Профессиональная поддержка учителя посредством создания сетевых сообществ

 
 

Толстокорова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири» г. Новосибирска

 

Профессиональная поддержка учителя посредством создания сетевых сообществ

Сообщество – это понятие стало актуальным для современной школы. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС предполагают активное использование средств информационных и коммуникационных технологий не только учениками, но и прежде всего учителями. Сетевое сообщество предполагает и дает возможность использовать различные способы поиска, сбора, передачи, обмена  и интерпретации информации.

Какова же цель создания профессиональных сообществ, какую практическую значимость они несут учителю? Заинтересованы ли сами педагоги в  их создании? Что станет показателем успешности деятельности сообществ и как сделать их привлекательными для учителя?

Итак, профессиональные или сетевые сообщества – это неформальные  группы, объединенные общим интересом, созданные в сети интернет. Как правило, эти группы являются открытыми, то есть число их участников неограниченно и в идеале постоянно пополняется. Профессиональные или сетевые сообщества призваны помогать учителям обмениваться информацией и знаниями. 

Чем большее количество школ привлечено к работе сетевых сообществ, тем больше возможностей для профессионального развития есть у учителей. Цель этого объединения – оказание помощи педагогам при планировании, реализации и проведении мониторинга процесса обучения.

Для успешного функционирования сообществ его участники должны верить, что это сотрудничество принесет пользу, обогатит опыт. Это предположение позволяет сформулировать ожидаемые результаты этой деятельности. Учителя, вовлеченные в работу сетевых сообществ, будут иметь возможность самореализации и развития творческих способностей через совместную деятельность.

Каковы же сильные и слабые стороны этого объединения, а также возможности и риски? На эти вопросы помог ответить SWOT-анализ.  Опрос 52 педагогов дал возможность подвести следующие итоги:

Сильные стороны:

– участие в сетевых сообществах позволит улучшить информационно-коммуникационную компетентность;

– новый опыт учителя позволит ученикам достигать более высоких показателей и результатов;

– обмен педагогическим опытом между учителями различных школ.

Слабые стороны:

– нехватка времени для участия в сообществе;

– недостаточное владение компьютером;

– не видят особой пользы в таком сотрудничестве.

Возможности:

– повышение компетентности учителей, улучшение практики преподавания;

– получение методической помощи и поддержки в любое время;

– расширение круга профессионального общения.

Риски: плагиат: использование чужих материалов под своим именем.

И все же подавляющее большинство педагогов – 84%, выразило готовность и желание участвовать в сетевых сообществах.

Каким же образом организовать эффективную деятельность таких объединений? Определив цель и ожидаемые результаты можно переходить к планированию работы сообщества. Все участники будут разделены на три группы: руководящие, координирующие и развития.

Каждая из них выполняет свою функцию. Помимо вышеназванных групп полезно организовывать множество рабочих групп для проведения изменений в практике преподавания. Ведущая роль при планировании отведена руководящей группе: ее функция направлять, управлять и контролировать работу сообщества.

Координирующие группы ответственны за проведение совместных мероприятий между школами и внутри сетевого сообщества. Группы развития – самые многочисленные, свой вклад они вносят посредством поддержания и внедрения новых идей в своих школьных коллективах. Исходя из запросов учителей, наполнение веб сайта можно представить в виде схемы.

Полезным и интересным станет создание отдельных рубрик: «Школа молодого учителя», «ИКТ – грамматика». Возможно привлечение к работе сообществ родителей и учеников для обсуждения на форуме актуальных проблем. Целесообразно, ввести систему поощрений за лучший материал. Большое количество активных участников, оформление стенда сообщества, продолжительность деятельности сообщества, частота посещений сайта его участниками будут показателями успешности.

Критериями эффективности работы профессионального сообщества будет служить информация о проделанной работе на методическом совете, методическое пособие, изданное участникам, статьи участников, опубликованные в периодической печати, презентации, представленные на семинарах, аналитическая справка по итогам проведенных мероприятий составленная группой контроля, заполненные анкеты участников, информационный бюллетень, выпускаемый ежемесячно.

«Больным» вопросом является вовлеченность коллег в работу сетевого сообщества. Можно предложить следующие шаги для решения этой проблемы:

1. Регулярно проводить опросы пользователей, с целью получения обратной связи.

2. Повышать конкурентную среду посредством значимых конкурсов.

3. Развивать лидерские навыки, через распределенное лидерство.

4. Давать обратную связь, демонстрируя важность происходящего.

Анализируя свой путь в профессиональных сообществах, отмечу, что активное в них участие позволило автору статьи приобрести полезные навыки работы в различных приложениях, обмениваться с коллегами инновационными идеями, улучшающими педагогическую практику.

Обмен опытом через профессиональное сообщество

Участие автора в сетевых сообществах

Ниже приведенный план функционирования сетевого сообщества является универсальным и поможет сделать первые шаги в его создании.

План работы сетевого сообщества

Цель: оказание профессиональной поддержки учителям школы/школ, обмен опытом.

Ожидаемые результаты:

1. Будут предоставлены возможности самореализации и развития творческих способностей через совместную деятельность в сетевом сообществе.

2. Будут созданы единые информационные и педагогические ресурсы.

3. Будет организована практическая деятельность учителей в сети.

4. Будет организована площадка для педагогических дискуссий.

Устройство сообщества

Группы

Участники

Выполняемые действия

Руководящая группа

Администрация, активные педагоги

Направляют, управляют и контролируют общие действия по реализации реформ, поскольку они зачастую являются ответственными за разработку планов по усовершенствованию функционирования сетевого сообщества, а также, реализацию контроля над распределением и использованием сетевых фондов и привлечение заинтересованных лиц.

Координирующая группа

Руководители МО

Регулируют деятельность между различными структурными составляющими сетевого сообщества школ, принимают решения по проведению совместных мероприятий между школами и внутри сетевого сообщества.

Группа развития

Учителя методических объединений

Фокусируются на методах усовершенствования процессов преподавания и обучения в сферах, обозначенных как приоритетные в планах развития сетевого сообщества школ: они вносят свой вклад в развитие сетевого сообщества, разрабатывают учебные программы и поддерживают принятие новых стратегий преподавания.

 

мероприятие

цель

участники

мониторинг

Заседание участников сетевого сообщества

Создание руководящих, координирующих, групп развития

Администрация,

учителя школы

Координационный совет, протокол заседания

 

мероприятие

цель

участники

мониторинг

Круглый стол «Организация работы сетевого сообщества»

Определение целей и задач

 

Участники групп

Протокол заседания

Заседание групп: руководящей, координирующей, развития

Планирование деятельности сообщества, определение мероприятий

План работы сообщества

Проведение коучинг-сессий «Новые подходы в образовании»

Знакомство с новыми образовательными технологиями

 

Участники сообщества

Листы обратной связи

Мастер-классы учителей

Обмен опытом, наблюдение за внедрением новых технологий

Фото, видео материалы

Выпуск информационного листка по итогам мастер-классов

Мониторинг проведенного мероприятия

Группа развития

Информационный листок

Создание веб сайта школы

Обмен педагогическим опытом

Руководящая группа

Веб сайт

Конкурс на лучшие идеи по заполнению веб сайта школы

Создание сайта, отвечающего потребностям учителей

Координирующая группа

Наполнение сайта

Презентация школьного веб сайта

Показ возможностей сайта, вовлечение учителей

Руководящая группа

Веб сайт

Проведение коучинг-сессий «Использование ИКТ в преподавании и обучении»

Повышение функциональной грамотности учителя

Группа развития

Лист обратной связи

Виртуальный фестиваль «Презентации к урокам»

Обмен опытом, пополнение методической копилки

учителя школ

Материалы сайта поощрение лучших работ

 

мероприятие

цель

участники

мониторинг

Выпуск информационного листка по итогам фестиваля

Ознакомить с лучшими работами учителей

Группа развития

Информационный листок

Виртуальный конкурс фотографий и сочинений «Моя семья»

Привлечение в сообщество родителей и учеников школы

Родители, ученик, учителя

Пресс релиз о результатах конкурса

Конкурс видео исследований урока

Улучшение практики преподавания

Участники фокус-групп

Видео материалы

Заседание руководящей группы

Внесение корректив в работу сообщества

Руководящая группа

Протокол заседания

Виртуальный Проект «Представление и защита передового опыта учителей»

Распространение передового опыта работы

Учителя школ

Материалы сайта, поощрение лучших работ

Выпуск информационного листка по итогам проекта «Представление и защита передового опыта»

Ознакомить с лучшими работами учителей

Группа развития

Материалы сайта, информационный листок

Интернет-конференция «Актуальные вопросы преподавания и обучения»

Обмен педагогическим опытом

Учителя школ

Выпуск информационного листка по итогам конференции

Круглый стол «Предварительные итоги работы сетевого сообщества»

Подведение предварительных итогов

Участники групп

Отчет о работе групп

 

Количество просмотров: 7671  

Добавить комментарий

1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы