Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору
Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах,
имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов.
К. Д. Ушинский
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная, и сегодня она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле. А приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:
1. Народный фольклор (потешки, пословицы, сказки).
2. Народные песни, музыкальные инструменты.
3. Умение найти и выделить народный русский костюм.
4. Знание народных игрушек.
5. Произведения народного декоративного искусства.
6. Знание народных примет.
7. Особенности быта и труда русских людей.
8. Как отмечали праздники. Какие обычаи соблюдали.
Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешенным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения.
Все начинается с малого. От любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и в конечном счете – преданности своей Родине.
Каждый народ имеет свои культурные традиции, которые необходимо передавать, и уважать, как драгоценность, из поколения в поколение.
Так как особо актуальной сегодня является задача привития детям любови к русской культуре, знакомство с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, песнями, танцами, воспитание нравственно-патриотических чувств, на базе нашего детского сада была создана фольклорная студия «Семьюшка». Руководителями являются воспитатель Шадрина З.А. и музыкальный руководитель Бакланова В.В. Почему мы назвали свою студию «Семьюшка»? Мы считаем, что народная культура основывается в первую очередь, на семейных традициях. В «Семьюшке» родители являются полноправными партнерами, участниками многих мероприятий, как и мы, «носителями» данной системы воспитания. Находясь в дошкольном учреждении большую часть времени, дети чувствуют себя как в семье. И мы, все, как одна большая и дружная «СЕМЬЯ – СЕМЬЮШКА».
Программа студии имеет следующие разделы:
Народная сказка
Народная песня и ее режиссура
Народный танец
Народные игры
Народные музыкальные инструменты
Малые жанры фольклора
Календарно-обрядовые праздники.
Программное содержание разделов соответствует возрастным особенностям детей. В течении обучения дети усваивают материал от простого к сложному.
Цель программы: Приобщение дошкольников с духовной культуре русского народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Осенины, Масляница, Святки, Рождество, Ярмарка и др.
3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировали, танцевальных движениях.
4. Учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать хозяев.
5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.
6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. 7. Формировать чувство национального достоинства.
8. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.
9. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники: Осенины, Рождество, Масленицу, Троицу, Пасху. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, мы наблюдаем их живой интерес к этому процессу и познавательную активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителем которой они являются. Гармонично формируются нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Фольклорная студия «Семьюшка» тесно взаимодействует с другими кружковыми секциями детского сада:
– с театральной студией. Ставим сказки, разыгрывает песни;
– с кружком по ручному труду, преподаватель ИЗО деятельности помогает осуществлять знакомство с народными промыслами, дети изобретают различные поделки из теста, природного материала;
– хореография помогает в постановке народных танцев, хороводов;
– тесно сотрудничаем с кружком вышивки и бисероплетения;
– взаимодействуем с экологическим кружком.
Работа студии проходит более эффективно и даёт определённые результаты при участии специалистов ДОУ. К консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие воспитатели и педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам, также берут на себя определённые роли. Беседы с родителями, их участие в работе студии помогает и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и тем самым достичь желаемых результатов.
Одним из самых ярких показателей результативности является ярко выраженный интерес и желание современных детей участвовать в фольклорных праздниках, развлечениях, досугах. Рассматривать древнерусские костюмы, предметы быта, изготовлять своими руками поделки, суть которых идёт из национального прошлого.
Следующим показателем можно считать возросший интерес и желание родителей включаться в проведение данных мероприятий. Участие принимают от 50% до 70% родителей. Это при том, что современные родители – люди крайне занятые, имеющие позицию «перекладывать» процесс воспитания собственных детей на сферы образования.
И еще одним показателем является положительное влияние на личностное развитие ребенка. «Ведь только личность, воспитанная на идеалах истины, добра и красоты может делать правильный моральный выбор» В.И. Батурина. В процессе работы раскрывается детская коммуникабельность, креативность, толерантность. У ребенка наблюдается особое уважение к членам своей семьи, к старшим. В них закладываются крепкие основы дружбы. Они легко входят в школьный коллектив, с удовольствием включаются в разнообразные мероприятия и становятся одними из главных участников.
Чувство патриотизма формируется именно в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов.
Список литературы
1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П, И-Детство-Пресс, 2004. – с. 300.
2. Бердникова Н.В. Весёлая ярмарка. Ярославль, И-Академия Развития, 2005. – с. 223.
3. Календарные обрядовые праздники для дошкольников. Москва: Педагогическое общество России, 2007. – с.143
4. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством, С-П, 2001. – с. 394.
Количество просмотров: 12564 |
Добавить комментарий