Цифровая трансформация образования как условие профессионального самоопределения обучающихся
Важнейшим условием профессионального самоопределения школьников в контексте потребностей цифровой экономики является цифровизация образования. В этой связи важно отметить, что вопрос цифровой трансформации отрасли актуализирован национальным проектом «Образование». Одним из федеральных проектов национального проекта является «Цифровая образовательная среда» (далее – ЦОС). При этом ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО (далее институт) является региональным оператором, сопровождающим внедрение данного проекта, то есть в полной мере причастен к созданию условий для профессионального самоопределения школьников.
В «Стратегии цифровой трансформации Новосибирской области» сформулировано определение цифровой трансформации образования: «Цифровая трансформация системы образования – это формирование единого образовательного пространства и обеспечение доступности образования на всей территории региона за счёт создания современной цифровой образовательной среды, как системы (совокупности) цифровой инфраструктуры, электронных сервисов и верифицированного общедоступного цифрового образовательного контента, усиливающей традиционную школу (традиционное образование)».
Для того, чтобы каждый педагог мог обеспечить возможность профессионального самоопределения обучающихся в сфере цифровых технологий, необходимы ключевые компоненты ЦОС, которые будут представлены на федеральной платформе: совокупность цифровой инфраструктуры, электронных сервисов и верифицированного общедоступного цифрового образовательного контента. Эта платформа также будет включать в себя региональный сегмент. Одна из больших и сложных задач – это интеграция всех систем федерального и регионального уровней на этой платформе. Параллельно необходимо решать задачи, связанные с формированием цифровых компетенций как сквозных навыков у всех участников образовательного процесса.
Значимым компонентом регионального сегмента ЦОС является система дистанционного образования института и региональная система дистанционного обучения (РСДО), включающая более 300 электронных курсов по всем учебным предметам. Сам факт использования этих ресурсов в образовательном процессе мотивирует обучающихся к овладению инструментами цифровизации для достижения планируемых результатов обучения и способствует выбору IT-направления в качестве будущей сферы профессиональной деятельности.
Реализация других проектов позволит Новосибирской области достичь показателей «цифровой зрелости» отрасли образования. К ним относятся численность учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля; численность учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формирования индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио ученика; численность педагогических работников, получивших возможность использования цифрового образовательного контента (далее – ЦОК) и цифровых образовательных сервисов; численность учащихся, имеющих возможность бесплатного доступа к верифицированному ЦОК и сервисам для самостоятельной подготовки; число заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки.
Особое значение в контексте темы статьи имеет проект «Мероприятие ЦОК», который на федеральном уровне реализуется университетом «Иннополис». На сегодняшний день 14 партнёров, обладающих платным контентом, верифицировали его и сделали доступным всем школам России на платформе университета «Иннополис». Контент будет бесплатен для всех, работающих с ним на данной платформе. До 2024 года 100% школ должны работать с этой платформой. Это будет способствовать достижению третьего, четвёртого и пятого показателей «цифровой зрелости», перечисленных выше. В этом проекте НСО занимает 17 место из 85 регионов России.
Следующий проект – это открытие с 2020 года центров цифрового образования детей «IT-куб». Открыто уже два таких центра, к сентябрю 2022 года должны быть открыты ещё три. В 2023 году будет открыт ещё один центр. Решение всех организационных вопросов, методическое сопровождение, отчётность о деятельности данных центров осуществляют методисты управления цифрового образования института. Ученики в центрах, как правило, имеют все шансы выбрать для продолжения обучения в системе профессионального образования или в высшей школе IT-специальности.
Ещё один проект – «Сферум». Это федеральная бесплатная информационно-коммуникационная платформа, созданная для того, чтобы в едином пространстве объединить всех участников образовательного процесса. Она должна заменить нам Zoom и BigBlueButton. Работая в «Сферуме», обучающиеся могут успешно решать ряд задач в формате командной работы, достигать амбициозных целей совместно, реализовывать стратегии эффективной коммуникации, что весьма актуально для успешного освоения цифровых технологий и дальнейшего самоопределения в мире современных профессий.
Следующий проект – «Лицей Академии Яндекс». В 2021/22 учебном году в проекте участвуют 21 преподаватель и 453 обучающихся, которые изучают язык программирования Python. Отбор преподавателей и детей осуществляется на федеральном уровне. Очевидно, что эти обучающиеся уже ориентированы на выбор профессии программиста.
В текущем году заканчивается реализация регионального проекта «Внедрение электронные форм учебников (далее – ЭФУ) в образовательный процесс». С 2015 года школы, вошедшие в проект, бесплатно получили 17000 лицензий на ЭФУ и продолжат бесплатно использовать ЭФУ через платформы Университета «Иннополис» и «Моя школа».
В рамках реализации проекта «Образовательный планшет СмартЛайф» две школы проводят апробацию планшета российской разработки. На этом планшете установлен разнообразный обучающий контент: электронные учебники, образовательные платформы, различные справочные ресурсы и приложения. Его можно использовать для работы с ресурсами, созданными в Moodle. В планшете полностью исключён доступ к вредоносной информации в сети Internet, ученик не сможет самостоятельно загрузить приложения, не одобренные родителем или учителем. Планшет получил высокую оценку специалистов института. Школьники, мотивированные к выбору IT-специальностей, обучающиеся в специализированных классах IT-направления, смогут эффективно применять планшеты для проектной и исследовательской деятельности.
Проект «ЯКласс 500+» входит в тройку цифровых платформ, контент которых активно используют школы НСО. 14 школ работали в экспериментальном режиме, в рамках проекта обучались более 5 тысяч школьников. Ещё двумя цифровыми платформами помимо «ЯКласс», контент которых входит в список наиболее востребованного в школах нашего региона, – являются «Учи.ру» и «Яндекс Учебник». Последняя полностью бесплатна для школ.
Большой региональный проект «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области» был начат в 2011 году в рамках проекта «КММО» – «Комплекс мер по модернизации образования». Он был направлен на предоставление равного доступа к качественному образованию в условиях функционирования ЦОС региона. Сетевыми учителями проекта было разработано более 300 электронных курсов для РСДО. В рамках проекта учителя получали доплату за использование дистанционных образовательных технологий. В августе прошлого года министром образования НСО С. В. Федорчуком была поставлена задача переориентировать проект на закрытие хронически существующих кадровых вакансий в сельских школах. Сетевой учитель может быть географически удалён от обучающихся, а в классе с детьми присутствует тьютор. Все уроки проводятся в режиме реального времени: урок-вебинар и урок через электронный курс в РСДО. Учитель заранее, готовясь к уроку, обговаривает с тьютором все нюансы планируемого урока и в его ходе постоянно находится на связи с тьютором.
Первый этап реализации проекта начался только в октябре 2021 года. К дистанционному обучению приступили 317 детей. На втором этапе в декабре 2021 года дистанционным обучением был охвачен ещё 151 ребёнок.
К третьему этапу мы подошли только в апреле 2022 года. Из-за дефицита сетевых учителей по иностранному языку нам пришлось готовить студентов 4 курса факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета (далее – ФИЯ НГПУ), обучая их работе в Moodle. Сегодня в виртуально распределённой школе обучаются 565 детей из 34 школ в 22 районах области. Вакансии по 7 предметам закрывают 60 сетевых учителей из города Новосибирска и районных центров региона. 40 тьюторов, 67 школьных координаторов, 37 муниципальных и 8 методистов управления цифрового образования института сопровождают этот учебный процесс. Очевидно, что школьники приобретают уникальный опыт обучения в цифровой среде и осознанно подойдут к выбору будущей профессии с учётом открывшихся перспектив.
Ещё один большой федеральный проект, участие в котором открывает новые горизонты для профессионального самоопределения в информационно-образовательной среде школы, связан с информационной безопасностью участников образовательного процесса. Начинался проект с одного федерального урока «Час кода», а на сегодняшний день – это несколько отдельных проектов внутри направления. Некоторые из них проводятся ежегодно, другие – ежемесячно. Только за 5 месяцев 2022 года в проектах данного направления приняли участие около 100000 человек: учителя, дети и их родители. Особое значение имеют открытые события «Урок Цифры», проходящие на базе школ региона. В них принимают участие два региональных министра: министр образования и министр цифрового развития и связи, или их заместители. Сам урок проводят представители ведущих российских IT-компаний («Лаборатория Касперского», «Яндекс», «Дубль ГИС» и др.). Это прекрасный формат для решения задач профессионального самоопределения школьников в этом значимом направлении.
Разумеется, все эти проекты требуют методической поддержки учителя. В 2022 году управление цифрового образования реализует три инновационных курса. На одном из них, посвящённом искусственному интеллекту, который прошёл в марте, был обучен 21 учитель. Два других курса, которые будут посвящены виртуальной и дополненной реальности, планируется провести в октябре и ноябре 2022 года. На одном из них будут раскрыты вопросы использования готовых виртуальных сред в деятельности учителей-предметников. Второй курс объёмом 72 часа для учителей информатики будет посвящён вопросам самостоятельного создания виртуальной среды. Потребность в данных курсах появилась в связи с поставкой в школы оборудования в рамках проектов «Точки роста» и «IT-кубы». Оборудование включает в себя шлем и два контроллера.
Таким образом, многоаспектная работа по обеспечению профессионального самоопределения обучающихся в IT-сфере возможна при условии эффективной цифровой трансформации образования, которая, в свою очередь, требует слаженной и хорошо координированной деятельности профессионалов – педагогов, методистов, инженеров, учёных.
Количество просмотров: 4341 |
Добавить комментарий