«ЧЕМОДАН ДОБРЫХ ДЕЛ»: программа 3 летней оздоровительной смены ДСОЛ КД «Тимуровец»
Вырабатывай в себе планы и пути для создания жизни красивой, разумной,
лишенной безволия, полной труда и гармонии в отношениях ко всему окружающему.
Елена Рерих
Третья смена хранит историю лагеря, который называется «Тимуровец». «Тимуровец» – понятие, пришедшее к нам из советских времён, обозначающее образцового школьника, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. «Тимуровец» – имя нарицательное, произошло от имени героя книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» – Тимура. Подросток Тимур организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям. Образ Тимура писатель ассоциировал со своим сыном Тимуром Аркадьевичем Гайдаром.
После появления этой книги и стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно, потому что оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали лучшей частью пионерии, сохраняя при этом дух волонтерства и добровольчества.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали на фонд обороны.
В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов, в учреждениях дополнительного образования крупных городов, при активах сельских школ, в том числе и в ДСОЛ КД «Тимуровец». Это один из лучших способов проявить себя и реализовать свой потенциал. Делая добрые, социально-полезные дела, ребята обучаются различным трудовым навыкам, участвуют в реальных проектах, получают знания и профессиональный опыт.
На смене старшие отряды берут шефство над младшими, их объединяет общая отрядная программа, целью которой является одно большое добровольческое дело на благо лагеря, которое они реализуют в течение смены.
В структуре общения подрастающего человека важное место занимает межвозрастное общение, так как в нем реализуется значительное количество социальных ролей. Ребенок, участвуя в общении со взрослыми, старшими и младшими детьми, попадая то в позицию «старшего», то «младшего», приобретает различный жизненный опыт. Этот опыт во многом зависит от характера общения. Межвозрастное общение может быть стихийным или организованным.
В настоящее время в педагогической практике преобладает общение в одновозрастных группах. Организованное межвозрастное общение встречается значительно реже. Изучение опыта массовой школы показывает, что такое общение в основном встречается как функционально-ролевое в процессе учебной деятельности, кружковой и шефской работы.
Важность исследования проблемы межвозрастного общения определяется тем, что в сегодняшней социальной ситуации, когда многие семьи неполные или имеют лишь одного ребенка, сокращена сеть внешкольных учреждений, в которых существует возможность межвозрастного общения, создается атмосфера эмоциональной изолированности и незащищенности личности. Если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально-комфортном общении со старшими и младшими в семье, в школе, в компаниях, то обнаруживаются такие негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими и т.п. Между тем межвозрастное общение, в силу неравномерности развития его участников, может обогатить их опытом через разноплановое взаимодействие, способствовать познанию себя и других, создать дополнительные сферы самореализации. Возникает необходимость углубленной разработки педагогических представлений о межвозрастном общении, о путях его эффективной организации[1].
Сравнивая свою работу с одновозрастными и разновозрастными сообществами, Г. М. Кубранов выделяет ряд преимуществ последних:
– благодаря разновозрастному взаимодействию скорее и лучше передается опыт старших младшим;
– в разновозрастных сообществах создаются семейные условия, при которых старшие воспитывают малышей и несут за них ответственность не формально, не на словах, а на деле. Воспитание становится непрерываемым, так как малыши оказываются под постоянной заботой старших;
– в разновозрастных сообществах создаются лучшие условия для воспитания у детей и подростков организаторских умений и навыков, способности находить правильное решение жизненных вопросов, возникающих в различных ситуациях;
– разновозрастные сообщества оказываются равными по силам и могут участвовать в общих соревнованиях;
– благодаря созданию разновозрастных сообществ ликвидируется обособленность первичного коллектива и образуется общий коллектив.
Межвозрастное взаимодействие – явление широкое и многогранное, имеющее при правильном педагогическом подходе огромный воспитательный потенциал. Именно оно дает возможность для скорого и легкого перенимания общественного опыта, знаний и навыков; для развития самостоятельности и организаторских способностей; для реализации потребности в опеке или покровительстве; для воспитания гражданских и нравственных качеств, для социализации и, наконец, для удовлетворения потребности детей в межвозрастном взаимодействии и общении, которые, в свою очередь, способствуют взаимовлиянию и взаимообогащению разных возрастов и в то же время – реализации особенностей каждого возраста.
В целом разновозрастные сообщества имеют огромный позитивный воспитательный потенциал. Но для его реализации необходимо грамотно управлять процессом детского разновозрастного взаимодействия, а для этого нужно твердо представлять себе обоснованность выбора того или иного возрастного и количественного сочетания детей в таком сообществе, источники актуализации воспитательного потенциала и критерии эффективности деятельности такого сообщества.
Условия лагеря предполагают огромное количество методов для разновозрастного взаимодействия. Программа третьей смены выстраивается в данном формате, показывает все формы и методы работы межотрядного общения.
Помимо педагогических задач, решаемых через разновозрастное взаимодействие, лагерь приобретают единую команду, в которой находятся как педагогический состав, так и все дети лагеря. Старшее поколение детей передает традиции младшим. Дети возвращаются в лагерь, чувствуя себя его частью, растут в нем, вступают в «Тимуровское движение», затем в вожатский отряд школьников «Родничок», и в итоге в вожатский отряд «Родник». Таким образом, лагерь «выращивает» свое поколение, знающее традиции лагеря «Тимуровец» и сохраняющее его историю.
Цель смены: создание условий для формирования у детей чувства социальной ответственности, солидарности и взаимопомощи.
Задачи:
– создание условий для социализации детей и подростков через включение их в различные формы досуговой деятельности, в рамках воспитательной среды;
– обозначение для детей ориентиров духовно-нравственного роста путем раскрытия общечеловеческих ценностей;
– расширение знаний детей и подростков об истории ДСОЛ КД «Тимуровец» и «Тимуровского движения»;
– развитие воспитательного пространства детского лагеря, способствующего включению детей и подростков в деятельность в рамках комплексной программы «Педагогика здоровья и здорового образа жизни».
Основополагающие принципы программы.
Принцип гуманистической направленности воспитания. Принцип предполагает отношение к ребенку как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития. Реализация принципа в практике летней педагогики влияет на развитие у детей рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.
Принцип педагогической поддержки – организация деятельности педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с самореализацией, самочувствием, общением, успешным продвижением в какой-либо деятельности. Поддержка стремления детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип природосообразности. Каждое мероприятие программы проводится с учётом психофизиологических особенностей детей и со стремлением максимально использовать природную среду лагеря, являющуюся мощным оздоровительным фактором и способствующую гармоничному развитию ребёнка в единстве с природой.
Принцип индивидуального подхода. Создание условий для поддержания индивидуальности личности ребенка, уникальности общедружинного и отрядного коллективов – это главная задача и магистральное направление развития лагеря. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и педагога, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член коллектива лагеря должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Принцип здоровьеформирующего воспитания. Ключевые аспекты программы базируются на концептуальных основах программы «Педагогика здоровья» и предполагают использование всего спектра педагогических технологий, направленного на решение задач духовного и физического оздоровления участников смены, формирования ценностного и сознательного отношения к здоровью.
Механизмы реализации программы включают в себя деятельность на нескольких этапах:
1 этап – подготовительный:
– разработка содержательной части программы;
– подготовка методических материалов для педагогического состава, отражающих специфику смены;
– подготовка материального обеспечения;
– профессиональная подготовка вожатского отряда;
– ознакомление вожатых со специфическими методами реализации программы – «погружение» в ключевую идею, в содержательные компоненты смены.
2 этап – основной:
– реализация идей программы на различных этапах смены: предсезонном, организационном, основном, заключительном, периоде последействия и во всех формах деятельности детей в условиях ДОЛ;
– диагностирование эмоционального состояния детей в течение действия программы, самооценки личных достижений каждого члена коллектива и степени его роста, а также степени развития внутриколлективных отношений. Диагностирование результативности программы, формирования гражданских качеств и т.д.;
– возможная коррекция программы смены, связанная с результатами диагностической деятельности.
3 этап – итоговый:
– анализ и корректировка программы на основе аналитических данных (анкетирования, опросов, бесед, экрана настроения и других видов диагностирования);
– анализ результативности программы по итогам её реализации;
– прогнозирование дальнейшего развития данной программы.
Основная идея смены: мир детства уникален. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Досадно, что в этом мире детства все меньше остаётся места для живого общения, совместных проказ и игр.
Многие помнят советские произведения: «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Денискины рассказы» и др. В них описывается жизнь и организация детского управления, их дела и совместные приключения. Сегодня миллионы людей добровольно делают добро. Это – волонтёры, добровольцы. Их зовут, когда нужна помощь. Сейчас они именно там, где действительно нужны. Они романтики – легки на подъем, готовы быть где угодно, чтобы делать то, что необходимо.
На смене у ребят есть возможность приблизиться к миллионам людей, быть полезными и необходимыми миру, при этом развиваться духовно и физически. Участникам смены предлагается создать собственный штаб, где старшие отряды возьмут шефство над младшими. Так образуется единая команда, в которой выбирается капитан, все остальные его помощники. Собранная команда выбирает, над чем они будут трудиться всю смену, что создадут и оставят в память о себе на территории лагеря. У каждой команды будет специально отведенное место в лагере для общего сбора, которое они выберут сами. Именно там и будет рождаться творчество, кипеть работа над своим большим общелагерным проектом.
Ключевые мероприятия смены:
«Штаб Красный конник» – игра-погружение. Педагогическая задача: знакомство детей и подростков с легендарными местами лагеря «Тимуровец» и тематикой смены. Ребят ожидает увлекательное и необычное путешествие по территории лагеря «Тимуровец», а экскурсоводами по местам лагеря являются вожатые «Родника», которые помимо легенд и историй о лагере, поделятся информацией о смене. Каждый вожатый предложит отряду поразмышлять, что бы они хотели еще видеть в лагере и какую роль в воплощении своей мечты в жизнь они могут сыграть.
«К штурвалу» – программа визиток. Педагогическая задача: создание условий для развития коммуникативных навыков и творческих способностей детей и подростков. Отряды в творческой форме презентуют свой штаб волонтёрского движения (название, идеологию, планы) другим участникам смены.
«В городе К.» – квест, педагогическая задача которого – создание условий для развития познавательного интереса к истории Тимуровского движения, коммуникативных способностей детей и подростков. В ходе игры отрядам необходимо по всей территории найти необходимые подсказки о капсуле времени, в которой находится история о создании Тимуровского движения.
«На улице Тимуровской» – игра по станциям. Педагогическая задача: создание условий для формирования нравственных ориентиров детей и подростков. В этом кругосветном путешествии ребята встретятся с героями произведения «Тимур и его команда», где будут выполнять различные задания на станциях от самих героев, которые представятся ребятам и расскажут, какая роль у них в книге (Тимур, Женя, Ольга (сестра Жени), доктор Колокольчиков, Мишка Квакин, Симаков, Гейка, Георгий Гараев (дядя Тимура). После чего, в финале игры всем ребятам Тимур вручит штурвал с напутственными словами.
«Данко» – детективная игра. Педагогическая цель: создание условий для формирования у детей и подростков доброго отношения к ближнему и чувства милосердия. Сюжет детектива построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.
Ребята, погружаясь в легенду о Данко, должны помочь ему найти и собрать частички большого сердца. История запутана, сюжет может иметь несколько линий, но, только собрав все кусочки воедино, можно обрести счастье.
«Поделись добрым делом» – конструкторская игра. Педагогическая задача: создание условий для формирования навыков коммуникабельности и взаимопомощи у детей и подростков. На старте дня ребята видят таблицу, в которой написаны дела, которые можно совершить и тем самым помочь людям в лагере. Акция проходит весь день и у каждого есть возможность совершить свое доброе дело.
«Всегда готов» – финальная игра. Педагогическая задача: создание условий для развития коммуникативных навыков детей и подростков. Настоящие волонтёры готовы помочь всегда и везде. От ведущего отряды получают список финальных заданий и карту отмеченных мест. Выполнив задания, отряды отправляются в определенное место, где за помощь на протяжении смены их ждет вожатский сюрприз.
«Пусть горн звучит» – гала-концерт. Педагогическая задача: подведение итогов смены. Демонстрация индивидуальных и коллективных творческих достижений детей и вожатых, подведение итогов, награждение активных участников смены.
Предполагаемые результаты:
1. Удовлетворенность детей и подростков предлагаемыми формами межвозрастного взаимодействия.
2. Положительная динамика формирования у детей чувства социальной ответственности, личностного роста детей и подростков – участников смены.
3. Приобретение детьми новых знаний по истории ДСОЛ КД «Тимуровец» и «Тимуровского движения».
4. Осознание детьми здоровья как личностной ценности, наличие у них навыков здорового образа жизни.
Приложение. Презентация «Программа смены "Чемодан добрых дел"»
Приложение. Видеоролик о смене
Количество просмотров: 8360 |
Комментарии
Евгения опубликовано
Страницы
Добавить комментарий