Уроки доброты, или чему научила юнкоров декада инвалидов
Одним из важных навыков для журналиста является умение вызвать у читателей чувство сопереживания к своему герою. Да такое, чтобы по прочтении материала у них надолго осталось послевкусие в виде радости за его успехи, сочувствия бедам, а самым высшим пилотажем будет желание помочь, если это возможно, а то и вовсе – взять на собственное вооружение положительную практику в преодолении сложных жизненных ситуаций. В конце концов именно эмоция является движущей силой публицистики. Но отдать ее журналист может только в том случае, если будет наполнен ею сам. Как говорил В.С. Высоцкий, «раны нужно сыпать солью, чтобы помнить, как они болят». Для юнкоров «Школы юного журналиста» МБУДО ЦДО «Алые паруса» прошедшая в декабре 2021 года декада инвалидов стала именно такой возможностью – прожить неизведанные ранее эмоции, которые вышли далеко за рамки написания тематических текстов.
Началу этого проекта предшествовал опрос учащихся в возрасте от 10 до 16 лет о том, какой информацией по теме ограниченности здоровья они обладают. В опросе приняли участие 10 человек, и так вышло, что, ни одному пока еще не пришлось близко столкнуться с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Три человека так или иначе что-то слышали о людях с инвалидностью, остальные видели их на улице – и вот у этой подгруппы я попыталась очень подробно выяснить, какие чувства они испытывали к ним. На первом месте оказались жалость и желание помочь, и, по счастью, не было отрицательных эмоций: брезгливости, отчуждения, презрения. Но при этом, одна из учащихся в возрасте 12 лет категорически боялась дальше говорить на эту тему: по признанию девочки, ей было страшно, ведь это связано с «неполноценностью», «ограничениями», «смертью». Набор первичных эмоций давал большой простор для деятельности и коррекции мотивации в изучении этой тематики, которая могла бы стать методической базой для работы с другими социально сложными направлениями. Весь эксперимент заключался в нескольких этапах, на каждом из которых был получен промежуточный результат, явившийся ступенью для следующего. Предлагаю детально остановиться на каждом.
От «Писем к Богу» до «Жизни глазами особого ребёнка»
Первым шагом к погружению в тему стал фильм «Письма Богу» [5]. По сюжету письма Богу юный Тайлер Доэрти пишет каждый день. Мальчик тяжело болен, и только вера даёт ему мужество для борьбы со страшным недугом. Изумлённый почтальон Брейди Макдэниелс письма адресату, конечно же, не доставил. Зато, прочтя их, вдохновился храбростью ребёнка и смог найти в себе силы для борьбы со своей алкогольной зависимостью. Сам же герой фильма сталкивается на своем пути со множеством испытаний: от принятия себя в новом статусе без волос и бровей после химиотерапии, до бестактных вопросов со стороны одноклассников. Этот фильм я выбрала не случайно: здесь о неизлечимой болезни рассказывает сверстник юнкоров «Школы юного журналиста», а житейские ситуации вокруг которых строится сюжет, похожи на те, с которыми они сами, скорее всего, сталкивались – имеется в виду, взаимоотношения с одноклассниками.
Юнкоры очень переживали за маленького героя и совершенно по-новому посмотрели на людей, жизнь которых омрачена болезнью.
«Мне понравился этот фильм. Мне было жалко мальчика и его маму. Этот фильм заставляет подумать о людях и детях с ограниченными физическими возможностями. Но то, что они отличаются от нас, недугов или тяжелых заболеваний не имеющих, вовсе не повод их избегать и издеваться над ними. Они такие же люди, как и мы, и им общество должно помогать», – написала в своем отзыве юнкор Соня Чухрова.
«Этот фильм мне очень понравился и тронул, вызвал сожаление. С самого начала было понятно, что у мальчика очень коварная болезнь, и ничем хорошим такая ситуация не закончится. Больше всего мне понравилась одноклассница главного героя, которая с ним дружила. Поддерживала его и помогала преодолевать трудности. Это была всего лишь обычная маленькая девочка, но невероятно смелая и сильная. Этот фильм нужно посмотреть каждому и задуматься», – считает юнкор Михаил Дегтярёв.
А вот к каким выводам пришла Ира Звягина: «позитиву и жизнерадостности главного героя можно позавидовать, не у каждого человека есть такие качества, многие, наоборот, злые и хмурые безо всякой причины. Сложно удержаться от слез во время просмотра этого кино».
«Меня поразила доброта главного героя, который искренне молился за своих обидчиков. И я согласна с тем, что история его жизни показывает нам, здоровым людям, что нельзя терять веру в лучшее и надежду. И пусть кто-то приходит в этот мир ненадолго, он все равно живет не зря. Быть воином Бога трудно, но это высокая роль», – размышляет Кристина Кужилина.
Этот эмоциональный фильм, основанный на реальных событиях, подготовил детей к знакомству с их реальными сверстниками с особенностями здоровья из Новосибирска. Методической базой в данном случае стала короткометражка «Мир глазами особого ребенка» [2], снятая воспитанниками Областной организации «Счастье слышать» (ОДИСС НСК, руководитель
Т. П. Тайлакова), помогающей детям и взрослым с нарушениями слуха. Данный фильм стал победителем в конкурсе социально-значимых проектов и получил поддержку Фонда Президентских грантов. В нем воспитанники рисовали свой мир – в прямом и переносном смысле.
Юнкоры были приятно удивлены тем, что их жизненные приоритеты оказались схожими: семья, родные, дом, домашние питомцы, желание познать мир и всех вокруг сделать счастливыми. Так они постигли простую истину о том, что дети с нарушениями здоровья во многом такие же, как и они сами, и их вовсе не стоит бояться. Из впечатлений о фильме юнкоры сформулировали свои пожелания его героям. В них отразился богатый спектр эмоций – от восхищения их силой в борьбе с недугами и широтой души до сравнения их жизненного пути с великими классиками, у которых были аналогичные сложности со здоровьем. Так, юнкор Настя Аленина написала: «желаю не сдаваться, как Людвиг Ван Бетховен, который, будучи великим музыкантом, потерял слух. Это был для него большой удар, но он продолжал писать – известное в мировой классике произведение «К Элизе» создано им через десять лет после того, как он полностью утратил возможность слышать».
В результате юнкоры встретили предложение сделать для воспитанников ОДИСС НСК [3] открытки своими руками и вписать в них свои пожелания с вполне закономерным воодушевлением. К реализации этой задачи дети подошли творчески: использовали разные техники и материалы, и результат получился достойный! Значимым результатом этого этапа стало предложение поехать в ОДИСС НСК, чтобы передать эти открытки адресатам лично в руки, от девочки, для которой сложно было говорить на тему детей с инвалидностью в начале эксперимента.
22 декабря 2021 года такая поездка успешно состоялась. Юнкоры увидели, насколько разными бывают дети с нарушениями слуха, как порой непросто родителям и педагогам. Ребята усвоили важные навыки поведения при взаимодействии с ними: куда важнее будет оказать помощь, чем смотреть с жалостью или страхом. Здесь они выучили еще один важный урок доброты, когда в ответ получили от ОДИСС НСК благодарственные письма и подарки. Открытие было невероятно эмоциональным, в буквальном смысле – до слез. Но именно оно окончательно закрепило в сознании впечатления от вовлечения в социально-острую тему, а также дали возможность «прожить» благодарность за сделанное от души для кого-то дело. Все это выразилось в живых и эмоциональных репортажах, опубликованных в № 8 юнкоровской газеты «Наши Алые Паруса».
Десять дней «заботы» не закроют пропасть
Между тем, практика включения темы инвалидности в образовательный процесс «Школы юного журналиста» выявила не только ее созидательный и эмоциональный потенциал. Для юнкоров старшего возраста тема развернулась в аналитические размышления, ставшие основой для глубоких исследований и критических публикаций. Так, юнкор Олег Ухин (15 лет) поставил себе задачу ответить на острый и довольно непростой вопрос: для кого объявлены эти десять дней заботы и что конкретно нового они привносят в решение проблем людей с ОВЗ?
Школьник выяснил, что декада по большей части призвана привлечь к решению вопросов социализации инвалидов как можно больше представителей современного общества, убедить их в том, что стать волонтером может и должен в той или иной мере каждый. Свои умозаключения юнкор иллюстрирует веской аргументацией в виде «говорящих» цифр: «по данным Росстата, на 1 января 2021 года в Новосибирской области проживали 192 160 инвалидов. А это, между прочим, почти 7% от общего числа жителей региона. Путем простых математических вычислений получаем следующий расклад: человек с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день есть в каждой четвертой семье»; в открытых источниках можно найти сведения лишь о 27 организациях, помогающих людям с ОВЗ на волонтерских началах, что, безусловно, не покрывает нужды этой категории граждан в социальном общении. Да и сама помощь преимущественно выражается в материальных ценностях, хотя объем государственной помощи сложно назвать недостаточным – только за 2020 год на меры социальной поддержки было выделено почти 32 миллиарда рублей. Олег делает смелые, но близкие к истине выводы о том, что измерять объем социальной пользы декады инвалидов можно и нужно путем точной статистики и учета людей, вовлеченных в волонтерскую деятельность в период ее проведения. Однако на сегодняшний день внимание к такому социальному капиталу недостаточное. «Вот и получается замкнутый круг, хаотичный бег по которому, по сути, для галочки (а как еще назвать работу, в которой не отслеживается долгосрочный результат), нивелирует все многочисленные усилия в этом направлении», – уверен автор.
Практическая ценность статьи Олега очевидна – в силу своей мощной аргументации она может позволить ему побороться за призовое место в конкурсе профмастерства. Если же посмотреть шире: это готовое руководство к действию для властей, озвученное молодежью, своеобразный «лайфхак» для чиновников.
Приложение. Статья Олега Ухина «Десять дней заботы не закроют пропасть»
Выводы
Участие юнкоров в декаде инвалидов – это мощный ресурс и инструмент для воспитания таких качеств, как сострадание, взаимопомощь. Это широкие возможности для формирования гражданской позиции, осознания своей личной роли и участия в решении социальных проблем. С точки зрения профессионального самоопределения, в данном случае можно говорить об умении «влить своей крови» в репортаж» и через отображение собственной позиции побудить общество к участию в решении острой социальной проблемы; о развитии таких методов познания действительности, как индукция, дедукция, сравнение, обобщение; о широком спектре применения метода анализа данных из открытых источников, а также полученных в ходе собственного социального эксперимента (наблюдения, анкетирования).
В случае с юнкорами Центра дополнительного образования «Алые паруса» эффект очевиден – вовлечение в волонтерскую деятельность, которую дети намерены продолжить путем сотрудничества с подопечными ОДИСС НСК в 2022 году.
Список литературы и источников:
- Васильева О. С. Современные проблемы психологии и культуры здоровья [Электронный ресурс]. – URL: https://moodle.sfedu.ru/mod/page/view.php?id=1965 (дата обращения: 02.02.2022).
- Мир глазами особого ребенка [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/cdo_ap?w=wall-85906213_5952 (дата обращения: 02.02.2022).
- Организация детей-инвалидов «Счастье слышать» [Электронный ресурс]. – URL: https://odis-s.ru/ (дата обращения: 02.02.2022).
- Очень значимая миссия [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/cdo_ap?w=wall-85906213_6014 (дата обращения: 02.02.2022).
- Письма Богу [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=hF5txqt3Z0A (дата обращения: 02.02.2022).
- Ролик «Школы юного журналиста» для слабослышащих детей Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/cdo_ap?w=wall-85906213_6094 (дата обращения: 02.02.2022).
- Соков А. И. Формула мастерства: учебное пособие по журналистике. – Новосибирск, 2003.
- Соков А. И. От заметки до фельетона: учебное пособие по журналистике. – Новосибирск, 2005.
- Шмидт Э.-Э. Оскар и розовая дама. – М., 2002.
Количество просмотров: 2184 |
Добавить комментарий