Использование игровых технологий в математическом развитии детей дошкольного возраста

 
 

Федяева Юлия Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Жаркова Елена Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 388 г. Новосибирска

 

Использование игровых технологий в математическом развитии детей дошкольного возраста

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием науки и проникновением ее в различные области знаний.

Повышение уровня автоматизации производства, повсеместное использование электронно-вычислительных машин, высокие технологии и информатизация предполагают наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено на развитие у детей логики, навыков обобщения, структурирования и анализа окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует формирование у них элементарных математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символами.

Оперируя разнообразными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами), дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: «больше», «меньше», «поровну». Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в последующем понятия числа. Именно операции с множествами являются той основой, к которой обращаются дети не только в детском саду, но и на протяжении последующих лет обучения в школе. Представление о множестве формирует у детей основы понимания абстрактного числа, закономерностей натурального ряда чисел.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

– приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

– формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

– формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;

– овладение математической терминологией;

– развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

Ведущим видом деятельности детей и соответственно формой работы с ними является игра. В связи с этим для создания благоприятных условий развития детей во время игры мы совместно с родителями в нашей группе создали развивающий центр «Веселая математика» и оснастили его разнообразным материалом математического содержания.

  

В центре имеется разнообразный дидактический и наглядный материл по разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», имеется достаточное количество раздаточного материала. Подобраны картотеки математического содержания (дидактических игр, стихов, загадок, физ. минуток и др.). Все материалы безопасны, практичны и многофункциональны, находятся в свободном доступе для детей.

Некоторые игры имеют магнитную основу, что позволяет использовать их не только на горизонтальных, но и вертикальных поверхностях. Для развития у детей пространственного представления и ориентировки детей в геометрических фигурах мы изготовили такие игры, как «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Магический квадрат», которые очень понравились нашим воспитанникам.

 

Современная действительность такова, что компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь и покорили не только детей, но и взрослых. И время показало, насколько эффективно использовать их в образовательном процессе. Компьютерные технологии дают возможность ненавязчиво в игровой форме обучать детей. Для изучения основ программирования мы используем программируемые игрушки Bee-Bot «Умная пчела», для которых вместе с детьми нарисовали различные красочные поля. Такие мини-роботы учат детей основам создания алгоритмов, ориентировке в пространстве, развивают память, внимание и логические операции.

   

Также наши воспитанники любят, когда мы используем в образовательной деятельности игры с использованием QR-кода. При помощи программы, генерирующей QR-коды, мы кодируем любую информацию, а затем вместе с детьми сканируем код и выполняем зашифрованное там задание по математике.

Одной из задач обучения математике является выявление и развитие математических способностей на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер. В этом хорошо помогают конструкторы Куборо и Лего. Работа с конструкторами стимулирует развитие творческих способностей, пространственного воображения, памяти, усидчивости и способствует профориентации в направлении инженерного образования.

Считаем, что развитие ребенка и вся его деятельность полностью зависят от нас, взрослых, от того, как устроена развивающая предметно-пространственная среда, окружающая его. Именно окружающая обстановка является для ребенка источником его знаний и первым социальным опытом, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Поэтому мы, взрослые, стараемся создать благоприятные условия для полноценного развития детей.

Количество просмотров: 9578  

Добавить комментарий

1. Взаимодействие с семьями воспитанников в современных условиях
2. Полиэтнические группы в детском саду – реальность XXI века
3. «Кто нас защищает?»: проект краеведческой направленности в детском саду
4. Развитие связной речи дошкольников через театрально-игровую деятельность
5. С чего начинается Родина
6. Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста
7. Песочная мультипликация в детском саду
8. «Юные ремесленники»: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
9. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях вызовов новой реальности
10. Ранняя профессиональная ориентация в педагогической деятельности педагога дошкольного учреждения
11. Портфолио группы как инструмент взаимодействия ребенок – родитель – воспитатели
12. Использование игровых технологий в математическом развитии детей дошкольного возраста
13. Развитие связной речи у младших дошкольников в различных видах деятельности
1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы