Эффективность медиасредств в моей педагогической практике: прошлое и настоящее
Начало, как в сказке… В недалёком прошлом, точнее в 2003 году, жила-была девочка, которая, заканчивая Бийский педагогический колледж, нашла очень интересную статью про роль видеоматериалов на уроках. И решила девочка, что это и будет её дипломная квалификационная работа. И действительно, ее усилиями, помощью руководителя, ее знаниями и опытом на практике была создана объемная по содержанию дипломная работа, название которой было представлено как «Эффективность использования видеоматериалов на уроках иностранного языка и методика работы с ними». Этой девочкой была я.
Понимаю сейчас, насколько широкий спектр литературы был охвачен – литературы середины 1970-х годов, конца XX – начала XXI веков, в которой авторы описывали приблизительно похожие методики применения данных технологий и на основе практических выводов подмечали их эффективность в развитии у детей всех четырех видов речевой деятельности на уроках английского языка (говорения, чтения, письма и аудирования). Что касается моей практики, могу отметить, что демонстрация отрывков известных мультипликационных фильмов на английском языке, в языковом 8 классе, показала высокий результат эффективности при обучении говорению и аудированию – основным видам устной речевой деятельности. И мои выводы по практике в дипломной работе были соответствующие. И еще отмечу, что в литературе упоминалось слово медиасредство – проекторы для диафильмов, телевизоры, магнитофоны и прочие «гаджеты».
Прошло 15 лет, информационные технологии сделали гигантский по величине и объему прорыв, кардинально изменили окружающий мир и тем более мир мультфильмов. И если в 2003 году термину «медиаобразование» еще не нашлось постоянного применения, то сейчас ключевой термин Торонтской школы теории коммуникаций «медиа» имеет обширное понятие. Например, в современном толковом словаре Ефремовой Т.Ф. понятие «медиа» означает начальную часть сложных слов, носящую значение: имеющий отношение к средствам массовой информации, связанный с ними.[1] Безусловно «медиа» создает массу слов современного активного словаря и не только терминов образования.
Важную роль в осуществлении медиаобразовательного процесса в дошкольных учреждениях отмечают многие современные исследователи –Л.С. Баженова, Е.А. Бондаренко, И.В. Челышева, А.В. Федоров.
Работая воспитателем, я активно применяю медиатехнологии. А именно: просмотр обучающих фильмов для некоторых НОД, соответственно тематике недели и тематическому планированию, для подготовки к театрализации. В данном случае, разыгрывая сценки из русских сказок или рассказов российских писателей, ребенок, просмотрев соответствующий мультфильм, начинает применять на себе поступки героев, что в общей картинке выглядит убедительнее, а при этом речь принимает похожую эмоциональную окраску. Одним словом, ребенок вживается в образ героя.
В данном случае посредством использования медиатехники развивается речь ребенка, воспитывается медиаграмотность, прививается интерес к групповым театральным постановкам, которые переходят в утренники. Проявление медиаграмотности выступает в умении понимать сюжеты, различать выразительные средства медиатекстов, оценивать и обосновывать понимание медийной информации. Моя задача как педагога состоит в том, чтобы развивать у детей коммуникативные навыки в общении между собой и взрослыми каждый день, поэтому я считаю, что медиаматериалы в реализации данной задачи могут быть полезны. Например, игры на развитие коммуникативных навыков и на развитие внимания средствами и на материале медиакультуры могут быть разными по характеру и форме. То есть после просмотра мультфильма стоит обратить внимание детей на голоса, звуки, поступки, эмоциональное и поведенческое состояние персонажей. Следствие «вживания в образ» я указала выше.
Не могу не отметить еще один важный аспект применения медиатехники в моей педагогической практике. В процессе просмотра сюжета или отрывка у детей формируются мотивы к определенным поступкам, так как поступки и действия героев мультфильма или обучающего фильма формируют эмоциональное состояние каждого ребенка. Дети «вживаются в образ», например, в образ сильного и храброго животного, богатыря, в образ прекрасной принцессы или злого волшебника, могут сопереживать разным героям, ведь кому-нибудь будет жалко и отрицательного персонажа, когда тот остается без друзей. А другому ребенку, например, он будет безразличен, поэтому поведение персонажа может вызвать чувство злости. В обсуждении просмотренного все эмоции помогают детям строить диалоги, вести диспуты, высказывать свои мнения, «за» или «против», оценивать, анализировать поступки и действия персонажей или сюжета, расширять лексический запас. Все это дает понять возможность проникновения в суть произведения медиакультуры. Помимо этого, одновременно ребенок получает возможность реализовать свой творческий потенциал, актерское мастерство, проявить смекалку, фантазию, воображение, учиться управлять ситуацией.
Еще одной перспективой для развития медиаграмотности я посчитала возобновление кружковой деятельности по английскому языку. В этом году откорректировала программу по изучению английского языка для детей 5-6 и 6-7 лет, в которой запланировала аудирование. Оно способствует формированию и развитию иноязычных фонетических навыков. Известен факт, что в пятилетнем возрасте речевой аппарат ребенка пластичен и действуют механизмы овладения родной речью, поэтому иноязычные фонетические навыки легко приобретаются и прочно усваиваются и важно не упустить это время.
Аудирование играет основную роль в правильной постановке звуков, так как диктором является носитель языка. Таким образом, изначально формируется правильное произношение звуков и слов, а впоследствии речи. Фонетический принцип решает одну из наиболее важных задач обучения английскому языку на начальном этапе – постановку произношения.
Аудирование помогает в непринужденной, в основном, игровой форме усваивать английскую фонетику. В помощь приходят яркие образы и способность детей имитировать звуки. Такая работа ведется изо дня в день. Методика очень проста, но в то же время уместна и эффективна для развития интереса к неродному языку, понимания и чувства к правильному произношению. Поскольку у дошкольников есть индивидуальные отличия и особенности в звукопроизносительных навыках в словах родного (русского) языка, например, несовершенное произношение свистящих, сонорных или шипящих звуков, с одной стороны, но развитый фонематический слух – с другой. Эта высокая звукочувствительность может как помочь, так и навредить произносительным умениям при обучении иностранному языку. Ведь грамотно выстроенная методика обучения английскому языку предполагает полное артикуляционное звукоподражание при произнесении звуков изолированно и в словах. У каждого ребенка этот процесс происходит индивидуально.
В методике обучения детей аудированию на английском языке существует важный нюанс: точное произнесение звука, слова, словосочетания или предложения за диктором. Именно точное произнесение формирует точное звукопроизношение. Английскому языку можно обучать даже не зная написания звуков и букв русского алфавита, но зная произношение всех звуков родного языка к старшему возрасту. Это возможно, так как воспитание звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте направлено на совершенствование произношения звуков, на отработку отчетливого произношения слов, умения различать и правильно произносить звуки изолированно и в словах, дифференцировать звуки с-з, л-р, ж-ш, с-ц-ш, с-ш, щ-ш. В подготовительной к школе группе внимание уделяется развитию звукового анализа слов, определению места звука в слове (начало, середина, конец). Сопоставление звуков родного и неродного языка формируют четкость произнесения их в речи.
Постоянная работа по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи приводят к четкости произношения, поэтому важно начинать учить английский в сопоставлении с русским языком. Закономерности овладения звуковой стороной речи позволяют детям легко усваивать любой аудиовизуальный материал.
В заключении отмечу, что, хотя из всех медиатехнологий самыми популярными у дошкольников и часто применяемыми воспитателями и родителями остаются мультфильмы, последние исследования ученых доказали, что наиболее эффективным воздействием на человеческое сознание обладает телевидение. Поэтому грамотное системное планирование использования медиатехнологий, а не злоупотребление ими, должно стать одним из важных и эффективных средств повышения уровня воспитательно-образовательного процесса в детских садах.
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
2. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3 томах. Том 2. М.: АСТ, Астрель, 2006.
3. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: сборник научных трудов II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (с. Морской Чулек, Неклиновский район, РФ, 2015 год) / ред. коллегия А.В. Федоров, А.С. Галченков. – Морской Чулек – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2015. – 152 с.
4. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. Ростов-на-Дону, ЦВВР, 2001. 708 с.
[1]Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка" в 3 томах. Том 2.М-П Издательство: АСТ, Астрель, Харвест, Lingua" (2006)
Количество просмотров: 8617 |
Добавить комментарий