что к каждой сказке дан ряд заданий для облегчения работы взрослых. Любой педагог может творчески подойти к данному материалу, он располагает большими возможностями.

Количество просмотров: 11670  

Добавить комментарий

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы