Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

 
 

Новикова Наталья Васильевна,

воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ д/с № 395 г. Новосибирска

 

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Важное место в современном мире отводится вопросам безопасности жизни. Очень сложно оградить ребенка от опасностей, которые могут угрожать их здоровью и жизни. Потребность в безопасном окружении входит в число ключевых человеческих потребностей. Известный психолог А. Маслоу в ходе исследовательской работы сделал вывод, что потребность детей в безопасности – основная и доминирующая потребность, а ее игнорирование или сокращение замедляет и деформирует ее дальнейшее развитие.

К сожалению, гарантировать абсолютную безопасность невозможно, и опасности нас и наших детей могут подстерегать в любом месте и в любое время. Особенно это касается детей. Ни у кого не возникнет сомнения, что в наше время с ранних лет необходимо начинать формировать у детей умения анализировать и оценивать масштабы возможной опасности, предотвращать ее.

Важное направление деятельности в работе детского сада – поиск целесообразного и верного способа формирования у детей осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. В нашем детском саду в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 395 компенсирующего вида» реализуется программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста (5-7 лет), которая направлена на развитие познавательной активности дошкольника. При разработке программы педагоги учитывали важность как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков для детей. Причем практическим навыкам отводится основное время и реализуются они через игру, как ведущий вид деятельности дошкольников. Подобраны различные игры, направленные на расширение знаний, умений и развитие таких навыков у дошкольников как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, решение проблемных задач и другое. В программу включены задания разных уровней сложности, в соответствии с принципом индивидуализации и дифференциации обучения, что позволяет развивать и стимулировать углубление знаний, и совершенствовать умения и навыки у дошкольников.

Образовательная деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста проводятся во второй половине дня в совместной деятельности взрослых и детей, один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в зависимости от возраста.

Основное содержание работы по программе строиться по направлениям:

– здоровье и эмоциональное благополучие ребенка;

– ребенок и другие люди;

– ребенок и природа;

– ребенок дома;

– ребенок на улицах города.

В соответствие с направлениями работы воспитателями групп, в которых реализуется данная программа разрабатывается перспективный план работы на год.

Цель программы: формирование основы безопасного поведения у дошкольников в повседневной жизни.

В рамках блока программы «Здоровье и эмоциональное благополучие» мы с ребятами старшей группы «Василёк» беседовали на такие темы как: здоровье – главная ценность человеческой жизни, о навыках личной гигиены, врачи наши друзья и другие. Было организовано мероприятие «Встречи с интересными людьми», когда к детям приходили врач-стоматолог и врач скорой помощи и рассказывали детям об особенностях своей профессии, учили правильно чистить зубы и даже оказывать первую помощь.

При изучении темы «Ребенок и другие люди» беседовали с детьми о поведении с незнакомцами. Чтобы тема «не пугала» детей она рассматривалась в игровой форме: рассматривали иллюстрации, смотрели мультфильмы и презентации, разыгрывали ситуации, читали детскую литературу («Новые правила поведения для воспитанных детей», «Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми», «Не открывай дверь чужим людям» и другие).

В соответствии с ФГОС ДО программа ДОУ должна быть также направлена в области социально-коммуникативного развития на формирование у детей позитивных установок к различным видам труда, формирование основ безопасного поведения в быту и природе. Воспитание дошкольников труду должно осуществляться на примерах: как нужно вести себя в разной обстановке – дома, на улице, на игровой площадке. Например, при посадке растений, дети должны знать, что необходимо аккуратно пользоваться инвентарём, (чтобы земля не попала в глаза). Вместе с детьми наводили порядок на своей игровой площадке: собирали палочки, камушки, зимой чистили снежок, наводили порядок в выносном материале – перебирали игрушки и убирали поломанные игрушки. При этом предварительно обязательно проводились беседы с детьми: в природе все взаимосвязано, загрязнение окружающей среды и другие.

Различные виды труда оказывают важное влияние на развитие таких навыков, как дисциплинированность, организованность и другие качества, которые помогут ребенку контролировать свое поведение. Использование возможностей различных видов труда помогут ребенку приобрести свой личный опыт, а при содействии взрослого дошкольники смогут замечать свои ошибки и ошибки окружающих, а также они уже могут замечать примеры для подражания.

Например, в группе создан уголок природы, где представлены различные виды растений. Педагог объясняет детям, растения – это живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться – их сосуществование с человеком взаимовыгодно. Дети учатся рыхлить почву (также отрабатывается вопрос безопасности – рыхлить небольшой палочкой с заострённым концом нужно очень осторожно), поливать растения.

Благодаря трудовому воспитанию на практическом материале дети могут успешно освоить приемы безопасного поведения в разных ситуациях, используя свои знания из области естественных наук, социально-этических навыков: эти правила не просто предъявляются детям в приказном порядке, а есть необходимость совместно разрабатывать их. Также используем такую форму труда детей, как дежурства. При организации различных видов дежурств в группе у детей совершенствуются навыки самостоятельной трудовой деятельности, осознается ее социальная направленность и мотивация, ведь работа дежурных направлена на помощь взрослому и на удовлетворение потребностей самих детей. Велика и работа по формированию основ безопасного поведения у дошкольников при организации дежурства в группе. Выполняя обязанности дежурного по столовой, ребенок должен быть очень внимателен и осторожен, чтобы не уронить посуду, никого не задеть. Во время дежурства у детей происходит формирование социально ценных качеств личности – ответственность за выполненное дело, заботливое отношение к людям, привычка к выполнению трудовых обязанностей.

Небольшой, но не менее важный блок в программе по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста – это «Ребенок дома». В рамках данного блока отрабатывались такие темы: открытое окно, балкон, экстремальные ситуации в быту, телефоны экстренных служб.

При изучении блока «Ребенок на улицах города» в совместной деятельности дети изготавливали альбом по правилам дорожного движения, участвовали в акции «Кресло безопасности», играли в различные дидактические игры по ПДД, был разработан проект «Правила дорожного движения».

Важное значение отводится развивающей предметно-пространственной среде. В группе создан уголок безопасности, где представлены плакат по ПДД, макет дороги с пешеходным переходом и игровые знаки дорожного движения.

Вся работа проводится в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Для этого организовываем беседы, оформляем стенды, буклеты, проводя такую работу повышается активность родителей в обеспечении безопасности детей.

Современный уровень и темп развития жизни показывает необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности людей, это требует развития в данном направлении как педагогов, так и родителей и детей. Дети настолько уязвимы и открыты для самых разных опасных ситуаций, мы – взрослые должны учить их основным правилам безопасности, воспитывать самостоятельность и ответственность за своё здоровье, выполнять основные правила безопасного поведения в социуме, в природе и в быту. Дети научаются распознавать опасные ситуации, предвидеть их.

Предполагаемыми результатами реализации данной Программы мы видим: сохранение здоровья, обеспечение охраны и культуры личной безопасности дошкольника в окружающем мире. Знания, четкая позиция и правильные действия, будут способствовать успешному решению задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Двигаясь небольшими, но верными шагами к осознанному отношению к своему здоровью, дети смогут продолжить это в школе, а затем и во взрослой жизни. Детский сад – это основа безопасной личности, и дошкольники смогут организовать свое будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие – здоровье на долгие, долгие годы.

Количество просмотров: 8109  

Добавить комментарий

1. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы