Проектирование урока русского языка в информационно-образовательной среде

 
 

Шмакова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 12» г. Новосибирска

 

Проектирование урока русского языка в информационно-образовательной среде

МАОУ «Гимназия № 12» – инновационное образовательное учреждение. Педагогический коллектив создаёт необходимые условия для максимального раскрытия индивидуальности ребенка. Обучение ведётся в логике системно-деятельностного подхода. Главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Информационно-образовательная среда гимназии включает:

– компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;

– учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером с выходом в Интернет, мультимедийным проектором, интерактивной доской SMART; документ-камерой, многофункциональным устройством, телевизором, DVD-плеером, магнитофоном.

Все учителя начальных классов нашей гимназии применяют технические средства и электронные образовательные ресурсы в обучении. Активно используют компьютерные презентации, средства SMART, возможности ИКТ для организации проектной деятельности школьников на разных уроках и во внеурочной деятельности. Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне.

Например, при проектировании мной урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова» во 2 классе было решено использовать интерактивную доску. Представленный урок – урок закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков для учащихся 2 класса разработан в ПО Notebook.

Корень слова. Однокоренные слова

Цель урока: Расширить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.

Задачи урока:

Совершенствовать умения выделять корень в слове;

Развивать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;

Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах.

Требования к уровню подготовки обучающихся: Уметь выделять корень в родственных словах и употреблять однокоренные слова в письменной речи.

Оборудование:

техническая составляющая

интерактивный урок с использованием доски Smart board (Алгоритм урока)

документ камера.

дидактическая составляющая

работа в группах. Задания для работы в группах (Приложение 2)

работа в парах. Задания для работы в парах [по рядам]. Три варианта. Индивидуальные задания для детей.

УМК: Для реализации программного содержания используется учебник А.В. Поляковой Русский язык – Москва «Просвещение», 2014.

Дополнительная литература:

Словарь Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. Переплёт: твёрдый; 944 страниц; 2006 г.

Этапы урока

 

Использование интерактивных средств

Комментарии

Учитель

(Вопросы)

Ученики

(Ответы)

1.Начало урока

 

Орг. момент

 

 

Слайд №1

 

 

- Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

 

 

Ученики готовятся к уроку.

 

 

Слайд №2

 

 

-Познакомимся с новой пословицей. Прочитайте. Объясните.

Ум да разум надоумят сразу.

-Запишите в тетрадь.

=) Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.

 

 

Человек грамотный и умный найдёт ответ на любой вопрос, справится с любым заданием

Актуализа-ция знаний

 

Слайд №3

При подготовке к уроку наткнулась на картину. Она меня очень удивила.

 -Что случилось с деревом?  В чём причина такого изменения?

 =) Без корня растения не смогли бы выжить, он питает растение и удерживает его в земле.

Какое отношение имеют эти картинки к нашему уроку русского языка?

-Какой вывод можно сделать?

 

 

 

 

 

- У дерева нет корня.

 

 

 

 

 

 

=) Корень есть в словах.

Конструктор

 

 

Слайд №4

Конструктор.

Работа парами. Достать конверт №1.

В каждом набор частей. Из них нужно составить слова.

Кто составит поднять руки ручейком.

1) рыб   ка,   рыб   ак

2)  цвет  ( ы),  цвет  (ник)

3) пере  (ход),  вы   (ход) ит

 

 

 

Слайд №5

Отчёт.

У доски составляют слова.

Все записывают.

Как называются эти слова? Выделяют корень.

Какие признаки у родственных слов?

1 ряд

РЫБКА-РЫБАК

Признаки у родственных слов:

- общая часть,

-  общее значение

 

 

Слайд №6

Отчёт.

У доски составляют слова. Все записывают.

Как называются эти слова? Выделяют корень.

2 ряд

ЦВЕТЫ-ЦВЕТНИК

 

 

Проблема

Слайд №7

-Почему не получилось слово?

-Какой корень должен быть?

 

 

 

 

 

-Какой вывод можно сделать?

 

3 ряд

ВЫ, ПЕРЕ

-  Нет корня.

- Походит корень-ход-

- Получатся слова – ПЕРЕХОД, ВЫХОД

 

=) Слово не может быть без корня.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель

 

 

 

 

Составление кластера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №8

Наведём порядок в знаниях.

(Составление кластера).

Сформулируйте тему урока.

Что мы сегодня изучаем на уроке?

Запишем тему урока в центр

Что мы знаем о корне?  ЗАПОЛНИТЬ

 

 

 

 

 

 

-Что бы вы хотели узнать?

-Какие у вас есть вопросы?

 

 

 

 

 

 

- Вы встречались с этим словом? Где?

 

-Как нам узнать все значения слова?

 

(Многозначное слово, от корня можно образовать родственные слова, 2 признака однокоренных слов- общая часть, общее значение. Корень выделяем дугой. Главная часть.)

 

 

 

- Значение слова можно посмотреть в словаре.

2 Основная часть урока

 

(Усвоение знаний и развитие УУД)

Слайд №9

 

 

- Исследуем значения этого слова в толковом словаре.

Словарей - 5. А нас гораздо больше.

-Как удобнее организовать нашу деятельность?

-Каждая группа получит своё задание для исследования.

 

Вспомнить правила работы в группах.

 

 

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП.

 

1 группа- Какое значение имеет слово КОРЕНЬ в

природе?

 

 

 

2 группа- Какое значение имеет слово КОРЕНЬ в медицине?

 

3 группа- может ли слово использоваться в переносном значении?

 

 

4 группа - Какое значение имеет слово КОРЕНЬ в русском языке?

 

5 группа- Какое значение имеет слово КОРЕНЬ в математике?

 

 

 

 

=) Послушаем результаты исследования групп.

 

 

- Какой вывод сделаем?

 

-  Можем работать группами.

 

 

  • 1 один говорит, другие слушают
  • 2 своё несогласие высказывай вежливо
  • 3 Если не понял переспроси

 

Отчёты работы групп

1 группа. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ.

2 группа. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3 группа. Переносное значение. Начало, источник, основа чего-нибудь. Например: КОРЕНЬ ЗЛА.

4 группа. Основная часть слова без приставок и суффиксов.

5 группа.В математике: число, которое при возведении его в определённую степень даёт данное число. У нас на уроках математики корень уравнения.

=) Слово корень многозначное.

 

 

Выполнение

 проблемных заданий

Слайд №10

 

-Выписать только однокоренные пары слов. Для проверки проведём пары слов через «увеличительное стекло». Если выберите неверно, слова исчезнут. Пары слов записываем в тетрадь. Выделяем корень.

 

родственные

нет

гриб – грибник

моряк-море

дуб-дубочек

сад – огород

гора – горит

ручонка – ручей

 

- Назовите слова, в которых есть орфограмма.

-Какая это орфограмма?

-В какой части слова орфограмма?

 

Какой вывод сделаем? =) (орфограммы есть в корне)

=Значит, в корне встречаются орфограммы.

А в родственных словах её уже нет. Почему?

 

 

- Для чего нужно уметь подбирать род слова?

 

=Какой вывод можно сделать?

 

гриб – грибник

моряк-море

дуб-дубочек

 

 

 

 

 

 

 

- Гриб, дуб, моряк.

- Парный согласный, безударный гласный.

 

 

 

=) Орфограмма в корне слов.

 

 

 

Эти буквы находятся в сильной позиции. Родственные слова являются проверочными.

 

 

 

 

- Чтобы проверить орфограммы.

 

 

 

=) Мы подбираем родственные слова, чтобы проверить орфограммы.

 

Слайд №11

В каждой строке записаны слова.

Какие они?

- Назовите признаки родственных слов?

-Распредели родственные слова на группы. Одновременно с электронной доской.

-Запишем в следующем порядке - сущ, прил, гл.

(в столбики). Выделим корень. Какой он?

= Какой вывод можно сделать о разнообразии родственных слов?

 

- Эти слова являются родственными.

 

- У этих слов общая часть, общее значение

 

 

 

 

 

 

=) Словарные слова могут быть разными частями речи.

Самостоя-тельная работа.

Слайд №12

 

 

 

 

Самостоятельная работа. Подписать фамилию.

Прочитайте слова.

Какие это слова? (родственные).

Есть незнакомые слова? Разобрать.

 Часовщик – профессия. Мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных, карманных и прочих часов.

Прочитайте предложения. Можно их назвать текстом?

=). Нужно воспользоваться словами для справок.

 

Задание. Вставите слова, чтобы получился текст. В родственных словах - выделите корень.

 

 

=) Проверить под документ камерой. Разобрать ошибки.

 

 

 

 

Часовщик, час, часовая, часики.

 

- Это родственные слова

 

У меня встали____. Ещё __назад они ходили. А сейчас __стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер – __.

 

-В предложениях не хватает слов, их нужно вставить

 

 

3 Итог урока

 

Результат

 

Составление кластера

 

Слайд №13

 

(Вернуться к слайду №8)

 

 

Вернёмся к КЛАСТЕРу.

 

- Что мы узнали нового? Дописать

 

- Что узнали из того что хотели узнать?

- В корне орфограммы (безуд гл, парн согл и др…)

-Родственные слова разные части речи.

 –Подбираем однокоренные слова, чтобы проверять орфограммы.

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспектива

Слайд №14

 

(Вернуться к слайду №2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернёмся к девизу нашего урока.

- Почему именно эта пословица стала девизом урока?

Ум да разум надоумят сразу.

-Чем пословица нам интересна с точки зрения русского языка?

-Назовите однокоренные слова. Выделите корень

-На какие вопросы нужно обратить внимание на других уроках?

{Вернуться к дереву}. На доске плакат с изображением дерева без корня и листьев.

 

-Без корня не может жить дерево, не существует и слов без корня.

            

Оцените свои знания на уроке. Прикрепите лист на крону дерева.

ЦВЕТНЫЕ СТИКЕРЫ в виде листьев:

Розовый-  не удалось разобраться в теме, было не понятно

Жёлтый – Допускаю много ошибок

Зелёный – Всё было понятно

 

 Посмотрим на крону.

Почти все дети выбрали зелёный листок. Несколько человек выбрали жёлтый.

Что не получалось?

Продолжим изучение темы на следующих уроках.

 

 

 

- В ней есть родственные слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают свои знания на уроке, выходят к доске прикрепляют стикеры.

Информа-ция о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

Слайд №15

 

 

Домашнее задание.

 

Вариант 1

Записать родственные слова с корнем ХОД

Вариант 2

Выполнить упражнение №110

 

Электронная доска даёт возможность учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять записи прямо на слайде. Ученики могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, при необходимости выполнять упражнения снова. Они учатся писать, выделять цветом, удалять ошибочные записи. Упражнения, дополнительные задания, созданные учителем, выносятся на экран доски. В процессе работы учитель владеет вниманием всего класса. Таким образом, использование SMART-доски позволяет включать ученика в активную работу. Это эффективный и удобный инструмент для обучения школьников, который помогает педагогу проектировать урок. Обучение проходит через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. С помощью интерактивной доски рационально используется время на уроке. От кадра к кадру, получая информацию, ученики записывают и усваивают довольно объемный материал. У детей отсутствует усталость. Переживание положительных эмоций, чувство успешности, улыбки на лицах детей – это настоящая награда для учителя.

Количество просмотров: 5099  

Добавить комментарий

1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы