Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность

 
 

Кулагина Елена Ивановна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 510 комбинированного вида «Калинка» г. Новосибирска

 

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность

Музыкальное творчество детей –

самый действенный способ их развития.

Б. В. Асафьев

Жизнь в современном информационном обществе новой культуры сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, стремительным увеличением его объемов, что требует от сегодняшних детей, завтрашних взрослых членов общества, таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Поэтому проблема развития творческих способностей детей и воспитания активной личности на протяжении всего детского периода жизни человека остается актуальной на современном этапе и внимание к ней усиливается во многих странах мира.

Детское творчество, по мнению ряда психологов и педагогов – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом становится возможным, когда ребенок сам оказывается в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности.

Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одно из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, Л.И.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Отечественная и зарубежная практика исследований убеждают, что художественная деятельность в дошкольном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребёнку доступных для этого средств. Театр является синтезом искусств, он полностью удовлетворяет все указанные требования.

Современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, о бладающей высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и так далее). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся развития творческих способностей, развития речи, художественно-эстетического и интеллектуального воспитания.

Положительный результат в организации театральной деятельности гарантирован при условии полного взаимопонимания между воспитателями и музыкальным руководителем. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем уделяют большое внимание созданию предметно-развивающей среды в каждой группе детского сада по театральной деятельности (наличие в группах различных видов театра, ширмы, уголка ряжения, шапочек-масок для игр драматизаций, дидактических игр, музыкальных инструментов). Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению детей к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада. Постоянно родители принимают активное участие в проведении праздников. Родители не только исполняют роли на праздниках, но и своими руками шьют костюмы для детей.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на музыкальных занятиях в детском саду. В детском саду без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон. Дети не только участвуют на празднике, утреннике, но и показывают мини-сценки детям младших групп.

Начиная с младшей группы, нужно чаще использовать элементы театрализации на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В младшей группе уделять большое внимание отражению сказочных образов животных, анализировать характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использовать упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча. Предлагать детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Проводить индивидуальную работу с детьми, поощрять участие детей в инсценировках, желание играть небольшие роли. С возрастом задачи по театрализованной деятельности необходимо усложнять.

Дети средней группы инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения, при этом большое внимание уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто-то показывает себя в большей роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека).

Использование элементов театрализованной деятельности на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаются:

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры-драматизации;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

-задания для развития речевой интонационной выразительности;

-игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

-ритмические минутки (логоритмика);

-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

-театральные этюды;

-подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Необходимо приобщать родителей к подготовке спектаклей: они могут помогать в создании костюмов, в разучивании наиболее сложных диалогов. Родители являются зрителями, которые искренне переживают за своих маленьких актёров.

Совместные мероприятия взрослых и воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Количество просмотров: 11725  

Добавить комментарий

1. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы