Современный урок в начальной школе

 
 

Качура Галина Владимировна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

заместитель директора МАОУ «Гимназия № 12» г. Новосибирска

 

Современный урок в начальной школе

Великая цель образования – это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Нет, наверное, на земле человека, который не знал бы, что такое урок. Обучение в школе оставляет след в душе каждого человека, и задача учителя, чтобы этот «след» был ярким, тёплым и радостным. Поэтому сегодня очень важно задумываться над тем, что же меняется в уроке с течением времени? Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей повседневной жизни наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Так каким же должен быть урок? Через призму урока русского языка в 3 классе, я попытаюсь мозаичными кусочками собрать образ современного урока в начальной школе.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – ИКТ-компетентность. А значит, неотъемлемой частью современного урока становятся информационно-коммуникационные технологии. Таким образом, одной из актуальных практических задач урока является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем использования на уроке научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей. Ни для кого не секрет, что обучение будет гораздо успешнее, если ребёнку на уроке будет интересно. Поэтому для учителя очень важно подобрать такие формы работы, чтобы максимальное число учеников было заинтересованно процессом обучения. Поэтому на моём уроке присутствуют элементы игровых технологий. Использование игровых моментов, ярких практических задач, проведения занятий в ярких нестандартных формах, с использованием ИКТ – всё это позволяет гарантировать внимание учеников на протяжении всего времени. Важно не забывать, что нестандартность не должна затмевать дидактические цели, а напротив должна способствовать их реализации. Считаю, что уроки, проводимые с использованием интерактивной доски в сочетании с игровыми технологиями, в силу своей наглядности, красочности и простоты приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоционального фона учащихся при восприятии учебного материала.

Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования, поскольку впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как она будет сформирована, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. Урок направлен на формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к предмету и является средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Поэтому последовательность заданий на каждом уроке я строю так, чтобы побуждать учеников самостоятельно решать возникшие проблемы, адекватно использовать речевые средства для эффективного решения различных коммуникативных задач. Основные формы урока – самостоятельное (индивидуальное или групповое) обдумывание проблемы и последующая беседа (обсуждение предложений, гипотез, вопросов, ответов детей). Материал требует от учащихся применения знаний не только в знакомых, но и в новых, нестандартных речевых ситуациях; с учетом различных учебных возможностей учащихся. Дидактическим стержнем урока считаю исследовательскую деятельность учеников. Дети осуществляют умственную деятельность: наблюдение, сравнение, сопоставление. На уроке соблюдаю принцип «коллизий». В младшем школьном возрасте преобладает эгоцентрическая позиция в межличностных и пространственных отношениях, поэтому организация работы в малых группах способствует развитию сотрудничества. Учеников младших классов привлекает ролевая компонента урока.

В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Преимущества использования технологии сотрудничества на различных уроках, начиная с 1 года обучения проявляется в том, что учащиеся, применяя общеучебные умения, посредством речевого общения приобретают навыки взаимодействия; участвуя в коллективной работе, развивают личные, регулятивные и социальные навыки, информационную компетентность, мотивы учения. Объединение учащихся в малые группы позволяет мне решать не только специфические задачи, но и задачи продвижения ребёнка в общем развитии, в процессе взаимодействия с учителем, классом, в целом с его окружением. Я считаю, что только при таком подходе содержание образования для младшего школьника из модели обучения превращается в «живое» знание, которое принадлежит индивидуальности ученика и способствует формированию его потребностей и мотивов, а также развитию эмоциональной сферы ребёнка.

Правильно организованная учебная деятельность с применением информационно-коммуникационных и игровых технологий вооружает знаниями, умениями, навыками в соответствии с программными требованиями; содействует воспитанию ряда нравственных качеств личности учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности. Применяя на уроке современные технологии, я имею два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, в результатах по предмету. Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности, а игра мотивирует ребёнка на активную работу, что позволяет учителю добиваться лучших результатов в развитии непроизвольного внимания, которое становится особенно концентрированным (когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции), групповые формы работы позволяют формировать коммуникативные компетенции. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что на первый взгляд современный урок – обычный урок. Но это только на первый взгляд. На самом деле есть в нём нечто, что отличает его от уроков, проводимых учителями ещё несколько лет назад. Это атмосфера поиска, это особый эмоциональный настрой урока, это чувство веры в свои силы и способности, живущая в каждом ученике. И, наконец, то, что в подготовке и проведении урока обязательно участвуют дети.

Хочется привести слова из анкет родителей моего класса: «…Нашей дочери интересно всё. Она как маленький учёный открывает для себя секреты речи на страницах «Азбуки», с удовольствием находит ловушки на страницах учебника математики. Нам, родителям, нравятся в ней позитивные изменения. Она стала наблюдательной, и порой мне кажется, что она в отличии от меня может ярче видеть в обыденных вещах что-то новое необычное, что так ускользает от взгляда взрослого. (Солдатова Ю.В..)»

Вот что пишут в анкетах мои малыши, отвечая на вопрос: «Какой он сегодняшний урок?»

« ….увлекательный, весёлый, сообразительный, необыкновенный, таинственный, интересный, тёплый, загадочный, «немножко учёный», говорливый, солнечный, простой и любимый….»

Приложение. Урок русского языка в 3 классе по теме «Использование глаголов в речи»

Количество просмотров: 24756  

Добавить комментарий

1. Цикл краткосрочных образовательных практик с применением ИКТ «О Вологодчине интересно» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении математике в начальной школе ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Буктрейлер как средство повышения читательской активности младших школьников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Семейный интерактивный календарь «Безопасность дорожного движения» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Создание проекта «Новосибирск в цифрах» с использованием инструментов информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Создание образовательного календаря «Экскурсии в начальной школе» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Использование микроскопа в курсе внеурочной деятельности «Занимательная экология» для учащихся начальной школы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Искусственный интеллект в образовании: использование нейросети GigaChat в обучении младших школьников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Мультимедийные инструменты для обучения: опыт применения LearningApps ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Реализация проекта «День Синички» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Мнемонические приёмы для развития памяти младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Использование новых форматов текста на уроках русского языка и литературы для повышения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Интерактивные игры в информационно-образовательной среде на уроках математики в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Геймификация на уроках окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Воспитательное событие «Правила дорожного движения» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Создание web-квестов и их использование в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Социально-эмоциональное развитие младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы