Забота о здоровье начинается с детства

 
 

Тарабанова Марина Игоревна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ Детский сад № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 

Забота о здоровье начинается с детства

Здоровье – это индивидуальная особенность каждого человека, данная нам природой. Но на здоровье имеет большое влияние образ жизни, поэтому учить детей вести правильный, а главное – здоровый образ жизни, нужно с самого детства. Воспитание здорового подрастающего поколения является сегодня актуальной проблемой ввиду многих причин, основной из которых является то, что дети – это будущее нашей нации.

В статье рассматриваются вопросы применения здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях, приводятся практические примеры и даются рекомендации относительно планирования образовательно-воспитательного процесса в отношении сбережения здоровья.

Актуальность вопросов применения здоровьесберегающих технологий в образовании состоит в том, что сегодня наблюдается тенденция резкого ухудшения состояния здоровья детей, которая принимает устойчивый характер. Так, согласно статистике, на сегодняшний день «только 5 % детей рождаются абсолютно здоровыми, остальные же 95 % – с органическими поражениями различной степени выраженности». Это положение подтверждает рост хронических патологий, увеличение врожденной заболеваемости, инвалидности. Охрана здоровья детей и его укрепление являются предметом особой заботы взрослых.

Причинами снижения показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей специалисты считают ухудшение социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированное питание, уменьшение двигательной активности, снижение оздоровительной и воспитательной работы в образовательных учреждениях [2, с. 114].

В общем плане можно говорить о том, что забота о детском здоровье лежит целиком на системе здравоохранении, но это не так. И семья, и общество, и образовательные учреждения также принимают в этом участие. И порой влияние этих институтов является куда большим, чем советы педиатра.

Особенностью детского организма является его низкий порог сопротивляемости неблагоприятным воздействиям среды и его возможности быстро увеличивать свои адаптационные и функциональные возможности. То есть организм попадает под влияние, но быстро избавляется от его негативных последствий.

Физическое развитие детей является важным фактором развития всего детского организма, ведь двигательная активность является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер [4, с. 22].

Кроме того, стоит отметить, что подрастающее поколение сегодня подвержено многим негативным факторам и «соблазнам». Полезной еде они предпочитают чипсы и сладкую воду, а о утренней зарядке вообще знают в единичных семьях. Также стоит особенно отметить развитие современных цифровых технологий. Никого уже давно не удивляет маленький ребенок с телефоном в руках, а родители часто и вовсе не задумываются о негативном влиянии гаджетов на детей и позволяют проводить большую часть времени именно за этим занятием, а не на свежем воздухе.

Дети сегодня – это наше будущее. Так что от качества ее здоровья зависит генетический потенциал нашего народа. Поэтому и применение здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях является актуальным и целесообразным.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Для работы в данном направлении воспитатель может использовать довольно большое количество литературы и материалов. Причем они могут быть не только педагогического, а и общеметодического направления. Для полноты знаний по данной теме важно знать и ориентироваться в основах рационального питания, знать последствия нехватки витаминов и несоблюдения режима сна и отдыха. Так, к примеру, в ходе проведения занятий по физическому развитию, воспитатель может одновременно при помощи игровых методов говорить и о здоровом питании, пользе витаминов [3, с. 112].

При проведении занятий по речевому развитию можно использовать сюжетные картинки, относящиеся также к теме здоровья. Таким образом будут решаться сразу две задачи – физическое и речевое развитие. Главным условием в планировании такого рода занятий – это желание и стремление самого педагога, ведь не секрет, что часто воспитатели в ДОУ видят свою миссию в банальном присмотре за детьми, когда творческие занятия проводятся крайне редко. Поэтому вопросы личностного и профессионального развития педагогов-воспитателей напрямую влияют на формирование здорового образа жизни дошкольников и воспитание валеологической культуры [1, с. 98].

Список использованной литературы

1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 112 c.

2. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С. 114-117.

3. Левитес, Д.Г. Педагогические технологии: Уч. / Д.Г. Левитес. – М.: Инфра-М, 2014. – 260 c.

4. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 208 c.

Количество просмотров: 4436  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы