Проектирование урока русского языка в информационно-образовательной среде
МАОУ «Гимназия № 12» – инновационное образовательное учреждение. Педагогический коллектив создаёт необходимые условия для максимального раскрытия индивидуальности ребенка. Обучение ведётся в логике системно-деятельностного подхода. Главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Информационно-образовательная среда гимназии включает:
– компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
– учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером с выходом в Интернет, мультимедийным проектором, интерактивной доской SMART; документ-камерой, многофункциональным устройством, телевизором, DVD-плеером, магнитофоном.
Все учителя начальных классов нашей гимназии применяют технические средства и электронные образовательные ресурсы в обучении. Активно используют компьютерные презентации, средства SMART, возможности ИКТ для организации проектной деятельности школьников на разных уроках и во внеурочной деятельности. Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне.
Например, при проектировании мной урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова» во 2 классе было решено использовать интерактивную доску. Представленный урок – урок закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков для учащихся 2 класса разработан в ПО Notebook.
Корень слова. Однокоренные слова
Цель урока: Расширить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.
Задачи урока:
Совершенствовать умения выделять корень в слове;
Развивать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах.
Требования к уровню подготовки обучающихся: Уметь выделять корень в родственных словах и употреблять однокоренные слова в письменной речи.
Оборудование:
техническая составляющая
интерактивный урок с использованием доски Smart board (Алгоритм урока)
документ камера.
дидактическая составляющая
работа в группах. Задания для работы в группах (Приложение 2)
работа в парах. Задания для работы в парах [по рядам]. Три варианта. Индивидуальные задания для детей.
УМК: Для реализации программного содержания используется учебник А.В. Поляковой Русский язык – Москва «Просвещение», 2014.
Дополнительная литература:
Словарь Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. Переплёт: твёрдый; 944 страниц; 2006 г.
Этапы урока
|
Использование интерактивных средств Комментарии |
Учитель (Вопросы) |
Ученики (Ответы) |
||||
1.Начало урока
Орг. момент
|
Слайд №1
|
- Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
|
Ученики готовятся к уроку.
|
||||
|
Слайд №2
|
-Познакомимся с новой пословицей. Прочитайте. Объясните. Ум да разум надоумят сразу. -Запишите в тетрадь. =) Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.
|
Человек грамотный и умный найдёт ответ на любой вопрос, справится с любым заданием |
||||
Актуализа-ция знаний |
Слайд №3 |
При подготовке к уроку наткнулась на картину. Она меня очень удивила. -Что случилось с деревом? В чём причина такого изменения? =) Без корня растения не смогли бы выжить, он питает растение и удерживает его в земле. Какое отношение имеют эти картинки к нашему уроку русского языка? -Какой вывод можно сделать?
|
- У дерева нет корня.
=) Корень есть в словах. |
||||
Конструктор
|
Слайд №4 |
Конструктор. Работа парами. Достать конверт №1. В каждом набор частей. Из них нужно составить слова. Кто составит поднять руки ручейком. 1) рыб ка, рыб ак 2) цвет ( ы), цвет (ник) 3) пере (ход), вы (ход) ит
|
|
||||
|
Слайд №5 |
Отчёт. У доски составляют слова. Все записывают. Как называются эти слова? Выделяют корень. Какие признаки у родственных слов? |
1 ряд РЫБКА-РЫБАК Признаки у родственных слов: - общая часть, - общее значение
|
||||
|
Слайд №6 |
Отчёт. У доски составляют слова. Все записывают. Как называются эти слова? Выделяют корень. |
2 ряд ЦВЕТЫ-ЦВЕТНИК
|
||||
Проблема |
Слайд №7 |
-Почему не получилось слово? -Какой корень должен быть?
-Какой вывод можно сделать?
|
3 ряд ВЫ, ПЕРЕ - Нет корня. - Походит корень-ход- - Получатся слова – ПЕРЕХОД, ВЫХОД
=) Слово не может быть без корня. |
||||
Цель
Составление кластера
|
Слайд №8 |
Наведём порядок в знаниях. (Составление кластера). Сформулируйте тему урока. Что мы сегодня изучаем на уроке? Запишем тему урока в центр Что мы знаем о корне? ЗАПОЛНИТЬ
-Что бы вы хотели узнать? -Какие у вас есть вопросы?
- Вы встречались с этим словом? Где?
-Как нам узнать все значения слова? |
(Многозначное слово, от корня можно образовать родственные слова, 2 признака однокоренных слов- общая часть, общее значение. Корень выделяем дугой. Главная часть.)
- Значение слова можно посмотреть в словаре. |
||||
2 Основная часть урока
(Усвоение знаний и развитие УУД) |
Слайд №9
|
- Исследуем значения этого слова в толковом словаре. Словарей - 5. А нас гораздо больше. -Как удобнее организовать нашу деятельность? -Каждая группа получит своё задание для исследования.
Вспомнить правила работы в группах.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП.
1 группа- Какое значение имеет слово КОРЕНЬ в природе?
2 группа- Какое значение имеет слово КОРЕНЬ в медицине?
3 группа- может ли слово использоваться в переносном значении?
4 группа - Какое значение имеет слово КОРЕНЬ в русском языке?
5 группа- Какое значение имеет слово КОРЕНЬ в математике?
=) Послушаем результаты исследования групп.
- Какой вывод сделаем?
|
- Можем работать группами.
Отчёты работы групп 1 группа. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. 2 группа. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 3 группа. Переносное значение. Начало, источник, основа чего-нибудь. Например: КОРЕНЬ ЗЛА. 4 группа. Основная часть слова без приставок и суффиксов. 5 группа.В математике: число, которое при возведении его в определённую степень даёт данное число. У нас на уроках математики корень уравнения. =) Слово корень многозначное. |
||||
Выполнение проблемных заданий |
Слайд №10
|
-Выписать только однокоренные пары слов. Для проверки проведём пары слов через «увеличительное стекло». Если выберите неверно, слова исчезнут. Пары слов записываем в тетрадь. Выделяем корень.
- Назовите слова, в которых есть орфограмма. -Какая это орфограмма? -В какой части слова орфограмма?
Какой вывод сделаем? =) (орфограммы есть в корне) =Значит, в корне встречаются орфограммы. А в родственных словах её уже нет. Почему?
- Для чего нужно уметь подбирать род слова?
=Какой вывод можно сделать?
|
гриб – грибник моряк-море дуб-дубочек
- Гриб, дуб, моряк. - Парный согласный, безударный гласный.
=) Орфограмма в корне слов.
Эти буквы находятся в сильной позиции. Родственные слова являются проверочными.
- Чтобы проверить орфограммы.
=) Мы подбираем родственные слова, чтобы проверить орфограммы. |
||||
|
Слайд №11 |
В каждой строке записаны слова. Какие они? - Назовите признаки родственных слов? -Распредели родственные слова на группы. Одновременно с электронной доской. -Запишем в следующем порядке - сущ, прил, гл. (в столбики). Выделим корень. Какой он? = Какой вывод можно сделать о разнообразии родственных слов?
|
- Эти слова являются родственными.
- У этих слов общая часть, общее значение
=) Словарные слова могут быть разными частями речи. |
||||
Самостоя-тельная работа. |
Слайд №12
|
Самостоятельная работа. Подписать фамилию. Прочитайте слова. Какие это слова? (родственные). Есть незнакомые слова? Разобрать. Часовщик – профессия. Мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных, карманных и прочих часов. Прочитайте предложения. Можно их назвать текстом? =). Нужно воспользоваться словами для справок.
Задание. Вставите слова, чтобы получился текст. В родственных словах - выделите корень.
=) Проверить под документ камерой. Разобрать ошибки.
|
Часовщик, час, часовая, часики.
- Это родственные слова
У меня встали____. Ещё __назад они ходили. А сейчас __стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер – __.
-В предложениях не хватает слов, их нужно вставить
|
||||
3 Итог урока
Результат
Составление кластера |
Слайд №13
(Вернуться к слайду №8)
|
Вернёмся к КЛАСТЕРу.
- Что мы узнали нового? Дописать
- Что узнали из того что хотели узнать? |
- В корне орфограммы (безуд гл, парн согл и др…) -Родственные слова разные части речи. –Подбираем однокоренные слова, чтобы проверять орфограммы. |
||||
Оценка
Рефлексия.
Перспектива |
Слайд №14
(Вернуться к слайду №2)
|
Вернёмся к девизу нашего урока. - Почему именно эта пословица стала девизом урока? Ум да разум надоумят сразу. -Чем пословица нам интересна с точки зрения русского языка? -Назовите однокоренные слова. Выделите корень -На какие вопросы нужно обратить внимание на других уроках? {Вернуться к дереву}. На доске плакат с изображением дерева без корня и листьев.
-Без корня не может жить дерево, не существует и слов без корня.
Оцените свои знания на уроке. Прикрепите лист на крону дерева. ЦВЕТНЫЕ СТИКЕРЫ в виде листьев: Розовый- не удалось разобраться в теме, было не понятно Жёлтый – Допускаю много ошибок Зелёный – Всё было понятно
Посмотрим на крону. Почти все дети выбрали зелёный листок. Несколько человек выбрали жёлтый. Что не получалось? Продолжим изучение темы на следующих уроках. |
- В ней есть родственные слова
Дети оценивают свои знания на уроке, выходят к доске прикрепляют стикеры. |
||||
Информа-ция о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Слайд №15
|
Домашнее задание.
Вариант 1 Записать родственные слова с корнем ХОД Вариант 2 Выполнить упражнение №110 |
|
Электронная доска даёт возможность учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять записи прямо на слайде. Ученики могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, при необходимости выполнять упражнения снова. Они учатся писать, выделять цветом, удалять ошибочные записи. Упражнения, дополнительные задания, созданные учителем, выносятся на экран доски. В процессе работы учитель владеет вниманием всего класса. Таким образом, использование SMART-доски позволяет включать ученика в активную работу. Это эффективный и удобный инструмент для обучения школьников, который помогает педагогу проектировать урок. Обучение проходит через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. С помощью интерактивной доски рационально используется время на уроке. От кадра к кадру, получая информацию, ученики записывают и усваивают довольно объемный материал. У детей отсутствует усталость. Переживание положительных эмоций, чувство успешности, улыбки на лицах детей – это настоящая награда для учителя.
Количество просмотров: 5099 |
Добавить комментарий