Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика

 
 

Дегтярёва Ольга Андреевна,

педагог дополнительного образования,

руководитель творческого объединения «Школа юного журналиста»

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика

Гуманное инфопогружение

Занятие журналистикой в подростковом возрасте неизбежно приводит к ранней профориентации. Даже если впоследствии ребенок не свяжет свою жизнь с медиапрофессией, в качестве важного hard skills у него будет умение собирать, обрабатывать и анализировать информацию. Активное же применение педагогом гуманистических принципов в процессе преподавания журналистики в рамках дополнительного образования, способно в значительной степени развить и навыки soft skills: умение общаться с представителями разных социальных групп,  формирование критического мышления и информационной картины мира.

Ключевая роль в этом процессе принадлежит именно социальной журналистике с ее высоким нравственным, духовным и максимально погружающим в реальную жизнь потенциалом. Важно, чтобы молодой автор не оставался только наблюдателем и летописцем происходящего. Необходимо обеспечить процесс практического со-переживания в тех или иных ситуациях, то есть реализовать на практике метод включенного наблюдения, при котором журналист становится участником событий.

От социалки до социальной журналистики

Становление социальной журналистикой в России как отдельного медианаправления  прошло тернистый путь. В 90-е годы прошлого века  «социалка» рассматривалась как формат  презентации жизни «сирых и убогих», то есть людей, за которыми закрепилось понятие неблагополучных, незащищенных (многодетные семьи, алкоголики, люди без определенного места жительства). От стереотипного формата социальная журналистика начала освобождаться лишь в середине двухтысячных, когда стал усиливаться нарратив об инклюзии социального пространства и необходимости активного участия самого общества в решении социальных проблем.

Появились предпосылки формирования ответственного отношения человека к общему социальному пространству и осмыслению его как объединяющего начала, принадлежащего людям всех возрастов и статусов.

Эти тенденции нашли отражение как в сфере профессионального (в вузовских программах появилась такая дисциплина «Социальная журналистика»), так и предпрофессионального образования. Так, в процессе обучения юнкоры «Школы юного журналиста» МБУДО ЦДО «Алые Паруса»  изучают принципы реализации социальной журналистики. Это практико-ориентированный курс, в рамках которого важные социальные проблемы выступают в роли объектов журналистского исследования (создаются публикации и сюжеты, разрабатываются и проводятся социальные акции).  

Не жалость, а понимание

В 2021 году «Школа юного журналиста» организовала акцию «Подари сердце» (заметка об акции; https://vk.com/cdo_ap?w=wall-85906213_6014), в рамках которой предложила творческим объединениям «Алых Парусов», занимающимся декоративно-прикладным искусством, приготовить своими руками подарки для слабослышащих детей из областной общественной организации «Счастье слышать» (ОДИСС НСК).

Юные журналисты сделали открытки ручной работы (с адресными и искренними пожеланиями). Вручение состоялось в необыкновенно эмоциональной атмосфере – юнкоры получили первый опыт взаимодействия со слабослышащими сверстниками, представление об их жизни, интересах и трудностях, с которыми приходится сталкиваться. Важным результатом акции стал прорыв в сфере коммуникации: учащиеся поняли, что можно общаться со слабослышащими детьми, которые также мечтают, читают книги, любят своих родных.

ОДИСС НСК – организация, которая специализируется на социализации и инклюзии слабослышащих детей, ее сотрудниками накоплен уникальный опыт, поэтому в 2022 году юнкоры в рамках акции «Подари сердце» решили снять небольшой документальный фильм об основательнице организации Татьяне Тайлаковой (https://vk.com/cdo_ap?w=wall-85906213_8140).

Важно, что сценарий юнкоры придумывали сами. О глубине их погружения в тему свидетельствует качество вопросов для интервью: в каком году вы основали эту организацию? что сподвигло вас на это? было ли вам тяжело, кто помог вам в создании центра? каким он должен был быть первоначально? как бы вы хотели изменить мир в пользу людей с такими особенностями? какие были ваши эмоции, когда вы узнали, что у вашей дочери проблемы со слухом? сталкивалась ли ваша дочь с буллингом и если да, то, как справлялась? каково родителям принять такой диагноз у своего ребенка?

Этот кейс демонстрирует желание юного журналиста не просто рассказать о проблемах слабослышащих детей, а описать непростой путь психологической адаптации слабослышащих как внутри семьи, так и в социуме, сформировать у людей, не имеющих ограничений по здоровью, культуру бережного адресного общения со слабослышащими. В рамках своих творческих работ юнкоры акцентировали внимание зрителей на том, что такие дети и их родители не нуждаются в показной жалости, им нужно партнерская коммуникация, общение на равных.

В процессе съемок фильма воспитанники ОДИСС НСК и юнкоры поучаствовали в совместном кулинарном мастер-классе, пообщались друг с другом через сурдопереводчика, изучили основы языка жестов. Искренний интерес юного автора дал возможность получить эмоциональные и честные ответы, и смонтировать очень живой и насыщенный фактами фильм (https://vk.com/video-85906213_456239714?list=2ee44c567cc9efa5c6).

В качестве фокус-группы – первых зрителей выступили 50 учеников новосибирских школ. Они отметили, что им было интересно узнать о новых и неизвестных сторонах жизни слабослышащих, разобрать мифы о семьях, воспитывающих таких детей: «Они» и «мы» – это не две противоположности, а один мир. Никто не должен пугаться и показывать пальцем на ребёнка, который не слышит», «Стало понятно, что слабослышащим детям нужна не показная жалость раз в год, а живое и искреннее общение и мне очень захотелось внести в это свой вклад».

Таким образом, юнкорам удалось не только создать информационный проект, направленный на осмысление социальной проблемы, но и самим научиться корректно общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Трудное прошлое в кинодокументалистике настоящего

Еще одним погружением в мир социальной проблематики для юнкоров «Алых Парусов» стал проект «Боль и память Чернобыля https://www.youtube.com/watch?v=HO5b6_LiRq0, посвященный изучению истории жизни новосибирцев, участвовавших в ликвидации аварии в апреле 1986 года.

В начале двухтысячных Чернобыль как объект исследования возник в художественной фильмографии, но персонифицированных образов ликвидаторов в ней не намечалось. В итоге «ПостЧернобыль» превратился в сталкерскую игровую реальность, далекую от реальных свидетелей событий, и отражения сложных житейских историй. До 2020 года документальным источником изучения роли новосибирцев в ликвидации аварии на ЧАЭС были документальные фильмы оператора (сегодня уже не существующей) «Западно-Сибирской киностудии» Валерия Новикова – «Черно-белый Чернобыль Виктора Гребенюка», «Осень 1986-го» https://www.youtube.com/watch?v=cqdy0Ij2b7o. В центре внимания авторов находится дискурс успеха: быстрая и слаженная работа людей и техники, рекордные сроки строительства саркофага, оперативного принятие решений и др. Трагические обстоятельства произошедшего иллюстрируются через вынужденную миграцию жителей зоны отчуждения: заросшие бурьяном дворы, брошенные домашние животные, богатый, но не востребованный урожай.

В 2021 года  юнкоры выпустили фильм «Боль и память Чернобыля» (https://www.youtube.com/watch?v=HO5b6_LiRq0), героями которого стали пять новосибирцев, выступавших в разных ролях в процессе ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции: Валерий Труссев (командир МИ-8), Валерий Тимофеев (химик-дезактиватор), Надежда Кононова (вдова ликвидиатора), Виктор Мишанев (разнорабочий), Галина Чеснокова (врач-эпидемиолог).

Юные корреспонденты использовали инструмент сторителлинга (изучение проблемы через ситуации, возникшие в жизни конкретных героев), который позволил. Социальное погружение для юнкоров началось с задания по выявлению общего трудного прошлого всех героев фильма, которое можно было бы спроецировать на всю социальную группу ликвидаторов в целом.

В качестве общих травматических социальных последствий аварии на ЧАЭС, негативно повлиявших на жизнь ликвидаторов были определены:

– ухудшение физического здоровья (боязнь иметь детей после командировки; резкое обострение заболеваний широкого спектра спустя несколько лет после облучения;

– подтвержденные случаи негативного влияния на здоровье детей и внуков); социальное неприятие (отсутствие эмпатии общества и нужного объема государственной помощи, правовой защиты);

– «женская тема» – «добровольно-принудительное» участие женщин разных последствий в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и последующий распад семей; тяжесть раннего женского вдовства и детского сиротства.

Авторы документального проекта сделали акцент на социальных проблемах: в Новосибирске о трагедии на ЧАЭС узнали на 10 дней позже; отсутствие исчерпывающей информации о последующем влиянии на здоровье, гарантий на физическое восстановление; отсутствие организованной психологической помощи; невключенность общества в контроль за соблюдением правового статуса и обеспечения социальных гарантий «чернобыльцев».

В настоящее время редакционная команда работает над новым фильмом под названием «неЗабытый Чернобыль», который будет представлен общественности 26 апреля 2023 года. Юнкоры «Алых Парусов» в рамках презентационного показа выступят организаторами общегородского мероприятия для своих сверстников, поделятся собственными эмоциями и выводами. На первом показе будут присутствовать герои фильма, которые станут почетными гостями церемонии и смогут поделиться с новосибирскими школьниками и педагогами своими наблюдениями и жизненным опытом.

Опыт применения «вальфдорф» журналистики показывает, что наиболее эффективным в процессе обучения является создание ситуации социального погружения и последующего совместного сопереживания определенного опыта с героями публикаций и сюжетов.

Количество просмотров: 1222  

Добавить комментарий

1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы