Коллективные творческие дела для развития общностей младших школьников

 
 

Сахарова Марина Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ г. Новосибирска «Гимназия № 12»

 

Коллективные творческие дела для развития общностей младших школьников

Работа педагога, как и другая профессиональная деятельность, подверглась стандартизации. На сегодняшний день разработан и утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. № 544н профессиональный стандарт для педагога (учителя, воспитателя). В пункте 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность» в трудовые действия учителя входит реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы. Кроме того, создание в учебных группах (классе, кружке, секции) разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников является необходимым умением современного учителя.

Одновременно, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность школьников является неотъемлемой частью базисного учебного плана, которая способствует расширению образовательного пространства. Формирование личности происходит посредством обучения, развития и воспитания. Это формирует универсальные учебные действия и жизненно важные компетенции младшего школьника: принимать решения, быть коммуникативным, толерантным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Для проектирования и реализации воспитательных программ учителю необходимы знания, как нормативных документов, так и основ методики воспитательной работы, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий, одной из которых может стать технология коллективного творческого дела.

Начиная работать над коллективным творческим делом (далее КТД) «Широкая Масленица», я предположила, что комплексное воздействие на ребенка через историю традиций, усвоение истории национальных костюмов, смысловое содержание обрядов даст возможность принципиально по новому подойти к восприятию детьми культурного наследия своего народа.

Цель КТД: создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей к проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самоуправления.

Задачи:

1. Реализовать принцип сотрудничества детей, родителей, классного руководителя.

2. Создать условия для социализации учащихся.

3. Развить творческую деятельность через КТД.

Этапы реализации КТД «Широкая Масленица»

1 этап. Предварительная работа

С детьми с помощью приема «Мозговой атаки» обсуждаются вопросы: Что будем делать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать?

2 этап. Коллективное планирование

На сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты проведения КТД. Составляется кластер.

Один из вариантов берется за основу, создается проект КТД.

3 этап. Коллективная подготовка

Между детьми, родителями и классным руководителем распределяются поручения.

4 этап. Проведение дела.

КТД проводится в виде путешествия по масленичной неделе. Для этого изготавливается маршрутный лист (программа мероприятия) и карта путешествия (афиша).

5 этап. Коллективный анализ.

Проведенное дело обсуждается на общем сборе. Дети и родители высказывают свое мнение о проведенном деле, об удачах и недостатках. Сборник «Масленица с понедельника по пятницу», дарится каждому участнику проекта.

Форма работы

Обязанности

участников

Количество

участников

Классный час «Широкая Масленица»

Поиск материала

Создание презентации

Проведение классного часа

8 учеников 

8 родителей

Конкурс рисунков

«Эх, да Масленица»

Нарисовать рисунок

Организация выставки

Сканирование работ

Все ученики

3 родителя

Мастер – класс по изготовлению чучела Масленицы

Подготовка необходимых материалов

Изготовление чучела

8 учеников 

2 родителя

Конкурс «Ой, блины, блины, блины…»

Поиск рецептов

Дегустация в классе

Все ученики и родители

Конкурсно-игровая программа «Игры и забавы»

Написание сценария

Подготовка реквизита

Проведение игр, награждение

Все ученики 

7 родителей

Экскурсия в областной центр русского фольклора и этнографии

Организация поездки

Подготовка фоторепортажа

Все ученики

 2 родителя

Театрализованное представление «Прощай, Масленица»

Написание сценария Музыкальное оформление

Изготовление реквизита

Все ученики и родители

Ход проведения масленичной недели:

Понедельник – «Встреча»

Классный час (слайд-программа) «Обычаи и традиции Масленицы».

При подготовке классного часа у детей появилась возможность развить не только умение работать за компьютером с программой Power Point, применить полученные знания и навыки из других учебных предметов, но и коммуникативные навыки. Ребята научились работать в коллективе, выслушивать других, излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Вторник «Заигрыш»

Мастер-класс по изготовлению чучела Зимы.

 

 

В основе мастер-класса, проведенного родителями, лежал системно-деятельный подход. Ученики из пассивного объекта стали активными субъектами. Это эффективная форма передачи знаний и умений родителями – детям.

Среда – «Лакомка»

Дегустация блинов «Ой, блины, блины, блины…».

 

  

Время, проведённое вместе, положительно сказалось на психологическом развитии детей и эмоциональном состоянии родителей! Во многих семьях появилась традиция готовить вместе.

Четверг – «Широкий разгул»

Конкурсно-игровая программа «Игры и забавы Масленицы».

 

 

Зима злилась, мороз кусал за щеки и нос, а дети и родители на празднике не замерзли, потому что они играли в веселые масленичные игры, которые продолжают быть непременным атрибутом веселого и древнего праздника, наравне с блинами, сжиганием чучела Зимы. Появился опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества детей и родителей.

Пятница – «Тещины вечерки»

Экскурсия в Центр русского фольклора и этнографии.

Фоторепортаж об этом мероприятии.

 

 

Экскурсия в фольклорный центр способствовала лучшему усвоению новых культурологических знаний, оставила яркие, незабываемые воспоминания, помогла осознать культурную самобытность русского народа.

Суббота «Золовкины посиделки»

Фольклорный праздник «Проводы Масленицы».

 

 

Все участники праздника проявили свой творческий потенциал средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие детей.

Воскресенье «Прощеный день».

Выставка рисунков «Эх, да Масленица», чтение эссе «Прошу прощения», сжигание чучела Зимы.

 

КТД – это верный путь соединения и создания общности в коллективе на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.

Количество просмотров: 11371  

Добавить комментарий

1. Роль патриотического воспитания в системе современного образования
2. Патриотическое воспитание в школе для обучающихся с нарушениями слуха через проведение праздника, посвященного Дню Победы
3. Патриотическое воспитание в Гимназии № 15 «Содружество» через военно-спортивный клуб
4. Проектная деятельность на занятиях предмета «Технология»
5. Традиции и современный подход воспитания патриотизма в школе
6. Быть патриотом уже за школьной партой
7. Коллективные творческие дела для развития общностей младших школьников
8. Воспитание любви к Родине и патриотизма на уроках истории
9. Интерактивные формы родительских собраний в начальной школе
10. Online-тренинг личностного роста «125 шагов к успеху» как метод развития soft skills современной молодежи
11. Организация патриотического воспитания в школе для обучающихся с нарушениями слуха через проведение акции «Ступени памяти»
12. Развитие творческого мышления учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения станковой композиции
13. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
14. Универсальные игровые упражнения в методическую «копилку» учителя иностранного языка
15. Сообщество как средство создания условий для творческого взаимодействия педагога, учащихся и их родителей
16. Методические разработки уроков музыки с применением современных педагогических технологий «Образ и мысль» и «Развитие критического мышления чтением и письмом»
17. Интегрированный урок как средство повышения мотивации и результативности обучения в рамках предметов с краеведческим компонентом
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы